Совет 1: В какие церковные праздники нельзя работать

Согласно четвертой заповеди, надлежит трудиться шесть дней, но посвятить седьмой, субботу, служению Богу и богоугодным делам, оставив в этот день другие заботы. В наши дни ветхозаветная суббота сменилась на новозаветное воскресенье, да и заниматься в эти дни приходится самыми разными делами, но церковные праздники по-прежнему чтятся как святые дни и отводятся на духовную жизнь.

Четвертая заповедь

Призыв не работать по церковным праздникам восходит к формулировке четвертой заповеди, гласящей «...шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему». В седьмой день полагалось заниматься делами милосердия, изучать Слово Божье, посещать храмы - жить духовной жизнью, заботиться о своей душе. В эту же категорию попадают и церковные праздники, посвященные святым и событиям из Библии.

Самый чтимый из всех праздников, в которые следует воздержаться от работы - Пасха, Воскресение Христово. Он выпадает в каждом году на новую дату. Но для большинства других праздников существуют фиксированные дни.

Основные церковные праздники

7 января - Рождество Христово
19 января - Крещение Господне (Богоявление)
15 февраля - Сретение Господне
7 апреля - Благовещение (день, в который Пресвятая Дева Мария узнала благую весть о рождении от Нее Сына Божьего)
Последнее воскресенье перед Пасхой - Вербное Воскресенье, Вход Господень в Иерусалим
Сороковой день после Пасхи - Вознесение Господне
Пятидесятый день после Пасхи - Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на апостолов
19 августа - Преображение Господне
28 августа - Успение Божией Матери
21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября - Воздвижение Креста Господня
4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы

Дополнительные церковные праздники

Они не относятся к самым крупным и известным, но тем не менее, если у вас есть такая возможность, рекомендуется и в них воздерживаться от работы.

7 июля - Рождество Иоанна Крестителя
12 июля - Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла
21 мая и 9 октября - Святого апостола Иоанна Богослова
22 мая и 19 декабря - Святителя Николая Чудотворца
11 сентября - Отсечение главы Иоанна Крестителя
14 октября - Покров Божьей Матери
4 ноября - праздник Иконы Казанской Божией Матери

Что делать, если работать - надо?

Ни один из церковных запретов на работу в выходные и праздничные дни не касается необходимых и обязательных дел. Готовка, если речь идет о праздничном столе и о еде для семьи, ежедневная уборка, уборка урожая летом и осенью, срочный ремонт в доме - это дела, которые не терпят отлагательств, и потому они допускаются и считаются нужными. Речь в рекомендации идет прежде всего о тех делах, которые не попадают в разряд необходимых или могут быть без ущерба перенесены на следующий день.

Совет 2: Какой церковный праздник 19 августа

19 августа по новому или 6 августа по старому стилю русской православной церковью отмечается Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа, или Яблочный Спас, как называют этот церковный праздник в народе. В этот день принято, читая особые молитвы, освящать созревающие плоды.

Из истории праздника

В Евангелиях рассказывается история, как Иисус Христос вместе с тремя своими учениками поднялся на высокую гору. Там он принялся молиться, а его учеников сморил сон. И привиделось им, как во время молитвы вдруг засияло, словно солнце, лицо Иисуса Христа, а его одежды стали похожи на белоснежный свет. Тихо переговариваясь, рядом с ним стояли Моисей и Илия. В этот самый миг с небес прозвучал голос, приказавший ученикам слушаться во всем Иисуса, возлюбленного сына Божьего.

Учеников обуял страх, и они пали на землю. Тут же к ним подошел Иисус и, коснувшись рукой, сказал, чтобы они ничего не боялись. Открыв глаза, ученики никого кроме Иисуса не увидели.

Современные богословы трактуют это евангельское событие, как указание на Иисуса, как на господа пророков. Ведь Бог указал не на Моисея или Илию, а на Христа и повелел при этом слушаться его.

На Руси церковный праздник Преображения утвердился лишь в XVI веке, соединившись с другим праздником – Вторым или Яблочным Спасом, традиция отмечать который существовала уже несколько столетий.

Спас связан с другим древним преданием. Правитель месопотамского города Эдес царь Авгарь был болен проказой, и никто из лекарей не мог помочь ему. Тогда он решил обратиться с просьбой об исцелении к Иисусу Христу, слава о чудотворных способностях которого уже гремела повсюду, и послал к нему гонцов. Сын Божий в тот момент не мог посетить Эдес, но пообещал помочь.

Во время беседы с гонцами Иисус Христос отер полотенцем свое лицо, и на ткани тут же отпечатался его лик. Это чудодейственное полотенце доставили Авгарю, и вскоре он почувствовал облегчение.
Позднее с этого изображения лика Спасителя было написано множество икон. Самая известная из них – новгородская икона XI века «Спас нерукотворный», или «Спас на полотне».

А после казни и вознесения Иисуса Христа по его повелению к царю Авгарю прибыл апостол Фадей и излечил царя от проказы окончательно. Так Иисус Христос сдержал данное обещание.

Исцеленный царь Авгарь уверовал в Иисуса Христа и принял христианство, а чудодейственное полотенце с ликом Спасителя прикрепили над главными воротами Эдеса.

Традиции празднования Яблочного Спаса

В крестьянском народном календаре праздник Преображения более известен как Второй, Яблочный Спас. Празднование его приходилось на 6 августа по старому стилю, сегодня на 19 августа. С этим днем связаны многие народные приметы и поговорки.
Первый Спас называется медовым и отмечается 14 августа. А на самом исходе лета, 29 числа, празднуется Третий Спас, который именуется ореховым.

В народе считали, что со Спаса Преображения преображалась и погода. Вторая половина августа на Руси называлась молодым бабьим летом. День Преображения было принято заканчивать обрядовыми проводами заката. Девушки пели прощальные песни, провожая солнце на закате. Так на Руси расставались с летом.

До этого дня в крестьянских семьях не ели никаких плодов кроме овощей, запрет особенно касался яблок. Нарушение этого табу считалось большим грехом. Яблоки непременно нужно было освятить в день Преображения во время утренней церковной службы, и только после этого их можно было есть.

Совет 3: Основные церковные песнопения праздничной вечерни

В православных храмах богослужение праздничной вечерни несколько отличается от службы вечерни вседневной (будничной). Прежде всего, это проявляется в некоторых специальных праздничных песнопениях, исполняемых хором.

Праздничная вечерня на богослужении всенощного бдения начинается пением 103-го псалма. Это песнопение повествует об акте сотворения Богом мира. В 103-м псалме прославялется величие Бога, Господь называется благословенным. Само песнопение начинается призывом к человеческой душе на благословение Творца. В это время священник совершает каждение храма.

Среди особых торжественных песнопений праздничной вечерни выделяют «Блажен муж». Это несколько кратких стихов из первой кафисмы, которые говорят о том, что блажен человек, который не занимается нечистивыми делами и не учавствует в неправедных собраниях.

Еще одним песнопением праздничной вечерни является молитвенное обращение к Богу, которое кратко называется «Сподоби Господи». В нем верующий просит, чтобы Господь сподобил человека прожить вечер без греха. Также в этом песнопении воздается хвала, слава и честь всем трем Лицам святой Троицы.

В конце вечерни хор исполняет христианский гимн «Ныне отпущаеши». Это молитва праведного старца Симеона, которая написана в евангелии. Старцу было предречено, что он не умрет, пока не увидит рожденного младенца Христа. Когда Божия Матерь принесла младенца Иисуса на сороковой день в храм для посвящения последнего Богу, старец Симеон принял младенца в свои руки и произнес слова молитвы о том,что теперь Владыка (Бог) отпускает своего раба с миром из этой земной жизни.

В конце праздничной вечерни исполняются особые торжественные тропари, посвященные празднику. Также хор может петь молитву Пресвятой Богородице «Богородице Дево, радуйся». В молитве используются слова архангела Гавриила, сказанные Деве Марии в день благовещения.

Заключительным праздничным песнопением вечерни является 33-ий псалом. Вернее, его первая часть, в которой верующий человек вновь воздает славу Богу за прожитый день.

Видео по теме

Совет 4: Какие церковные праздники есть в сентябре

В сентябре православная Церковь выделяет несколько особых торжественных дней. Кроме великих двунадесятых праздников, христиане с особым благоговением относятся к памяти святого пророка Иоанна Крестителя, которая воспоминается также в сентябре.

10-е сентября отмечено красным цветом в православном церковном календаре. При этом, этот день является строгим постом. Это неслучайно, ведь именно 10-го сентября Церковь воспоминает усекновение главы Иоанна Предтечи. Святой пророк, крестивший Христа, пострадал от царя Ирода за то, что обличал нечестивую Иродиаду, сожительствовавшую в блудной связи с царем. Во время одного пира при царском дворце, дочь Иродиады (Соломия) танцевала перед Иродом, чем угодила правителю. Царь обещал исполнить любую просьбу девушки. Соломия спросила совета у матери по поводу того, что можно попросить у царя. Иродиада желала получить на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь ради своего обещания пошел на это убийство. Он приказал отрубить святому пророку голову. Иоанн Креститель почитается православной Церковью как самый великий святой, который когда-либо жил на земле.

В сентябре в православной Церкви воспоминаются также двух великих двунадесятых праздника.

Так, 21-го сентября Церковь отмечает день рождения Божией Матери. Праздник именуется Рождеством Пресвятой Богородицы. Этот день был особо почитаемым для русского народа, так как считается, что Русь является одним из уделов Божией Матери.

27-го сентября очередной красный день церковного календаря, ознаменованный постом. В этот день во всех православных храмах проходят богослужения в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. История праздника уходит еще в IV век, когда императрица Елена (мать царя константинопольского Константина) обрела в Иерусалиме тот крест, на котором был распят Христос. 27-го сентября в Константинополе при огромном собрании народа был воздвигнут крест Спасителя для поклонения верующими. В этот день Церковь воспоминает также страдания Христа. Именно поэтому православный устав предписывает строго поститься 27-го сентября.

Кроме этих основных праздников, в сентябре есть и иные торжества церковные. Например, 14-е сентября - начало церковного года (новолетие), 19-е сентября - память архистратига Михаила (воспоминается его чудо в Хонех), а 30-го сентября Церковь отмечает день памяти мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.

Все даты церковных праздников указаны по новому стилю

Видео по теме

Совет 5: Какие церковные праздники есть в ноябре

В ноябре отмечается несколько больших церковных праздников, которые особо почитаются в русском народе. Несмотря на то, что в этом месяце нет двунадесятых праздников, верующий христианин должен знать об особых торжественных днях православного календаря октября.

Одним из самых почитаемых образов пресвятой Богородицы является икона Божией матери Казанская. Иначе этот образ именуют всероссийской иконой. Торжетсва в честь иконы Божией Матери Казанская отмечаются 4-го ноября. Праздник был установлен в 1621 году в память избавления России от нашествия польских завоевателей. Считается, что Божия Матерь особо помогала русским воинам и борцам ополчения, молившимися перед её чудной Казанской иконой.

Другим особым церковным днем считается 21-е ноября. Это дата празднования Собора архангела Михаила и всех небесных воинств. Этот день посвящен всем ангелам. Считается, что эта дата является персональным праздником каждого крещенного человека, так как у последнего имеется свой ангел хранитель.

26-го ноября отмечается память святого Иоанна Златоуста. Этот великий святитель жил в IV - V веках. Иоаан Златоуст известен своими великими проповедями, святой жизнью. Он является автором многочисленных богословских, литургических трудов. Он составил богослужение божественной литургии, написал множество молитв и нравоучений христианам.

Кроме этого, 8-го ноября воспоминается мученик Димитрий Солунский, 10-го ноября - мученица Параскева Пятница.

Также в октябре есть несколько дней памяти святых апостолов. 27-го ноября отмечается память святого апостола Филиппа, а 29-го ноября - апостола и евангелиста Матфея.

Видео по теме

Совет 6: Какие церковные праздники есть в декабре

Декабрь ознаменован одним великим двунадесятым Богородичным праздником православной Церкви, а также несколькими иными значимыми торжествами. Например, памятью святителя Николая Чудотворца.

4-го декабря вся полнота Русской Православной Церкви торжественно отмечает день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Об этом историческом событии рассказывает Священное Предание христианской Церкви. Родители Девы Марии Иоаким и Анна были бесчадны (они не могли иметь детей в меру физиологических проблем и преклонного возраста). Однако праведники молили Господа о даровании ребенка. Бог внял молитвам святых. У Иоакима и Анны родилась девочка, которая стала матерью Спасителя мира. Иоаким и Анна дали обет Богу в том, что если у них родится дитя, то его посвятят на служение Господу. Когда Божией Матери исполнилось три года, родители торжественно ввели ее в Иерусалимский храм на учебу и проживание. Именно там Богородица научалась знанию Священного Писания и вере в Бога. Церковь отмечает праздник Введения Богородицы во храм особым торжественным богослужением.

6-го декабря отмечается память святого благоверного князя Александра Невского. Этот человек известен в истории не только как великий князь новгородских земель, но и как человек святой жизни. Перед кончиной князь Александр принял монашеский постриг с именем Алексий.

На следующий день, 7-го декабря, правослвная Церквовь празднует память святой великомученицы Екатерины. Святая жила в IV веке. Она происходила из княжеского рода в Александрии. Екатерина получила блестящее образование, однако всю свою жизнь решила посвятить Христу. За свою веру во Христа, святая великомученица приняла смерть от царя Римской империи Максимина. Святую за отказ от поклонения языческим богам морили голодом, били воловьими жилами. Смерть мученица приняла от усечения главы мечом.

13-го декабря православная Церковь отмечает память святого апостола Андрея Первозванного. Он был первым учеником Иисуса Христа. Благочестивое русское предание гласит о том, что в своей проповеди по миру апостол Андрей дошел до Киевских холмов. Он предсказал, что на этом месте возникнет великий город, в котором просияет православная вера. Апостол Андрей окончил жизнь мученической смертью в 62 году.

Особо почитается в русском народе святитель Николай Чудотворец. Его память совершается 19-го декабря. Сложно найти верующего человека, в доме которого нет иконы этого великого угодника Божия. Святитель Николай еще при жизни прославился многими чудесами. Он не оставляет людей и после смерти. Ему можно молиться во всех житейских нуждах, болезнях и скорбях.

25-го декабря отмечается праздник в честь памяти святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца. Он жил в одно время с Николаем Чудотворцем (IV век). Святой известен своими чудесами на I Вселенском Соборе, во время которого Церковь постановила догмат о божестве Иисуса Христа. Так, в доказательство бытия святой Троицы святой сжал в своих руках кирпич, из которого истекла вода, а вверх вырвался огонь. В руках у епископа остались лишь камни. Он объяснил это тем, что из одного кирпича получились и иные естества - огонь, вода и камень. Так и Бог - Он един, но троичен в Лицах.

Видео по теме

Совет 7: Какие церковные праздники есть в январе

Январь - особый месяц в жизни православного христианина. Именно в это время в Церкви отмечаются одни из самых великих Господних праздников. Кроме Рождества Христова и Крещения, существуют и иные памятные даты в православном календаре под январскими числами.

Один из величайших праздников всей христианской Церкви, Рождество Христово, отмечается в России 7-го января. Богослужение совершается в ночь с 6-го на 7-е января в каждом православном храме. Служба имеет особую торжественность, верующим зачитываются поздравления правящего архиерея и патриарха. Попразднство рождества Христова в Церкви осуществляется вплоть до начала крещенского сочельника (18 января). Дни попразднства Рождества Христова в народе именуются святками. Праздник Рождества Христова является двунадесятым (он входит в число 12-ти главных христианских торжеств).

14-го января Церковь празднует еще один праздник - Обрезание Господне и память святого Василия Великого. На восьмой день после рождения (по еврейскому закону) младенца Иисуса принесли в Иерусалимский храм и совершили над ним обрезание. В этом Церковь усматривает то, что Христос не только привнес новый закон любви людям, но и при своей жизни не отвергал ветхого закона.

Святой Василий Великий известен как великий учитель и святитель христианской Церкви, живший в IV веке. Василий Великий написал многие молитвы, известен как автор богословских, литургических текстов. Он составил чин особой литургии, названной в его честь.

Второй великий двунадесятый церковный праздник в январе - Крещение Господне. Он отмечается 19-го января. В этот день верующие христиане особо стремятся в храмы, чтобы набрать настоящей святой крещеской воды. В событии крещения Христа усматривается исполнение Иисусом ветхого закона. Кроме этого, Спаситель, войдя в воды Иордана, освящает водное естество и показывает пример крещения всем тем, кто признает его за Бога. Иначе праздник Крещения именуют Богоявлением или Просвящением.

Кроме этого, в январе есть и другие церковные праздники. Так, на следующий день после Рождества Христова празднуется Собор Богородицы ( 8-го января), а 20-го января торжествуется Собор Иоанна Крестителя. Это дни особого поминовения Богородицы и пророка Иоанна Предтечи.

Кроме этого, в январе Церковь отмечает память святителя Московского Филиппа (22-го января), святителя Феофана Затворника (23-го января), мученицы Татианы и Савы Сербского (25 января).

Видео по теме

Совет 8: Какие церковные праздники есть в феврале

В православном церковном календаре февраль отмечен одним двунадесятым праздником. Кроме того, в это время Церковь празднует память некоторых особо чтимых святых.

Первое число месяца ознаменовано празднованиями в честь святого преподобного Макария Великого. Великий подвижник благочестия был одним из первых монахов пустынников. Жил старец в IV веке. Святой известен своим великим благочестием и особой святостью. Преподобный Макарий при жизни имел дар чудотворений. Жил святой в одной из пустынь Верхнего Египта.

На следующий день (2-го февраля) Церковь воспоминает другого великого преподобного Евфимия Великого. Он известен своими многими чудотворениями при жизни, святой предсказывал будущее, в том числе указал дату своей смерти. Жил подвижник благочестия в V веке.

Одной из самых почитаемых святых в русском народе является святая блаженная Ксения Петербургская. Ее память Церковь отмечает 6-го февраля. Жила святая в XIX веке. Ей молятся во всех житейских нуждах.

7-го и 9-го февраля воспоминаются святители Церкви. Сначала Григорий Богослов, известный многими богословскими творениями, а затем Иоанн Златоуст (9-го февраля отмечается перенесение мощей святого, которое совершилось в 438 году из города Команы в Константинополь).

12-го февраля Церковь празднует особый день памяти трех великих святителей и учителей христианства - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Эти люди особо потрудились на благо христианской Церкви. Их многочисленные сочинения до сих пор служат оплотом догматического вероучения православной Церкви.

Главным церковным праздником февраля является Сретение Господне. Этот двунадесятый праздник (одно из 12-ти главных православных торжеств) отмечается 15-го февраля. Этот день обозначает встречу Господа старцем Симеоном в Иерусалимском храме. На сороковой день после рождения, младенца Иисуса принесли в храм для посвящения Богу по гобщему еврейскому закону. Там находился святой старец, которому было предсказано, что он примет на свои руки Мессию. В храме произошла встреча Ветхого и Нового Заветов в лицах старца Симеона и младенца Спасителя.

Видео по теме

Совет 9: Какие церковные праздники есть в апреле

Апрель в православном церковном календаре ознаменован великим двунадесятым Богородичным праздником. Это главное торжество месяца. Чаще всего на апрель приходится время святого Великого поста, этот месяц не пестрит различными церковными непереходящими праздниками.

7-го апреля православная Церковь воспоминает великое событие благовещения Пресвятой Богородицы. Этот праздник так и называется. Христианство говорит о том, что этот день является началом спасения людей, так как именно тогда архангел Гавриил благовестил Деве Марии о том, что она родит от Духа Святого Спасителя мира. Этот праздник особо почитаем в русском народе, свидетельством этому стали многочисленные храмы на Руси, освященные в честь Благовещения.

В этот месяц воспоминаются также и некоторые чудотворные иконы Богородицы. Так, 1-го апреля - торжества в честь иконы Богородицы Умиление, 16-го февраля - память иконы Божией Матери Неувядаемый цвет, 21-го февраля осуществляются торжества в честь Испанской иконы Богородицы, 27-го февраля - торжества в честь Виленской иконы Божией Матери.

В апреле можно отдельно выделить несколько дней памяти чтимых святых. 12-е апреля - день преподобного Иоанна Лествичника, 14-е апреля - преподобной Марии Египетской, 30-е апреля - память Зосимы Соловецкого.

Кроме того, на апрель могут выпадать некоторые переходящие праздники, зависящие от времени празднования Пасхи. Например, Вход Господень в Иерусалим и сама Пасха Христова.

Видео по теме
Как происходило вознесение Иисуса Христа
Связанная статья
Источники:
  • Статья "Можно ли работать в церковные праздники?" на портале "Сад и Огород"
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500