Совет 1: Планеты, пригодные для жизни

Астрономы всего мира не перестают искать планеты, пригодные для существования жизни. Есть ли они во вселенной на самом деле на сегодняшний день доподлинно никому не известно. Но развитие возможностей, появление новейших технологий в исследовании космоса дают надежду на то, что очень скоро планеты с условиями, похожими на земные, обязательно будут обнаружены.

Открытие новой планеты: условия для жизни предположительно есть!

Недавно астрономы обнаружили новую планету, находящуюся вне Солнечной системы и предположительно имеющую условия для жизни. Ее размеры и масса сопоставимы с земными. Предполагается также, что на ней присутствует вода, одно из главных условий для развития жизни. Расстояние от обнаруженной планеты до Земли – двадцать световых лет.

Об этом сенсационном открытии было объявлено международной группой ученых, представителей Португалии, Швейцарии и Франции. Занимаясь исследованиями в Чили, в Европейской обсерватории, они с помощью мощнейших современных телескопов обнаружили новую планету, находящуюся рядом со звездой Gliese 581 из созвездия Весов.

Найденную планету назвали Gliese 581c. Она в 1,5 раза больше Земли и в 5 раз массивнее, сила тяжести на ней составляет около 1,6 g. Приняв во внимание эти данные, ученые окрестили новую планету «Суперземлей». По их предположениям, Gliese 581c имеет скалистый рельеф, сходный по облику с земным.

Температура на поверхности новой планеты, предположительно, находится в диапазоне от 0 до 40оС. Расстояние между «Суперземлей» и ее светилом в 14 раз меньше, чем между Землей и Солнцем, год на новой планете составляет 13 земных суток. В небе Gliese 581c ее родное солнце предстает по размерам в двадцать раз большим, чем наше светило. Информации о скорости вращения открытой планеты вокруг своей оси пока нет.

Другие экстрасолнечные планеты и их пригодность для жизни

Найденная астрономами планета Gliese 581c обладает наиболее приемлемыми для жизни параметрами из 220 экстрасолнечных планет, открытых в последние годы. Другие миры имеют слишком низкие или слишком высокие температуры поверхностей, или являются газовыми гигантами, такими, как, например, Сатурн.

Открытие «Суперземли» позволяет сделать определенные выводы, например, о том, что ближайшее окружение Солнца может содержать немало планет с пригодными условиями для жизни. Gliese 581 – одна из ста звезд, находящихся, по космическим масштабам, в непосредственной близости от Солнца. Из соседствующих с ней в этом списке 99 планет 80% также, как и она являются красными карликами. Вполне возможно, у них тоже скалистый рельеф и имеются запасы жидкой воды, а их масса сопоставима с земной. Согласно предположениям ученых, эти планеты могут также обращаться вокруг своих светил и вполне подходить для жизни.

Совет 2: Как передали голос с "красной планеты"

Исследования четвертой планеты солнечной системы, Марса, являются приоритетными для космонавтики. Недавно американские ученые совершили очередной прорыв – сумели передать аудиозапись с поверхности «красной планеты».

С 6 августа 2012 года на Марсе ведет свою работу марсоход Curiosity. Его основные задачи – определить, существовала ли когда-либо жизнь на «красной планете», собрать сведения о климате и геологии Марса, в том числе заняться поиском воды, а также найти пригодные места и подготовить планету к первой высадке человека. Помимо этого, при помощи «Кьюриосити» ученые из NASA планируют провести ряд экспериментов. 28 августа им удалось впервые передать с «красной планеты» человеческий голос.

Первым человеком, заочно побывавшим на Марсе, стал директор NASA Чарльз Боулдер. В аудиозаписи директор поздравляет команду разработчиков и исследователей марсохода с успешной посадкой планетохода и началом исследований. Чарльз Боулдер высказал надежду на то, что это лишь первый шаг человека на другие планеты. Данное обращение было записано марсоходом и успешно передано обратно на Землю. Это первый случай в истории человечества, когда искусственный объект, находящийся на другой планете, воспроизвел речь землян.

Также землянам с Марса передали песню. Композицией-путешественницей была выбрана Reach for the stars («Достать до звезд») американского певца Уилл Ай Эм. Песня была воспроизведена на «красной планете» в надежде, что она достигнет своего инопланетного слушателя. После этого Curiosity сумел передать первую в истории инопланетную композицию при помощи радиосигнала обратно в лабораторию реактивного движения в NASA.

Аудиозаписи с песней Reach for the stars и поздравлением Чарльза Боулдера можно прослушать на официальном сайте NASA. Там же находятся фотографии в высоком качестве, сделанные марсоходом во время своего путешествия, в том числе, и оставленные им на почве следы. На сайте также присутствуют цветные снимки «красной планеты».

Совет 3: Что такое озоновый слой

Осуществляя свою хозяйственную деятельность, человек, к сожалению, редко учитывает ее разрушительные для экологии последствия. Но такая пагубная практика является угрозой, прежде всего, для его здоровья или здоровья его потомков. Осознание этого факта заставляет людей пересмотреть те методы, которыми достигаются их цели, и принять законы, защищающие окружающую среду. Многие такие законы касаются защиты озонового слоя Земли.

Озоновый слой Земли

Атмосфера, окружающая планету Земля, неоднородна и состоит из множества слоев, различных по составу и плотности. Одним из таких слоев является озоновый. Он возник в результате взаимодействия кислорода, выделяющегося в результате фотосинтеза, с ультрафиолетовыми лучами, источником которых является Солнце. Высота этого слоя различна – на полюсах она составляет 7-8 км, на экваторе – 17-18 км, толщина его тоже неоднородна, на полюсах она равна 4 мм, на экваторе – 2 мм.

Этот прозрачный невидимый слой является своеобразным щитом, защищающим все живое на планете от губительного действия ультрафиолетовых лучей. Избыточная доза ультрафиолетовых лучей действует подобно радиоактивному излучению, что приводит, в частности, к развитию раковых заболеваний. Ограждая от действия ультрафиолета землю, озоновый слой позволяет поддерживать на ее поверхности постоянный температурный режим и условия, пригодные для жизни людей, животных и растений.

Но в результате непродуманной хозяйственной деятельности этот хрупкий слой озона разрушается под воздействием многих факторов. Главной опасностью являются вредные газы, выделяющиеся в процессе сгорания: оксид углерода и углекислый газ, диоксид серы и азота. Кроме того, опасность представляют и соединения, содержащие хлор, который разрушает молекулы озона, лишая их защитной силы. Ученые считают, что глобальное потепление, являющееся угрозой жизни на Земле, обусловлено истончением и «дырами» в озоновом слое.

Закон на защите озонового слоя

Факты, неопровержимо свидетельствующие о том, что температура на планете неуклонно повышается, и количество онкологических заболеваний постоянно растет, заставили правительства всех промышленно развитых стран принять законы, направленные на ограничение разрушительной деятельности и защиту озонового слоя. Ему был присвоен статус важного природного объекта, подлежащего правовой охране.

В России также был принят ряд нормативных актов, которые не только ограничивают вредное воздействие на озоновый слой, но и предусматривают проведение мероприятий по его восстановлению. Основным является Закон «Об охране окружающей природной среды», в котором оговариваются меры по защите окружающей природной среды и устранению факторов, разрушающе действующих на озоновый слой. Эти меры предусматривает и международное законодательство, в частности, Монреальский протокол 1987 года. Он устанавливает контроль над производством и использованием вредных газов, и обязывает страны-участницы этого соглашения постепенно прекратить их производство и использование.

Совет 4: Самые известные мертвые водоемы мира

На планете существуют водоемы, в которых не способно выжить ничто живое. По разным причинам вода в них не пригодна для жизни. Иногда она также представляет опасность и для человека. Чаще всего загадка кроется в химическом составе воды, однако некоторые мертвые водоемы остаются загадкой даже для ученых.

Мертвое море

Самый крупный и наиболее известный безжизненный водоем – Мертвое море, пролегающее на границе Израиля и Иордании. Это одно из самых интересных мест на планете, ведь в воде этого моря невозможно утонуть. Все дело в концентрации соли, которая достигает 275 г на 1 л воды. Для сравнения, в других водоемах планеты эта цифра редко приближается к отметке в 35 г. В мертвых водах способны выжить лишь некоторые немногочисленные виды микроорганизмов. Все остальные морские обитатели – рыбы, моллюски, водоросли – попадая в такой концентрированный раствор хлорида натрия, мгновенно погибают. Мертвое море является ловушкой и для всех попавших в него речушек и ручьев. Вода не находит обратного пути и остается замкнута в пределах водоема. Постепенно свежие воды испаряются, а соль остается, поэтому Мертвое море обречено оставаться мертвым до скончания веков.

Пустое озеро

Одно из самых загадочных мест в России – Пустое озеро, входящее в цепь озер, спрятанных на южносибирском горном хребте Кузнецкий Алатау. В Пустом озере нет ничего живого. Интересно, что остальные озера, расположенные в этой местности с аналогичным составом воды, кишат рыбой. Ученые не нашли в пробах, взятых из Пустого озера, каких-либо ядовитых или токсичных веществ и не раз пытались заселить озеро неприхотливыми породами рыб, но, увы, все живое в этом мертвом водоеме вскоре погибает, а объяснения этому феномену так и не нашлось.

Черное озеро

Близ города Сиди Бель Аббес в Алжире находится озеро, наполненное чернилами, которые пригодны для письма. Из-за их токсичности в этом водоеме не способны выжить ни рыба, ни растения. Местные жители побаиваются этих мест, называя озеро «Оком дьявола», однако ученые смогли разгадать загадку мертвого водоема. Озеро образовано благодаря водам двух рек. В одной из них содержится большое количество солей железа, а в другой – различные органические вещества. Соединяясь, потоки рек вступают в химическую реакцию, образуя чернила.

Асфальтовое озеро

На острове Тринидад в 500 км от севера Венесуэлы находится асфальтовое озеро. Оно образовалось в кратере грязевого вулкана глубиной 90 м, а площадью – около 45 га. Воды озеро постоянно пополняются нефтью, залегающей в недрах земли. Вещество в результате испарения теряет летучие вещества, и то, что остается в воде, напоминает асфальт. Купаться в озере невозможно и даже опасно, потому что есть риск завязнуть и утонуть. На озере ведется обширная добыча асфальта. Ежегодно здесь получают до 150 000 тонн строительного материала, который по большей части экспортируется в США, Англию и другие страны. В благодарность за это, местные назвали мертвый водоем «Мать-озеро».

Озеро Смерти

На острове Сицилия расположено озеро, которое считается самым мертвым водоемом на планете. Кроме того, что на берегу озера и в его водах не обитает ничто живое, так и заходить в воду смертельно опасно. Если человек опустит в воду руку или ногу, то она за считанные секунды покроется страшными ожогами и волдырями. И неудивительно: ведь в воде в большой концентрации содержится серная кислота. Точное происхождение такого состава неизвестно. Ученые предполагают, что на дне водоема находятся неизвестные горные породы или другие источники, обогащающие воду кислотами.