Дорогостоящим, сложным и опасным шахтным способом оправдана добыча только очень дорогого сырья, например, золотоносной породы. Затраты окупятся сполна даже если содержание ценного металла составит 0,1-5 г на тонну породы.

Лидер Англоголда



Именно такая золоторудная шахта и была сооружена в Африке компанией Англоголд Ашанти (AngloGold Ashanti) близ Йоханнесбурга, в его юго-восточном пригороде Боксбург более ста лет назад. Глубина ее выработки достигала 3585 м. Со временем она уступила пальму первенства еще более глубокой шахте Савука той же компании. Савука была построена на 80 км юго-западнее от Йоханнесбурга. В 2002 г ее глубина превысила 3700 м.


В 1962 г в 50 км от Йоханнесбурга была запущена третья шахта Таутона, что в переводе означает «великий лев». В 2007 году ее глубина составила 3778 м, что позволило ей занять место в Книге рекордов Гиннеса.

Западная шахта



На сегодня Таутона (TauTona Mine), третья шахта «Западных шахт глубокого залегания», является самой глубокой в мире. В 2009 г глубина ее разработки была увеличена до 3910 м. При этом содержание золота возросло до 9,8 г/ т в сравнении с бывшим 5,8 г/ т. Есть сведения, что в будущем выработку планируют увеличить до 4300 м.

Это самая золотоносная жила ЮАР. Полувековая добыча золота составила 1200 т. За это время было проложено 800 км тоннелей с ежегодным углублением на 80 м Более 6000 человек задействовано на шахте. Работая на такой глубине, шахтерам приходится не легко. Температура в забоях превышает 55оС, которую, со слов управляющего, удается понизить до 28оС. Сейсмически опасный район выработки приводит к частым обвалам туннелей и гибели людей (по официальным данным до 5 человек ежегодно).

Организация работы



На месторождении функционирует трехступенчатая схема выработки: основной ствол шахты достигает глубины залегания золотой руды, от его нижней метки проложен второй «слепой» ствол, а от него третий. Подъемные механизмы движутся со скоростью 16 м/с или 58 км/ч, при этом время доставки рабочих к месту выработки составляет не менее 60 минут. Сюда включено и время пересадки с одного столба на другой.

Сделать спуск непрерывным невозможно из-за ограниченных возможностей механизмов. Кроме веса клетки главного подъемника, вмещающего 120 человек, учитывается вес скипов и вес каждого из 2100 метровых тросов, составляющий 21,5 т. Ежемесячно тросы тщательно проверяются на наличие малейших деформаций, с их последующей заменой.