Совет 1: Кто является основоположником социологии

Понятие социология ввел в научный оборот Огюст Конт. Это французский философ и популяризатор науки, живший в 19 веке. В созданной Контом классификации наук социология занимала довольно почетное место. Таким образом, у нее появился научный статус и начал складываться предмет исследования.

Становление философа

Родился Огюст Конт 19 января 1798 года в Монпелье. Его отец Луи, служащий налогового ведомства, и мать Розали Бойер были убежденными монархистами и набожными католиками. Юный Огюст посещал в родном городе сначала лицей «Джофре», а затем местный университет.

Во время учебы в последнем заведении Конт отказался от монархических взглядов в пользу республиканизма. В 1814 году он поступил в Политехническую школу в Париже, где проявил блестящие математические способности. Но через два года школу временно закрыли.

Огюст Конт был вынужден перебиваться случайными заработками, давая уроки математики. Влачил полунищенское существование. Однако в 1817 году познакомился с графом Анри де Сен-Симоном, французским аристократом и философом-утопистом, одним из основателей теории европейского социализма.

Сен-Симон взял молодое дарование к себе на работу личным секретарем и ввел его в парижское интеллектуальное общество. В 1824 году их партнерство прекратилось из-за споров по поводу авторства нескольких сочинений. Но влияние Сен-Симона чувствовалось в трудах Конта на протяжении всей его жизни.

Философские идеи

В 1826 году Огюст Конт перенес тяжелый нервный срыв. Несмотря на регулярные госпитализации в течение следующих 15 лет, он написал главный труд своей жизни — шеститомный «Курс позитивной философии». В этой работе Конт утверждал, что подобно физическому миру, социальное общество существует и развивается по своим определенным законам. Усилия Конта способствовали началу изучения общества и развитию социологии.

В 1833 году Конт начал преподавать в парижской Политехнической школе. Но в 1842 году вступил в конфликт с администрацией и был уволен. С тех пор опирался на друзей и благодетелей, поддерживавших его. В том же году развелся с женой, после семнадцати лет неудачливого брака.

В 1844 году завязал отношения с Клотильдой де Во, французской аристократкой и писательницей. В брак они не вступали, поскольку муж Клотильды, проигравшийся в пух и прах картежник, скрывался от кредиторов, и получить у него развод не представлялось возможным. В 1846 году Клотильда умерла от туберкулеза. Смерть возлюбленной стала сильным потрясением для философа.

Под впечатлением от этого печального события, Конт написал другую свою большую работу «Система позитивной политики». В ней сформулировал понятие «новая религия человечества». Предложил религиозный миропорядок, основанный на разуме и человечности. Мораль представлялась краеугольным камнем политической организации человеческого общества.

Совет 2: Кто ввел термин "социология"

Общество состоит из конкретной группы людей, которые связаны между собой какими-либо отношениями, интересами. Эти отношения принято называть социальными, а само общество социумом. Понятия эти родились относительно недавно и положили начало целой науке, которая изучает поведение людей с точки зрения социализации.

Автор и его идея

Общество, или социум, как любое другое явление нуждается в наблюдении и исследовании. Для этого в 1832г. Огюстом Контом был введен термин – «социология». Социология, прежде всего, наука, которая занимается рассмотрением и изучением общества, его систем.
Не стоит считать Конта умопомешаным. Его психическое расстройство связано исключительно с объемом информации. В 1829 г. он излечился от недуга и продолжил работу.

Француз Конт на самом деле был весьма далек от гуманитарных наук. Он окончил технический ВУЗ, и его интерес к «механизму» работы общества был основан именно на выявлении связей и принципов, как это было бы в физике или механике. Идея проанализировать общественные связи настолько сильно захватила Конта, что он буквально ею жил, цепляясь за каждую логичную и нелогичную цепочку связей в жизни групп людей. Он терроризировал расспросами пьяниц и легкодоступных женщин. Пытался выводить закономерности.
В итоге еще молодой Конт заработал помешательство и был помещен в психиатрическую клинику, что, впрочем, не помешало написать ему два труда, которые легли в основу науки социологии: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики».

По мнению Конта, социология изучает функционирование общества: систему взаимоотношений людей, их взаимодействия, взаимообусловленности и влияние тех или иных факторов на человека, группу, массу. Социология также рассматривает закономерности различных социальных действий и отношения между личностями. Главная цель данной науки заключается в анализе составляющей структуры социальных отношений.

Хотя термин и имеет конкретного автора, давшего ему толкование и впервые введшего его в оборот, существуют другие его определения и подходы к значению понятия, а потому в учебной литературе можно найти самые разные описания «социума», «социологии», «социальности» и пр. родственных понятий.

Азы социологии

Говоря о специфике науки, необходимо отметить, что она состоит из направлений, где общество рассматривается как упорядоченная система. Во вторую очередь науку интересует индивид как часть группы. Индивид не может являться обособленным объектом в системе, он выражает конкретную принадлежность к той или иной социальной группе.
Сознание общества постоянно меняется, поэтому в социологии нет единой теории. Здесь постоянно образуются огромное количество воззрений, подходов, которые не редко открывают новые направления данной науки.

Если сравнивать социологию, например, с философией, то первая основана на действительности. Она показывает жизнь, человеческую сущность именно в момент действительности. Вторая, в свою очередь, рассматривает общество абстрактно.

Прежде всего, социология изучает общественную практику: как формируется система, как она закрепляется и усваивается индивидами. Рассматривая структуру науки, необходимо отметить, что она довольно многосложна. Имеется целая система ее классификаций.

Наиболее часто выделяют:
- теоретическую социологию,
- эмпирическую,
- прикладную.

Теоретическая, в большей степени направлена на научное исследование. Эмпирическая строится на методических приемах, а прикладная более приближена к практике. Направления социологии также многообразны. Она может быть гендерной, фискальной. Существует социология культуры, медицины, права, экономики, труда и других.

Совет 3: Ключевые методы социологии, применяемые в науке и управлении

Больше полутора веков назад в научную практику вошел термин «социология», хотя некоторые ученые утверждают о более раннем применении этого понятия. Социология – «наука об обществе», которая активно сегодня используется для регуляции управленческих процессов. Чтобы получить представление о социологии управления, нужно понимать ее методы.
Механизмы социального управления больших и малых групп изучает управленческая социология, используя множество научных приемов. Ученые подразделяют методы социологии на два вида: общенаучные и специализированные. Первая группа содержит в себе индукцию и дедукцию, анализ, синтез и другие общеизвестные научные методы. А вот вторую стоит рассмотреть подробнее.

Наблюдение

При использовании данного метода сбор данных происходит методично и планомерно, события систематично фиксируются при прямом контакте с объектом исследования. Этот метод уместен при изучении или формировании нового коллектива, для выделения потенциального лидера или аутсайдера, при формировании команд (в частности, при работе с кадровым резервом).

Социальный эксперимент

Воздействуя на объект с помощью определенных факторов и индикаторов, проводится наблюдение за изменениями показаний и действий. Социальные эксперименты в коллективах и управляемых общностях стали использовать лишь в 21 веке, причем первые исследования такого рода были встречены в штыки, глас народа охарактеризовал их как «эксперименты над людьми», тогда как сам этот метод отлично себя зарекомендовал. Так, одним из приемов метода, который широко применяют руководители предприятий, является банальный мозговой штурм, кадровики прибегают к стресс-собеседованию, а начальники профильных отделов - к организации несвойственных задач.

Метод биографии

Кропотливое исследование жизни человека с использованием документов и семейных реликвий, исторических фактов, в том числе из уст субъекта, интервьюирования и данных опросов. Этот метод применяется для исключения перевирания фактов, приукрашивания их человеком. Он мало используется в управлении и служит, скорее, средством диагностики личности и прочности ее роли в коллективе.

Обобщение характеристик

Метод основан на сборе мнений и представлений о субъекте и его достоинствах и недостатках окружающих его людей. Нередко этот метод исследования становится причиной формирования манипулятивной тактики управления коллективом.

Парные сравнения

При использовании этого метода набирается группа испытуемых, в которой участники делятся попарно. Опрашиваемые выбирают верный на их взгляд ответ или вариант, после чего проводится сравнение зависимой переменной по парам. По мнению социологов, определять предпочтения с помощью шкал, анкет и опросов сложнее, нежели провести сравнение двух объектов.

Метод идеальных типов

По теории Вебера, основоположника метода, идеальный тип - это утопия, что-то идеализированное. Нужно было соответствовать заданному типичному идеалу класса. Этот метод не приемлет предположений, проверок, он содержит условия для исследования конкретного уникума.

Фокус-группа

Метод предлагает ограниченному количеству лиц в группе определить и описать проблемы самостоятельно. Часто применяется в больших коллективах. где нужно выработать сложное или творческое нестандартное решение. не может быть основным методом управления, а потому считается вспомогательным, сопутствующим, диагностирующим.

Идеального метода для полноценного результата в социологии не существует, достичь высоких результатов можно, лишь используя все методы в совокупности.
Видео по теме

Совет 4: Роль социологии в современной экономике

Если экономика как наука,зародилась и развивалась вместе с производственными отношениями с XIX века, социология в этом качестве была признана только в ХХ веке. Но уже вскоре после этого стало понятна неразрывная связь социологических и экономических явлений, их влияние и зависимость друг от друга. В настоящее время эти взаимосвязи изучает уже новая наука – экономическая социология.

Социология как наука

Объектом социологических исследований является общество, единый организм, состоящий из множества социальных групп. Она изучает эти социальные группы, процессы, происходящие в них, взаимодействие социальных и личностных структур и факторов в конкретных условиях места и времени. Знание основ социологии необходимо для управления, позволяя органам власти действовать осознанно, научно обосновывая свою деятельность и прогнозируя ее возможные последствия. Предметом изучения социологии, в соответствии с требованиями времени, постепенно стали и более широкие проблемы, связанные с тем, как влияют на социум внешние факторы, в том числе политические и экономические.

Но социология и результаты ее исследований, как и для любой науки, только тогда представляют реальную ценность, когда они не искажаются под влиянием каких-либо соображений, политических, этических и пр., какими бы благими они не были. Только в этом случае удастся получить объективные и беспристрастные результаты, которые можно использовать в смежных с социологией областях, той же экономике.

Социология и ее роль в экономике

Сегодня значимость социологии в экономике как никогда высока, именно поэтому произошло естественное слияние этих двух наук, результатом которого стало появление новой дисциплины - экономической социологии. Теперь экономические процессы изучаются и прогнозируются с учетом социальных аспектов, а социальные рассматриваются как результат развития экономики в условиях рыночных отношений. В конечном итоге такой комплексный подход позволяет повысить результативность экономической деятельности региона и страны в целом, эффективность принимаемых управленческих решений и улучшить условия и качество жизни населения.

Изучение влияния социальных отношений в трудовой и производственной сфере, в сфере института собственности, распределения, обмена и потребления, а также изучение социальных последствий развития этих отношений позволяет выявить общие макроэкономические закономерности функционирования экономики. Эти закономерности сегодня используются для экономического моделирования и прогнозирования во всем мире.

Социология используется для изучения не только глобальных экономических явлений. С ее помощью моделируются виды экономического поведения и взаимодействия разных социальных групп общества – участников отношений в различных сферах экономики. Знание социологии необходимо для прогнозирования экономического поведения в зависимости от ролевой функции, выполняемой той или иной социальной группой: вкладчиками, налогоплательщиками, страховщиками, потребителями, инвесторами и т.д.
Видео по теме

Совет 5: Контент-анализ в социологии

Социология как наука изучает общество, его структуру и закономерности развития. Для этого ученые-социологи используют специальные методы исследования, одним из которых является контент-анализ.

Что такое контент-анализ?

Контент-анализ – это научный метод, с помощью которого осуществляют сбор данных в социальных науках: социологии, психологии, политологии и других. Он позволяет облачить текстовую и графическую информацию (любой контент) в математическую форму, выразить качество количественно. Благодаря этому методу гуманитарные науки могут проводить исследования в соответствии с критериями научности. Полученные данные в виде числовых показателей подвергают статистической обработке в зависимости от целей и задач исследования.

Контент-анализ в социологии

В социологической науке контент-анализу могут подвергаться любые источники, содержание которых удовлетворяет интересам ученого и его исследования: печатные, радио и телевизионные СМИ, любые документы, реклама, контент сайта, слова респондента и многое другое.

Как проводится контент-анализ?

Исследователь выделяет смысловые единицы контент-анализа (слова, словосочетания, текст, события, имена людей и так далее). Выделенные смысловые единицы выражают изучаемую тематику. Они необходимы для того, чтобы обозначить, в чем именно проявляется объект исследования, и после подсчитать – каковы особенности этого проявления.

Далее, когда смысловые единицы выделены, исследователь приступает к их подсчету. Он оценивает в процентном соотношении, насколько сильно интересующее явление отражено в конкретном носителе информации. Таким образом, полученные в результате обработки данные позволяют ученому сделать те или иные выводы в соответствии с прежде поставленными задачами. Результаты контент-анализа в социологии чаще всего представляются в виде таблицы, содержащей значение для исследования выделенных смысловых единиц. Сегодня существует множество компьютерных программ, облегчающих подсчет данных в контент-анализе.

Пример контент-анализа

Ученый-социолог решил провести исследование на предмет гомофобии в печатных СМИ и сравнить показатели журнала «Н» и журнала «Г». Для этого он выделяет смысловые единицы, которые будут отражать негативные настроения среди авторов статей, содержащихся в журнале. Социолог берет журналы и вычитывает их, выделяя фразы в статьях, вроде «Кончита Вурст – Европа загнивает» или «нетрадиционные браки недопустимы». Выделяет все, что встретит на страницах выбранных изданий. В результате ученый получит два числа, отражающих частоту, с которой встречаются подобные выражения в одном и другом журнале. Таким образом, он сможет сравнить их между собой и сделать заключение о проявлении гомофобии в журналах.
Источники:
  • ОГЮСТ КОНТ - ОСНОВОПОЛОЖНИК НАУЧНОЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Auguste Comte Biography, Academic, Philosopher, Sociologist (1798–1857)
  • Auguste Comte, Stanford Encyclopedia of Philosophy
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше