С такого большого расстояния Солнце кажется не диском, как на Земле, а звездой. Нептун называют планетой, погруженной в вечные сумерки. Освещенность, создаваемая Солнцем, на нем в 900 раз меньше, чем на Земле, но в 525 раз больше освещенности, которая характерна для нашей планеты при полной Луне.
Диаметр Нептуна в 3,9 раз превосходит диаметр Земли, а масса в 17,2 раза больше. Нептун движется вокруг Солнца по почти круговой орбите, совершая один оборот за 164,8 лет. Плотность планеты всего в 1,5 раза больше плотности воды. Известно 13 спутников Нептуна, у него также есть система колец, всего их известно пять: три слабых и два ярких, они состоят из мелких пылевых частиц.
Нептун был открыт путем вычислений. Много веков самой далекой планетой Солнечной системой считался Уран. В середине 19 века точные наблюдения показали, что Уран откланяется от пути, по которому он должен следовать, если учитывать возмущения со стороны известных планет. Было установлено, что за Ураном должно находиться неизвестное тело, которое влияет на его отклонение. После чего была вычислена масса этого тела и указано место на небе, где оно должна находиться. Нептун обнаружили в указанном месте в 1846 году при помощи телескопа.
Как и другие планеты-гиганты, Нептун очень быстро вращается, совершая один оборот за 16,11 часа. При этом экваториальная зона планеты вращается быстрее, а полярная — медленнее. Нептун нельзя увидеть невооруженным глазом. На этой планете дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, их скорость достигает 300 м/c.
Молекулы метана, входящего в состав атмосферы планеты, хорошо поглощают красные лучи, этим объясняется глубокий синий цвет, в который окрашен диск Нептуна. Атмосфера планеты состоит из гелия (31%), метана (2%) и водорода (около 67%), также она содержит незначительные примеси веществ, которые появляются в результате фотолиза метана.
Средняя температура Нептуна составляет -214°С, хотя на таком расстоянии от Солнца она должна была быть еще ниже. Считается, что у планеты есть внутренний источник тепла, природа которого еще не изучена. Благодаря этому источнику, Нептун излучает в пространство в 2,7 раза больше энергии, чем получает от Солнца.
Плоскость экватора у Нептуна наклонена на 29,8° по отношению к плоскости его орбиты, у Земли этот угол составляет 23,45°. На Нептуне тоже происходит смена времен года, однако каждый сезон здесь длится более 40 лет.