Диалектика Гегеля



Гегель сконструировал диалектику как систему взаимосвязей и категорий. Диалектика Гегеля — это особая модель философского похода к миру. В данном случае имеется в виду теория развития, в ее основе лежит единство и борьба противоположностей. Любой предмет или явление характеризуется неким качеством, в результате накопления противоречивых свойств и тенденций внутри данного качества, различные его аспекты приходят в противоречие. Итогом этого процесса становится развитие предмета, которое осуществляется через отрицание данного качества, при этом некоторые свойства сохраняются в образовавшемся новом качестве.

Гегель подчеркивал: «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Зависимости, найденные Гегелем, являются сторонами развития процесса. Категории диалектики образуют своеобразный каркас понятий, позволяющих рассматривать мир диалектически, а также описывать его.


Феноменология духа



В своем труде «Феноменология духа» Гегель рассматривает задачу преодоления точки зрения обыденного сознания, которое признает противоположность субъекта и объекта. Устранить эту противоположность можно путем развития индивидуального сознания, для этого оно должно пройти путь, по которому прошло все человечество за свою историю. В итоге, человек сможет посмотреть на себя и на мир с точки зрения мировой истории.

Этапы становления духа



Гегель создал философскую систему духовной культуры человечества, он описывал отдельные этапы ее развития как процесс становления духа. Гегель рассматривал данный процесс как своеобразную лестницу, по ее ступеням шло все человечество, но также может идти каждый человек. Приобщаясь к общемировой культуре, он будет проходить все стадии развития духа. Вершиной данной лестницы является абсолютное тождество мышления и бытия. После ее достижения начинается чистое мышление.

Социальная философия Гегеля



Известны труды Гегеля, посвященные социальной философии. Он создал учение о гражданском обществе и роли частной собственности, также в своих работах Гегель затрагивал права человека. В «Основах философского права» и «Феноменологии духа» он показал диалектику человека и общества, подчеркивая универсальное значение труда. Повышенное внимание философ уделял природе стоимости, денег и цены, а также механизмам товарного фетишизма.