Совет 1: Каковы признаки перегрева на солнце

Организм, перегревшийся на палящем солнце, получает из-за переизбытка тепла такой стресс, что перестает выполнять жизненно важные функции. Первой выходит из строя нервная система. Затрудняется процесс потоотделения, и тело не может отторгнуть гигантское количество тепла. При очень тяжелом перегреве пострадавший впадает в кому и оказывается на грани смерти. По каким же признакам можно распознать солнечный и тепловой удары?
В результате многочасового загорания немудрено получить и ожоги, и солнечный, и тепловой удары!
Инструкция
1
Солнечный удар – это локальный тепловой удар. Его получает лишь непокрытая голова, а тепловой удар – все тело. Причем не обязательно на солнце. Его можно получить и в горячем цехе, и даже в жарком помещении без вентиляции, будучи излишне тепло одетым.
2
Солнечный удар парализует работу мозга. Из-за сильного расширения сосудов кровь, как говорится, ударяет в голову. При перегреве легкой степени она начинает побаливать, появляется тошнота, тело охватывает слабость, несколько учащаются дыхание и пульс.
3
При солнечном ударе средней степени голова болит сильно. Человека уже не просто подташнивает – начинается рвота. Легкая слабость в теле сменяется частичной обездвиженностью. Координация движений нарушается, походка становится неуверенной, шаткой как у пьяного человека.
4
Общее состояние – предобморочное. Мучает одышка, пострадавшему не хватает воздуха. Может течь кровь из носа. Нередко температура поднимается до 38-39 градусов.
5
Тяжелый же солнечный удар очевиден, если лицо становится багровым, а потом бледно-синюшным. Температура подскакивает до 40-41 градусов. Из-за путаности сознания человек отвечает на ваши вопросы бессвязно, начинает бредить.
6
Тело могут охватывать судороги, непроизвольно отправляются моча, кал. Расширенные зрачки – это симптом очень тяжелого состояния и предвестник потери сознания.
7
Признаки теплового удара, в принципе, такие же. Поначалу – состояние сонливости, головная боль, слабость, легкое головокружение. При дальнейшем перегреве лицо краснеет, поднимается высокая температура, начинаются рвота, возможен понос.
8
Если перегрев продолжается, появляются галлюцинации, лицо сильно бледнеет, кожа становится холодной и зачастую синюшной. Человек обливается потом, задыхается. Сердце работает с перебоями, пульс учащенный, но прощупывается с трудом.
9
Вскоре пострадавший, как правило, теряет сознание, наступает кома. Если срочно не предпринять реанимационных мер, кома может закончиться летальным исходом, и это происходит в 20-30% случаев.
Обратите внимание
Получить солнечный и тепловой удары очень легко, употребляя в жару спиртные напитки.

Особенно оберегать от перегрева следует маленьких детей – риск получить солнечный удар у них возрастает многократно.

При первых же признаках перегрева нужно немедленно найти тенистое прохладное место. А при явном ухудшении самочувствия – или обратиться к врачу самому, или вызвать «скорую помощь».
Полезный совет
Затрудняют испарение пота, способствуя перегреву тела, высокие температура и влажность воздуха, плотная одежда, обильная пища, обезвоживание организма.

Находиться под солнцем следует в легком светлом головном уборе, желательно с сеточкой или отверстиями – он обязательно должен «дышать».

В жаркие дни пейте больше воды, она лучше всего утоляет жажду. Можно слегка подкислить ее лимоном или кислыми ягодами.

Старайтесь не бывать под солнцем, когда оно максимально активно и опасно: с 10-11 до 16-17 часов.
Источники:
  • Сайт Москмед.ру/Перегрев на солнце
  • Сайт Кид-инфо/Перегрев на солнце
  • Видео: Тепловой удар. Симптомы, причины и первая помощь

Совет 2 : Каковы симптомы теплового удара

Коварство теплового удара заключается в том, что большинство отдыхающих в южных широтах заботятся лишь о том, чтобы защитить голову и открытые участки тела от воздействия прямых лучей солнца, т.е. принимают меры по профилактике только одного солнечного удара. Тепловой удар может возникнуть не только под влиянием солнца, но и из-за неправильно подобранной одежды, пребывания в непривычной для организма климатической зоне, работы в горячих цехах.
Ребенок на открытом солнце

Отправляясь на отдых, важно помнить, что с медицинской точки зрения солнечный удар считается разновидностью теплового удара. И если профилактика первого состояния заключается в грамотной организации пребывания под солнцем, то предупреждение и лечение теплового удара требует комплексных мер, направленных на предотвращение перегрева организма.

Симптомы теплового удара

Возникновению состояния перегрева организма может способствовать множество факторов: сельскохозяйственные работы на полностью открытых солнцу участках; профессиональная деятельность в условиях высокого температурного режима; туристические поездки в страны, где преобладает жара в сочетании с высокой влажностью воздуха; слишком тесная, не пропускающая воздух или не по сезону подобранная одежда; избыточная физическая активность в солнечные дни.

Очень важно уметь вовремя распознать симптомы теплового удара, т.к. нарушение функций терморегуляции организма может привести не только к возникновению серьезных патологий, но и к летальному исходу. Клинические проявления теплового удара выражаются тремя степенями тяжести:

  1. При легкой форме появляются головная боль, мышечная слабость, может возникать головокружение, сопровождаемое тошнотой. Также могут присутствовать такие признаки, как расширенные зрачки, слишком сильный пульс, покраснение кожи лица и тела.

  2. Средняя степень тяжести характеризуется нарастающей головной болью и слабостью; возможно возникновение рвоты; наблюдается нарушение координации движений, учащенное сердцебиение и дыхание. Температура тела может превышать отметку 38-39 градусов.

  3. Тяжелая форма теплового удара выражается в резком изменении цвета кожи: от ярко-красной до синюшно-бледной; наблюдается учащенное дыхание с неправильным ритмом; могут возникнуть зрительные и слуховые галлюцинации; повышается потоотделение; возможно возникновение обмороков и судорог.

Тепловой удар у ребенка

Согласно медицинской статистике, наибольшее количество случаев теплового удара наблюдается у детей в возрасте до 6-7 лет. Это связано с тем, что система терморегуляции у ребенка пока находится в стадии развития и не всегда успевает правильно реагировать на сложные климатические условия. У полных детей высвобождению лишнего тепла может препятствовать избыток подкожно-жировой клетчатки.

Зачастую причиной теплового удара у ребенка являются безграмотные действия родителей, подбирающих слишком теплую, тесную или сделанную из синтетических материалов одежду. Также способствовать возникновению теплового удара может длительное нахождение ребенка в автомобиле, стоящего без движения в пробке или на парковке.

Симптомами теплового удара у ребенка служат следующие признаки:

  • появление одышки, учащенный пульс, тошнота и рвота, влажная кожа; могут наблюдаться носовые кровотечения;

  • если причины перегрева не были устранены, то следующие стадии развития теплового удара характеризуются сильным повышением температуры тела, появлением рвоты, предобморочными состояниями, дезориентацией в пространстве, выраженным нежеланием двигаться и менять положение тела;

  • признаками тяжелой формы теплового удара является потеря сознания, судороги, спутанность речи, возникновение галлюцинаций. Для этой стадии характерно наличие очень сухой и горячей кожи, частого, но слабого пульса, прерывистого дыхания.

Лечение теплового удара

В первую очередь необходимо принять срочные меры, чтобы устранить причины перегрева организма и обеспечить снижение температуры тела.

Для этого пострадавшего переносят в тенистое место или в помещение с кондиционером, укладывают на спину и расстегивают одежду для облегчения дыхания. Если наблюдается тошнота и рвота, то голову человека, пострадавшего от теплового удара, необходимо повернуть набок или изменить положение его тела таким образом, чтобы избежать попадания рвотных масс в дыхательные пути.

На область лба, груди, подмышечных впадин, икр и кистей рук помещают прохладные компрессы. Компрессы должны быть только прохладными, но не ледяными, т.к. слишком резкий контраст температур может негативно сказаться на сердечно-сосудистой системе.

Очень важно обеспечить не только снижение температуры тела, но и восстановление водного баланса: тело пострадавшего протирают влажной губкой и дают обильное питье. Лучше всего для лечебных целей подходит прохладная чистая вода, столовая минеральная вода без газа, сочные овощи и фрукты с большим содержанием клетчатки. Если есть такая возможность, то в воду для питья рекомендуется добавить небольшое количество соли, способствующей быстрому восстановлению водно-электролитного баланса.

В случае обморочного состояния пострадавшего укладывают таким образом, чтобы голова находилась чуть ниже общего положения тела, а ноги располагались на небольшом возвышении – для этого достаточно свернуть в валик одежду или подложить имеющиеся под рукой бытовые предметы. На область височных впадин накладывают прохладные компрессы, к носу подносят ватный тампон, смоченный нашатырным спиртом.

Необходимо всегда помнить о том, что человеку, пострадавшему от теплового удара, могут понадобиться серьезные реанимационные мероприятия. Поэтому, оказывая ему первую медицинскую помощь, стоит позаботиться о вызове квалифицированной бригады медиков.

Если тепловой удар у ребенка сопровождается остановкой дыхания, а бригада скорой помощи еще находится в пути, необходимо в срочном порядке принять следующие меры:

  • лежащему на спине ребенку слегка запрокидывают назад голову;

  • одной рукой ребенку закрывают нос, другой – поддерживают его подбородок;

  • сделав глубокий вдох, воздух плавно выдыхают в рот ребенка, плотно обхватив его губы. Признаком правильно выполненного выдоха будет служить поднятие грудной клетки малыша.

Эти действия необходимо повторять до тех пор, пока ребенок не сможет дышать самостоятельно. После оказания необходимой помощи и устранения причин теплового удара рекомендуется несколько дней соблюдать нестрогий постельный режим, необходимый для полного восстановления детского организма.  

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500