Совет 1: Как объяснить ребенку, что такое справедливость

Понятие справедливости часто непосредственно связано с нарушением прав. С требованием справедливости обращаются в высшие инстанции, чтобы решить спорную ситуацию законным способом. Чувство справедливости у детей развито лучше, и часто они интуитивно понимают справедливость или несправедливость своих поступков.
Очень часто ребенок болезненно воспринимает ситуации, в которых кого-нибудь обидели или обделили, пытаются самостоятельно исправить ситуацию, утешить знакомого. Американские психологи считают, что это происходит из-за того, что дети любую несправедливость понимают эмоционально, а не рационально. Инстинкты подсказывают им, что стремление к равенству, необходимость делиться – залог выживания всех.

Научить ребенка справедливости, доброте и состраданию лучше всего на своем примере. Находясь вместе с ним, совершите какое-нибудь доброе дело: подайте милостыню, помогите старушке, подкормите бездомную собачку. Малыш обязательно возьмет пример со своих родителей, поймет, что так надо. Он не будет думать, выгодно ли так делать или нет. Просто последует примеру.

Увидев на улицу бездомную кошку или собаку, не стремитесь оградить ребенка от общения с ними. Лучше обсудите с ним их судьбу. Расскажите, что киску или собачку кто-то обидел, что они потеряли свой дом и хозяев, что им некому помочь. Объясните крохе, что вместо того, чтобы гладить животное, лучше его подкормить. Затем вместе вынесите немного молока или хлеба и угостите кошку или собаку. Такой урок покажет ребенку, если ему объяснить, что будет справедливо поделиться с нуждающимся тем, что ему необходимо.

Купив малышу новую игрушку, создайте ему условия, чтобы он первое время наигрался ей в одиночестве. Через пару дней она надоест и ее можно будет вынести на улицу или взять с собой в детский сад. Тогда малышу уже не будет жалко дать поиграть ей товарищу.

Не ругайте своего ребенка при других детях или их родителях. С точки зрения малыша, его родители должны всегда и во всем его поддерживать. А если он не прав, будет несправедливо упрекать его в присутствии посторонних. Во время ссор между детьми старайтесь рассудить их, внимательно выслушав каждого и приняв решение, которое отвлекло бы каждого от причины конфликта.

Читайте больше сказок, стихов и рассказов, в которых герои совершают хорошие поступки. Обсуждайте с ним: почему тот или иной мальчик или девочка поступили так или иначе. Справедливо ли это? Предоставьте ребенку возможность самому рассудить героев сказки и сделать выводы.

Как выяснили психологи, справедливость в понимании ребенка приравнивается к понятию равенства. Это выражается в возмущении из-за того, что у малыша нет такой же игрушки, как у кого-то, из-за того, что другим позволяется больше, чем ему. Объяснить ситуацию лучше на каком-либо примере. Например, один из его друзей вынужден носить очки. И делать это приходится по причине слабого зрения. Но это не значит, что другие дети тоже должны ходить в очках только потому, что сосед их носит.

Расскажите, что справедливость заключается в том, что все люди разные. У детей разные способности и физические возможности, разные потребности. Если соседнему ребенку купили радиоуправляемую машину, то ему недавно покупали другой подарок. Что если родители заставляют малыша ложиться спать раньше, чем его старших друзей, то это необходимо для его полноценного отдыха. Что если один умеет быстро бегать и хорошо лазить, то другой – хорошо рисовать, например.

Объясните малышу, что многого можно достичь самому. Например, если много бегать и чаще лазить, можно стать быстрее и ловчее любого другого. Пообещайте, что если он будет примерно вести себя, ему купят такую же игрушку, как у другого.

Не стесняйтесь рассказать, что у разных родителей разная ситуация в семье. Если соседу родители подарили дорогой компьютер, а ему нет. Обратите его внимание на то, что у него есть множество вещей, которые дороги для него. Пусть он сам расскажет о том, что из своих вещей он ценит больше всего на свете и почему.

Совет 2: Что такое справедливость

Каждый день человек, вступая в прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми, испытывает множество состояний, эмоций и чувств. При этом большинству событий и ситуаций дается явная или неосознанная оценка. Одним из критериев подобных оценок является справедливость. Любой человек использует данный критерий в своей повседневной жизни, однако мало кто способен внятно ответить на вопрос о том, что такое справедливость.
В рамках современных философских концепций и теорий справедливость вполне однозначно определяется как понятие о порядке вещей, содержащем определения и требования должных соответствий этических, моральных, социальных и других сущностей. Подобными сущностями могут являться отношения между конкретными людьми, группами людей, социальными классами, и т.д. Это могут быть человеческие деяния, их результаты и воздаяния за совершенные действия, а также различного рода порядки, традиции, подходы, методы.

Разумное и естественное соответствие между сущностями и группами сущностей (например, между мерой вины и суровостью наказания, количеством совершенного труда и оплатой за него) называется справедливостью. Неразумные, несбалансированные соответствия или отсутствие подобных соответствий (безнаказанность, социальное неравенство, и т.д.) воспринимается как несправедливость.

Понятие справедливости было выделено, сформировано и описано еще античными философами. Древнегреческая и древневосточная философия вкладывает в него глубочайший смысл, рассматривая справедливость как отражение основополагающих принципов и законов существования вселенной. Современная наука отчасти подтверждает это. Так, нейробиология выделяет отделы мозга, прямо отвечающие за возникновение чувства справедливости. Генетики утверждают, что справедливость - это продукт эволюции человека, являющийся одним из факторов естественного отбора на уровне выживания древних общин (племена, приверженные принципам справедливого существования, получали более динамичное развитие).

Согласно философской трактовке понятия справедливости, принято разделять ее на два вида. Подобное разделение было введено Аристотелем и используется до сих пор. Уравнительная справедливость выдвигает требование эквивалентности мер сущностей, являющихся объектами отношений равноправных индивидуумов (например, эквивалентность стоимости предмета его реальной ценности, эквивалентность оплаты совершенному труду). Распределительная справедливость декларирует концепцию разумного пропорционального распределения материальных ресурсов, благ, прав, и т.д. соответственно каким либо объективным критериям. Данный тип справедливости требует наличия регулятора - индивидуума, занимающегося распределением.
Видео по теме

Совет 3: Как объяснить детям, что такое сказка

Сказки привлекают детей своими сюжетами, необычными историями, чудесами и превращениями. Чем младше ребенок, тем реже он отличает сказку от реальности и воспринимает ее сюжет как историю, рассказанную о его жизни. Становясь старше, дети догадываются, что не все в сказке правдиво, что в жизни так не бывает, но почему-то именно такие сказки начинают нравиться еще больше. В 5-6 лет дошкольники уже готовы узнать, что же такое сказка.
Вам понадобится
  • - книга сказок с красочными иллюстрациями;
  • - шапочки-маски героев сказок.
Инструкция
1
Покажите ребенку 2-3 лет книгу сказок с красочными иллюстрациями. Это необходимо, т.к. образное мышление малыша пока недостаточно развито. В этом возрасте дети слушают и понимают сказки о животных: диких и домашних. Истории, которые происходят с ними в произведении, похожи на жизненные истории обычных людей, поэтому ребенок легко представляет себя участником этой сказки.
2
Объясните эту аналогию ребенку. Представьте в роли персонажей его самого и его друзей. Сказочным и необычным становится только то, что поступки совершаются животными.
3
Предложите малышу поиграть в сказку вместе с вами, надев на голову шапочку-маску персонажа. Пусть ребенок сам выберет себе роль. При проигрывании роли, обратите внимание ребенка на то, что он сейчас поступает «как волк в сказке». А бывает в жизни, что он сам тоже так делает?
4
Свяжите сказку с реальностью. Вспомните вместе случаи, когда дети поступают так же, как в сказочной истории. Ванечка попил воды из копытца (из лужи) и стал козленочком. А что с человеком может стать, если он грязную воду выпьет или поднимет и съест грязную еду на улице? Расскажите, что в каждой сказке есть поучение, предупреждение и даже наказание.
5
Расскажите ребенку 4-5 лет, что сказки – это мечты людей о хорошей, красивой, успешной жизни. У взрослых так же, как и у детей не все получается в жизни, поэтому люди придумывают себе «сказочных помощников»: ковер-самолет, сапоги-скороходы. Мечты помогают достигать желаемого, поэтому сейчас уже есть настоящие самолеты, поезда и машины, что позволяет людям быстро передвигаться. А о чем мечтает ребенок?
6
Сочините вместе сказку о его мечте по аналогии со сказкой, которая нравится ребенку. Нарисуйте эту сказку в нескольких сюжетных картинках, подпишите под ними текст.
7
Выберите фрагмент сказки, который имеет воспитательное значение, и продемонстрируйте ребенку, что сказка – это еще и подсказка, как нужно поступать в сложной жизненной ситуации. Например, в сказке «Сивка-бурка» покажите ребенку, почему Ивану удалось поймать вора, а его братьям – нет. Он не спал, сидел на камушке, сторожил, а его братья уснули и не увидели воришку. Проявить терпение, волю и получить ценное вознаграждение можно не только в сказке.
Обратите внимание
Не все сказки имеют хорошую концовку. Многие заканчиваются смертью персонажа – это сказки-предупреждения. Не нужно изменять сюжет сказки или менять ее окончание. Поясните ребенку, что когда люди нарушают правила, следует наказание, кара.
Полезный совет
В зависимости от вашего желания и необходимости, можно для объяснения брать сюжеты сказок о семье, о труде, где аналогии легко увидеть, интерпретировать, объяснить на реальных ситуациях.
Почему детям необходимо читать сказки
Связанная статья
Почему детям необходимо читать сказки
Источники:
  • что такое сказка для ребенка
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше