Совет 1: Считается ли слово "сука" матерным

Этика и культура общения созданы для того, чтобы у людей была возможность беседовать светски, без применения нецензурных слов. Однако брань является неотъемлемой частью просторечия, универсальным способом выражения эмоций, поэтому лингвисты и прочие специалисты по языку уделяют внимание ее изучению.
Инструкция
1
Для начала следует разобраться, есть ли разница в понятиях «мат» и «ругательство». В русском языке есть довольно обширное количество ругательных слов, являющихся нецензурными, бранными, непечатными. Большинство из них считались неприличными не всегда и в свое время имели даже подтекст похвалы. Сегодня среди ругательств выделяют отдельную группу, называемую матерными словами.
2
Традиционно к мату относятся бранные названия половых органов и их частей, а также процесс соития. Кроме того, нецензурными считаются все возможные видоизмененные и сглаженные формы этих слов. В свое время В. Даль, собирая материал для своего толкового словаря, не выделял матерные выражения в отдельную категорию, в его записях они существовали наравне со всеми бытовыми выражениями.
3
Следуя определению нецензурной брани, нужно отметить, что слово «сука» не является матерным, это всего лишь название половой принадлежности собак. Мужского пола - «кобель», женского, соответственно, «сука». Так же, как существует разделение на «кота», и «кошку», «быка» и «корову», «барана» и «овцу».
4
Строго говоря, это слово не является даже ругательством, потому что к таковым относятся выражения пренебрежительные, бранные, унизительные. Их перечень можно найти в специальных отделах словарей, однако «сука» там не встречается. Иначе туда же пришлось отнести слова: «коза», «лошадь», «свинья» и многие другие.
5
Однако так уж случилось, и причины этого могут стать темой для целого исследования, что отношение к слову «сука» особенное. Причем назвать так человека намного обиднее, чем «собакой» или «псиной». Именно поэтому сегодня бытует заблуждение, что это понятие относится к матерным. Конечно, на данном этапе развития языка это не так, хотя со временем «сука» вполне может перекочевать в раздел нецензурной брани, подобные примеры уже имеются в истории.
6
Предпосылки для такого перехода существуют довольно веские. Например, можно встретить даже в серьезных изданиях о собаководстве разделение щенков не на «кобельков» и «сучек», а на «мальчиков» и «девочек», что по определению неверно, так как мальчики и девочки - это все-таки люди. Подобная перестраховка называется гиперкоррекцией, однако воспринимается такое несоответствие вполне адекватно.
7
Идя по этому пути, многие современные интернет-издания по грамматике и прочим разделам языка, говоря об определении слова «сука», уже используют два толкования:
- самка собаки;
- легкомысленная похотливая женщина (грубость).

Но даже это никаким образом не приближает данное слово к матерным.

Совет 2: Речевая паразитология, или Что такое слова-паразиты

Задумываетесь ли вы над тем, что и как говорите в повседневной жизни? Привычка употреблять в разговоре слова-паразиты является достаточно распространенной. Засорение речи происходит незаметно для самого человека, так что зачастую он и сам не отдает себе отчет в том, что привычно использует такие слова-связки, не несущие смысловой нагрузки, но обедняющие речь.

Слова-паразиты чаще всего используются для связки отдельных частей предложения. Они накрепко укореняются в лексиконе, избавиться от сорных слов бывает очень трудно. Слова-паразиты ломают естественный ритм речи, затрудняют ее понимание, мешают уяснить суть изложения. «Значит», «как его», «ну», «это», «это самое», «так сказать», «в общем», «видишь ли», «типа того», «как бы», «в таком плане» - вот лишь небольшой перечень «экспонатов», относящихся к речевой паразитологии. Некоторые из таких слов употребляет в своей речи большинство людей, говорящих вполне грамотно. Словами-паразитами они становятся, когда их вставляют очень часто и совсем не к месту. Иногда одно или несколько слов с явно паразитическими функциями человек неосознанно включает почти в каждое предложение. Как правило, засорение речи такими словами происходит, когда человек волнуется, запинается, делает паузы в речи, затрудняется подыскать нужное слово или сравнение. Бывает и так, что слова-паразиты сознательно включаются в речь, чтобы получить дополнительное время на обдумывание ответа на очень неудобный вопрос. Чаще же всего ненужные и вредные разговорные конструкции появляются от повышенного волнения или спешки. Одна из разновидностей паразитических слов-связок – нецензурная брань. Будучи несомненным признаком низкой культуры говорящего, матерные слова несут в себе и отчетливую экспрессивную функцию. Есть у матерной брани и свои социально приемлемые заменители, вроде «елки-палки» или «ешкин кот». От употребления в речи подобных, казалось бы, безобидных конструкций также следует воздерживаться. Очень часто встречаются в речи и звуки-паразиты. Наверняка вам приходилось испытывать раздражение, когда собеседник, собираясь с мыслями, тянет «м-м-м» или «э-э-э». Звуковые паразиты характерны для тех, кто не владеет предметом разговора или сильно волнуется; особенно это касается публичных выступлений. Есть мнение, что устойчивое употребление в речи тех или иных паразитических конструкций способно характеризовать стиль мышления человека и особенности его мироощущения. Как бы то ни было, но если вы обнаружили у себя в речи сорные слова, постарайтесь избавиться от них раз и навсегда.

Видео по теме
Что такое слова-паразиты
Связанная статья
Что такое слова-паразиты

Совет 3: Почему люди используют слова-паразиты

Человек не всегда может отдавать себе отчет в том, как именно он говорит в повседневной жизни и даже в деловом общении. Очень распространенной является привычка использовать в речи так называемые слова-паразиты. Эти сорные слова, не имеющие смысловой нагрузки, служат обычно для связки слов и делают речь беднее.

Что собой представляют слова-паразиты

Сорные слова часто настолько укореняются в лексиконе человека, что вовсе не осознаются. По этой причине избавиться от слов-паразитов бывает сложно. Они коверкают естественный и привычный ритм речи, мешая понять суть речевого сообщения.
Слова-паразиты имеют свою собственную функцию: они помогают заполнить паузы и связывают отдельные части предложений при передаче мыслей в словесной форме.

Перечень сорных слов достаточно широк. Наверняка вам приходилось улавливать в речи собеседника такие конструкции: «в общем», «как бы», «это», «ну», «так сказать», «это самое», «как его». В молодежной среде в последнее время очень распространилось пришедшее из английского языка словечко Ok («окей»).

Отдельные слова-паразиты изредка употребляют люди, которых трудно заподозрить в безграмотности или низком уровне речевой культуры. Но если сорные слова вставлять в речь очень часто и не к месту, они могут испортить впечатление о вас надолго. Очень некомфортно слушать человека, который вставляет слова с паразитическими функциями практически в каждое предложение.

В речи могут употребляться не только слова-паразиты, но и отдельные звуки или их сочетания, несущие ту же функцию. Вероятно, вам приходилось слышать с экрана телевизора речь человека, у которого берут интервью. Пытаясь оформить свои мысли словами, люди, не привыкшие к публичным речам, в такой ситуации часто тянут звуки: «э-э-э», «м-м-м» и так далее.

Сорные слова – показатель общей и речевой культуры

Появление в речи человека сорных слов и целых речевых конструкций нередко объяснимо особенностями его эмоционального состояния. Если ваш собеседник не владеет темой разговора, он волнуется, делает в речи неоправданно большие паузы, запинается, пытаясь подыскать подходящее сравнение или слово. И здесь ему на помощь приходят слова, не несущие никакой смысловой нагрузки. Они помогают заполнить паузы и дают время на обдумывание ответа.
Слова-паразиты часто появляются в речи вполне грамотного человека, когда тема разговора для него очень значима.

Есть среди словесного мусора и то, что в любом культурном обществе считается неприличным. Речь идет о ненормативной лексике. Элементы нецензурной брани, вне всякого сомнения, говорят о предельно низком уровне общей культуры. Матерная брань несет в себе очень сильный экспрессивный заряд. В некоторых случаях используются социально приемлемые заменители нецензурных слов, например «елки-палки». Даже от таких безобидных на первый взгляд выражений лучше воздерживаться, даже если ситуация располагает к эмоциональному реагированию.

Если вы заметили в своей речи признаки сорных слов, постарайтесь взять их под контроль. Осознание речевого недостатка – первый шаг к его устранению. Постоянный контроль над качеством своей речи поможет вам точнее выражать мысли и стать приятным собеседником.
Видео по теме
Зачем нужны слова-паразиты
Связанная статья
Зачем нужны слова-паразиты

Совет 4: Зачем нужны бранные слова

В рамках русского языка существует интересный феномен: особый вид речи, который не приветствуется в обществе, но, тем не менее, широко используется определенными слоями населения. Это обширный пласт табуированной лексики или, говоря проще, мат. Причина его существования, как считают специалисты, скорее кроется в области психологии, нежели языкознания.
Инструкция
1
Редкие родители не внушают своему ребенку, что использовать бранные слова нельзя, но, вырастая, некоторые люди все же матерятся. Есть такие, кто использует ненормативную лексику только в состоянии сильного эмоционального возбуждения, а встречаются и личности, которые считают мат подходящим для повседневного бытового использования, хотя прекрасно осознают, что обществом такая позиция не одобряется.
2
Как правило, люди используют табуированную лексику для того, чтобы показать свою силу и независимость: культурные рамки для них ничего не значат! Но за внешней бравадой стоит в большинстве своем потребность в защите и попытка преодолеть внутреннюю неуверенность в себе. Человек прибегает к употреблению запрещенных слов, когда он внутренне напуган, чувствует себя незащищенным. Это своеобразный способ подбодрить себя и скрыть свое внутреннее состояние за внешней «крутостью».
3
Кроме того, матерный язык сигнализирует собеседнику о повышенной агрессивности того, кто его употребляет. На подсознательном уровне переход от ругательств к драке кажется более логичным и быстрым, нежели от корректных фраз, выраженных литературным языком. Человек, подсознательно воспринимающий себя как более слабого, начинает демонстрировать собеседнику свою силу и агрессивность с помощью различных внешних приемов, в том числе и мата.
4
Порой считается, что употреблять табуированную лексику склонны малокультурные, необразованные люди, которые не способны подобрать достаточно литературных слов, чтобы выразить свою мысль. Но все же говорить о прямой связи между культурным уровнем говорящего и частотой использования ругательств в речи не следует. Дело в том, что матерные слова и выражения прекрасно выражают настроение и чувства говорящего, они несут сильную эмоционально-экспрессивную окраску. А вот значимыми их назвать в полном смысле этого слова нельзя. Если попытаться выразить свою мысль полностью на арго, да еще и вне речевого контекста, слушатель, скорее всего не поймет, о чем конкретно идет речь. Значит, полноценными заменителями литературных выражений такие слова служить не могут.
5
Тем не менее, опосредованная связь между культурным уровнем человека и частотой употребления им ненормативной лексики все же существует. Как правило, такая проблема существует у людей, воспитывавшихся в атмосфере дефицита любви, в семье, где не принято было говорить о своих чувствах, где их не понимали и не принимали. Совершенно естественно, что такие люди, вырастая, приобретают психологию кулачного бойца. Они склонны воспринимать мир враждебно, а для того, чтобы их не сочли слабыми и не попытались напасть, они используют в речи матерные выражения, за которыми скрываются неумение и страх выразить себя и открыться миру.
Видео по теме

Совет 5: Как остановить словом

Никто из нас не застрахован от проявлений агрессии со стороны других людей. Это может быть как неожиданная вспышка ярости, зачастую спровоцированная алкогольным опьянением, так и умышленное нападение. В любом случае это грозит серьезными неприятностями и требует средств защиты. И далеко не всем известно, что защитить себя можно с помощью слов.
Инструкция
1
Воздействие на человека с помощью слова включает в себя три элемента: невербальный, паравербальный и вербальный.

Невербальное воздействие основано на самой манере поведения. Будьте уверены в своем превосходстве, не проявляйте никаких признаков страха перед нападающим, открыто смотрите ему в глаза. Можете изобразить на лице отвращение – это повлияет на самооценку противника. Чтобы внушить страх, представьте себя атакующим хищником. Изобразите агрессию, позвольте злости и ярости отразиться во взгляде. Зачастую, уже такого поведения хватает, чтобы смутить недоброжелателя и заставить его отказаться от своих намерений.
2
Паравербальное воздействие заключается в способе произнесения фразы: интонации, тембре голоса, темпе произнесения, смысловых ударениях. Произносите слова четко и громко, так, чтобы в них звучала угроза. При этом важное значение имеют звуки, составляющие фразу. Наиболее страшными и сильными звуками являются шипящие, а также звуки «р» и «ы». Поэтому используйте при составлении фраз такие слова, как, например, «крыса», «брысь», «кыш», «живо», «уже» и т.д. Ставьте ударение на особенно значимых частях фразы, делайте паузы перед важными словами. Повышайте или понижайте тембр речи, изменяйте интонацию. Можете шипеть или шептать, произнося слова.
3
Вербальное воздействие основано на значении произносимых слов. Фразы лучше всего составлять из слов с негативным смыслом и звучанием. Они должны быть энергичными, короткими и жесткими. Можно использовать ненормативную лексику. Мат обладает резким, грубым звучанием, воздействует на эмоции. Однако фраза не должна полностью состоять из матерных слов, они только дополняют ее. Кроме того, избегайте нецензурных эпитетов, они могут быть расценены как оскорбление и оказать эффект, обратный желаемому.
Видео по теме
Источники:
  • Происхождение обзывательств
  • Грамота.ру
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше