Совет 1: Как разговорить молчаливого ребенка

В основном дети - молчуны имеют очень сильный характер с железной волей и упрямством, а не слабый, как может показаться. Только подумайте, какую недетскую выдержку и характер надо иметь, чтобы не раскрыть рот на людях. При всем этом молчуны очень внимательны и понимают намного больше других детей.

Встречаются случаи, когда молчание в упор на людях происходит из-за уязвленной гордости. К примеру, ребенок не выговаривает некоторые буквы или заикается. Если он при этом имеет высокий интеллект, то это оказывается очень травмирующим обстоятельством и малыш предпочитает молчать, нежели говорить неправильно или не так, как все дети.

Но чаще всего объективных причин для мутизма (именно так называется нежелание говорить) у ребенка просто нет. Разговаривать малыш может нормально, адекватно воспринимать мир. Тогда уже речь идет не об атузме (болезни полного погружения в себя), ни про умственную отсталость, ни о психологической травме. Это, скорее всего, патологическое стремление к лидерству. Малышу хочется царить и командовать, но оценивая свои силы, он понимает, что владеет только своей семьей. Хотя часто и другие взрослые проявляю повышенное внимание: кто-то пытается разговорить, кто-то просто пожалеть.

Если ребенок постоянно молчит, то также надо обратить внимание на его отношения с матерью, поскольку она должна постоянно быть с малышом, иначе дитя теряет прямую связь с миром. С одной стороны, это и осложняет жизнь матери, избавляет ее от личного пространства, с другой же стороны - маму устраивает ощущение необходимости и незаменимости. Именно поэтому матери надо разобраться с двусторонней зависимостью, без этого справится с мутизмом детей практически нет шансов.

После этого надо приложить еще одно усилие - перестроить свои отношения с чадом. Не только словами, но и делом подарите ему самостоятельность. Для этого можно тонко поставить малыша в безысходное положение, когда он стремясь к своим целям будет просто вынужден сказать посторонним пару слов. К примеру, ничего не покупайте, лучше дайте деньги и отправьте в ларек за конфетами или мороженым. Только не надо уговаривать! Не хочет - останется без сладостей. Такие ситуации нужно создавать каждый день.

Само собой, трудно встретить где-то взрослых людей со здравым умом, которые ни говорят ни слова. Со временем такой мутизм проходит, но к моменту дозревания мутиста до общения с людьми психика человека непоправимо деформируется.

Совет 2: Песочная терапия для детей

Впервые о песочной терапии упомянул известный писатель-фантаст Герберт Уэллс. Маргарет Ловенфельд — английский психолог соединила фигурки, описанные в книге Уэллса, с водой и песком. В отдельное психотерапевтическое направление песочная терапия оформилась в 50-х годах XX века благодаря детскому психотерапевту Доре Калфф.
Песочная терапия доказала свою эффективность в работе с психосоматическими расстройствами, травматическими переживаниями, в ситуациях, когда возникают сложности в общении и внутренние противоречия. Для детей поднос с песком становится надежным другом в борьбе с пассивностью, тревожностью, чувством изолированности, школьными трудностями эмоционального характера.

Структура занятия



Прежде чем отправиться на сооружение песочных замков и дворцов, объясните ребенку, что на песке можно что-то нарисовать или построить. Если этого требует замысел, в песок можно добавить воду. Предложите ребенку набор фигурок небольшого размера, позвольте ему самостоятельно выбрать необходимые элементы. Всю инструкцию можно уместить в несколько слов «Построй город будущего» или «Построй сказочный мир».

В отличие от взрослых, картины детей редко обладают статичностью. В процессе построения сказочного мира ребенок будет не только сооружать необходимые здания, но и разыгрывать сцены, озвучивать героев. Песочная терапия способна «разговорить» даже самых молчаливых малышей, которые имеют трудности в оформлении своих мыслей.

Завершив строительство, предложите ребенку дать название полученному шедевру и немного рассказать о нем. Если на первых занятиях ребенок стесняется или затрудняется рассказывать – не настаивайте. По окончании попросите ребенка самостоятельно разобрать конструкцию, поскольку на следующий раз это будет абсолютно другая картина мира. Говорить о первых результатах можно после проведения курса из десяти занятий регулярностью 1–2 раза в неделю.

Материалы для песочной терапии



Для индивидуальных занятий используют деревянный водонепроницаемый ящик размером 50х70х8 см. Габариты выбраны неслучайно и соответствуют полю зрительного восприятия ребенка, позволяют целиком охватить его взглядом. Внутреннюю поверхность необходимо выкрасить в голубой цвет, который создает стойкие ассоциации с бесконечностью и продолжением. 2/3 объема ящика, называемого на языке психологов «подносом», заполните прокаленным и просеянным песком.

Для проведения занятий используют фигурки, которые встречаются в окружающем мире, высотой не более 8 см. Основные группы формируют из человеческих персонажей, животных, зданий, машин, растений, природного материала (ракушек, веточек, камней), сказочных героев, домашней утвари и религиозных предметов.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше