Совет 1: Что такое досудебное разбирательство

Досудебным разбирательством называют урегулирование разногласий между сторонами гражданско-правовых отношений в переговорном или претензионном порядке. Также данным термином иногда обозначается процедура медиации, если она реализуется до обращения заинтересованного лица в суд.
Что такое досудебное разбирательство
Досудебное разбирательство представляет собой процесс, при котором стороны гражданско-правовых отношений предпринимают попытки урегулировать возникшие разногласия без обращения в суд. При этом досудебное разбирательство может реализовываться самостоятельно или с привлечением профессионального посредника, которого также называют медиатором. В некоторых случаях стороны гражданско-правового договора предусматривают обязательное досудебное разбирательство в виде претензионного порядка в тексте заключенного соглашения. Кроме того, процедура самостоятельного согласования спорных вопросов возможна и при отсутствии договора (например, при возникновении обязательств из-за причинения вреда).

Переговорный и претензионный порядок разрешения споров

Основными видами досудебного разбирательства считается переговорный процесс, а также направление заинтересованной стороной обязательства письменной претензии, получение ответа на нее. При наличии в гражданско-правовом договоре отдельного условия об обязательном направлении претензии до обращения в суд данное правило становится обязательным для сторон. Если предварительного направления претензии не последует, то суд просто не станет рассматривать спор, возникший по такому соглашению. Тем не менее, условие о переговорном порядке урегулирования разногласий не является обязательным для участников соответствующих отношений даже при его письменной фиксации в соглашении. Если одна из сторон не пожелает участвовать в переговорах, а просто обратится в суд, то такое заявление будет принято и рассмотрено в установленном порядке.

Урегулирование спора с привлечением посредника

Часто стороны не могут самостоятельно урегулировать возникшие разногласия по различным причинам, включая взаимные обиды, неспособность к конструктивному двустороннему диалогу и другие обстоятельства. В этих случаях имеется возможность привлечения третьей стороны – профессионального посредника, которого называют медиатором. Деятельность таких посредников урегулирована специальным законом, а их основной задачей является достижение согласия между конфликтующими сторонами, компромиссное решение проблемы без обращения в суд. Иногда медиатора привлекают и после подачи искового заявления, однако данный случай уже не относится к досудебному разбирательству, поскольку в лучшем случае судебный спор закончится заключением мирового соглашения.
Источники:
  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ

Совет 2 : Досудебная претензия как удобный способ урегулирования конфликтов

Решение возникающих споров между сторонами в претензионном порядке значительно разгружает суды. Кроме того, досудебное урегулирование возникшего спора позволяет избежать дополнительных судебных расходов.
Претензионный порядок решения спора

Когда претензионный порядок решения споров обязателен

Досудебный порядок разрешения спора обязателен в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством. Претензионный порядок в отношении отдельных категорий споров устанавливается транспортным законодательством (федеральные законы «О связи», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и т.д.), Гражданским кодексом Российской Федерации и т.д. При обязательном претензионном порядке до обращения в суд с исковым заявлением истцу необходимо обратиться к ответчику с письменным требованием исполнения обязательств. Документально подтвержденные доказательства соблюдения указанной процедуры прикладываются наряду с остальными документами к исковому заявлению. В противном случае судьей будет назначен срок для соблюдения указанной процедуры. Обязательным досудебный порядок является для разрешения споров, вытекающих из договоров перевозок, требований о внесении изменений в договор или его расторжении. Также обязательно соблюсти претензионное урегулирование разногласий, если это прямо вытекает из договора.

Претензионный порядок решения спора по условиям договора

Необходимость досудебного порядка урегулирование споров может вытекать из условий конкретного договора. При этом действительным претензионный порядок решения споров является лишь в том случае, если в договоре указаны его порядок, форма и сроки предъявления и рассмотрения претензий.

Возможно также и добровольное, не обязательное соблюдение претензионного порядка. В данном случае истцом реализуется его право. Он не обязан направлять претензионное требование ответчику, но с целью экономии времени, денежных средств и нервов реализует это право.

Положительные стороны претензионного порядка решения споров

Учитывая тот факт, что судебное разбирательство нередко затягивается и связано с определенными судебными расходами, гораздо проще, быстрее и выгоднее сторонам решить спор в досудебном порядке. Это особенно касается дел, в которых нарушение прав истца, вытекающих из договора и установленных законодательством, очевидно. Это минимизирует и затраты со стороны ответчика. Кроме того, досудебное решение спора удобно и для судов, так как уменьшается объем принимаемых к рассмотрению дел.

Таким образом, претензионный порядок рассмотрения дел решает проблему по уменьшению загруженности судов, позволяет сэкономить время и деньги сторон, способствует мирному разрешению споров.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500