Часто родители начинают бить тревогу, когда малыш длительное время не произносит определенных слов, фраз или даже предложений. Педиатры говорят, что в год ребенок должен произносить минимум 15 слов. Сюда относятся такие простые слова, как «мама», «папа», «дай», «на», «тут» и прочее. Однако развитие каждого ребенка настолько индивидуально, что заговорить ваш ребенок может абсолютно иначе, пропустив «примитивный» период.

Самое главное определить рубеж, на котором нужно начинать волноваться и бить тревогу. Логопеды успокаивают, что пограничный возраст, когда действительно можно судить о задержке речевого развития – не ранее трех лет. Потому, если в полтора года ваш малыш не способен произносить даже самые простые предложения, скорее это особенность его развития, которая никак не связана с отклонениями в данной области.

Правда, здесь важно убедиться в том, что все остальные показатели развития в норме. Убедитесь в том, что ваш малыш хорошо слышит и воспринимает речь окружающих.  Это можно сделать с помощью специальных аудиологических устройств. Обычно такую процедуру грудничкам проводят еще в роддоме. Если слух малыша в норме, значит, его общее развитие идет соответственно своему возрасту. К тому же будьте спокойны, если вы слышите, что малыш разговаривает на «своем» языке.

В таком случае наблюдайте за словарным запасом своего чада. Если к его «непонятным» словам прибавляются ежемесячно нормальные человеческие фразы, то все в порядке. А вот если данная динамика отсутствует, то есть повод обратиться за консультацией к специалисту. Возможно, он при осмотре развеет ваши напрасные опасения или подскажет действенные тренировки и занятия, направленные на развитие речевого аппарата.

Всем известно, что для правильного развития речи необходимо заниматься с малышом «ручными» делами. Другими словами, очень важно развитие мелкой моторики. Дело в том, что на подушечках наших пальцев расположены нервные окончания, ответственные за правильную и связную речь. Поэтому лепите, рисуйте, перебирайте крупу, завязывайте шнурки, делайте все, что приведет в работу эти участки тела.

И  еще, разговаривайте с малышом как можно чаще. Комментируйте свои и его действия, обсуждайте планы на день, рассказывайте сказки, пойте песенки. Так малышу будет проще воспринимать человеческую речь и принимать ее как основную. Разговаривать нужно медленно, четко и просто. И постарайтесь не волноваться и не волновать ребенка раньше, чем вам об этом скажет специалист.