Совет 1: Как повысить свою грамотность

Школьная программа по русскому языку, даже если она была усвоена на «отлично», со временем забывается. Большое количество людей часто допускает ошибки при письме, да и речь их «хромает» – неправильно построенные предложения, коверканье слов, нецензурная лексика. Чтобы не допустить потери грамотности, нужно постоянно работать над собой. Сегодня для этого есть множество способов.
Развитие грамотности требует постоянного труда

Что такое грамотность

Грамотность в самом прямом понимании – это умение человека хорошо читать, правильно писать и строить свою речь в соответствии с правилами родного языка. Грамотность бывает врожденной и приобретенной.

Если вы пишете без ошибок, но при этом не можете воспроизвести ни одного правила русского языка и не читаете запоем классику – у вас врожденная грамотность. В ее основе – чувство языка на генетическом уровне.

Приобретенная грамотность – это результат саморазвития и самосовершенствования, неустанной работы над собой.

Путь к грамотности – лестница с множеством ступеней

В современном мире грамотность – это визитная карточка человека. При ее отсутствии нельзя устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу – HR-мененджеры отслеживают этот нюанс уже на стадии приема заявления или резюме. Замечено, что люди, обладающие правильной речью, богатым словарным запасом и умением писать без ошибок, добиваются успеха в любой выбранной сфере. Грамотный человек априори воспринимается как интеллектуально развитый, он более других уважаем. Но повышение грамотности – это дело далеко не одного дня. От вас потребуется терпение и настойчивость в этом благородном деле.

Методы повышения грамотности

Для начала определите, что является вашими «слабыми» сторонами и что вы хотели бы «подтянуть»: орфографию, пунктуацию, грамматику, искусство речи. Самоанализ должен быть объективным. Далее составьте для себя краткий план и двигайтесь к назначенной цели, используя следующие методы развития грамотности.

Первый метод – читайте классическую литературу. Пользу от чтения хороших книг трудно переоценить. Даже если вы в свое время прочитали всю литературу, предусмотренную школьной программой, есть еще много новых произведений, которые – поверьте – обязательно вас заинтересуют. Не исключено, что и некогда прочитанное вы осмыслите по-другому – благодаря приобретенному жизненному опыту. Читая, вы можете прочувствовать стилистику произведения, сочетаемость слов, пунктуационные особенности. Непременно расширится ваш словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу. Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией.

Второй метод – вооружитесь словарями. Это может быть как книжный, так и электронный вариант. Если вы сомневаетесь, как правильно написать то или иное слово, или столкнулись с новым словом, значения которого до этого момента не знали – не поленитесь заглянуть в словарь. С течением времени вы будете нуждаться в нем все реже.

Третий метод – учите правила русского языка. Одного правила в день вполне достаточно.

Четвертый метод – слушайте аудиокниги. Для развития грамотности очень полезно слушать правильную «живую» речь. Слуховая память вам не помешает.

Пятый метод – пишите диктанты. Начинайте с нетрудного текста, со временем увеличивая его сложность и объем.

Шестой метод – возьмите себе за правило писать правильно везде. Даже в социальных сетях, чатах и форумах – там, где в порядке вещей считается коверкать слова, передавая только их смысл («ваще», «как-нить»).

Седьмой метод – попробуйте сделать аудио- или видеозапись своей речи. Если вы послушаете себя со стороны, вам будет легче понять, в чем ошибки вашей речи.

Восьмой метод – развивать грамотность можно и в игровой форме. Не стесняйтесь увлекаться кроссвордами и компьютерными играми, которые помогают развивать ваши интеллектуальные способности (анаграммы, шарады, ребусы и другие).

Девятый метод – запишитесь на курсы русского языка. Помощь профессионала еще никому не навредила.
Источники:
  • Не знаете, как повысить грамотность? Мы подскажем!

Совет 2 : Как выучить русский язык

Русский язык считается одним из сложных. Но интернет значительно облегчает муки школьника, студента и ускоряет процесс вхождения в новую языковую среду.
Как выучить русский язык
Инструкция
1
Цели и намерение - это самое главное. От целей зависит сложность осваиваемого материала, а от намерения интенсивность занятий. Понятно, что бизнесмену важнее лексика юридическая и узкоспециальная терминология, а наемный рабочий должен понимать работодателя и иметь запас фраз для экстремальных ситуаций, связанных с медициной или правовыми вопросами. В первую очередь, надо осваивать то, что понадобится в ближайшее время. А потом уже развиваться вширь и вглубь.
2
Учить язык в одиночку - пустая трата времени. Если нет интернета, надо искать носителя языка и разговаривать с ним. Мало знать грамматику и вызубрить двести слов. Надо иметь навык их использования. Вот почему все большей популярностью пользуются сетевые площадки, где одни люди помогают учить язык другим. Например, сеть livemocha.com, где могут обучиться языку пользователи с минимальным уровнем знаний. Можно осваивать новый материал, выполнять задания и общаться письменно или голосом с носителями языка.
3
Если русскоговорящего помощника рядом в реальной жизни нет, а потренироваться в изучении русского языка хочется, на помощь придут виртуальные тренажеры, полезные игры со словами. Например, классическая игра "Эрудит" (Scrabble) http://www.wordgameolympics.ru/menu3.php.
4
"Причесать" произношение, выучить новые слова и "покатать" их на языке можно с помощью караоке. Если песен с субтитрами нет, то можно скачать слова песни на русском и петь вместе с исполнителем. Творческий подход к процессу обучения очень облегчает жизнь. Не надо с несчастным видом читать словарь - лучше просто петь!
5
Чтение - это хорошая возможность пополнить пассивный словарь, изучить культуру, обычаи и традиции. Нужно больше читать. И не стесняться начинать с простых текстов: детской или адаптированной литературы. Самое главное, чтобы книга была интересной. тогда через некоторое время возникнет чудесное ощущение, когда читаешь, не замечая языка, а просто наслаждаясь новыми смыслами и образами.
Видео по теме
Полезный совет
Для того, чтобы преодолеть психологический барьер, нужно как можно раньше начать разговаривать на русском языке. Главное помнить, что люди, которые указывают на ошибки, это не строгое жюри, а бесплатные учителя, которые помогают вам.
Источники:
  • Игровые тренажеры для изучающих русский язык.

Совет 3 : Как научиться грамотно писать

Грамотное письмо поможет при устройстве на работу, а также в любой другой жизненной ситуации. Люди, умеющие грамотно излагать свои мысли на бумаге, грамотнее говорят.
Как научиться грамотно писать
Инструкция
1
Читайте несколько раз то, что написали. Внимательно читайте текст прежде, чем сдавать его на проверку. Иногда текст, который хорошо выглядит на первый взгляд, при более тщательном рассмотрении содержит грамматические и синтаксические ошибки.
2
Если вы набираете текст на компьютере, пользуйтесь возможностями, который он дает для проверки текстов. Существуют различные компьютерные программы, которые позволяют проверить правописание и пунктуацию.
3
Консультируйтесь с человеком, который пишет грамотно. Это может быть учитель или просто ваш друг, обладающий врожденной грамотностью. Такой человек поможет увидеть вам то, что вам самому увидеть трудно.
4
Практикуйтесь в правописании. Выполняйте упражнения и проверяйте себя. Также пишите диктанты и работайте над своими ошибками. Способствует правописанию и чтение классической литературы. Читая хорошие книги, вы не только научитесь грамотно писать, но и расширите свой словарный запас.
Видео по теме
Полезный совет
Если в сочинении вы не знаете, как написать данное слово, подберите к нему синоним, в написании которого уверены.

Проверяйте сложные слова по словарю. Со временем вы запомните написание многих слов, которые пришлось искать в словаре.
Источники:
  • Что такое грамотность

Совет 4 : Как изучить русский язык

Русский язык не зря называют великим и могучим. Это один из сложнейших языков мира. Он является одним из мировых языков, официальных в ООН. Изучать русский язык приезжают ежегодно множество иностранцев, стремясь пообщаться с носителями языка. Однако самим русскоговорящим тоже не помешает выучить как следует свой родной язык.
Как изучить русский язык
Инструкция
1
Первое, с чего начинается изучение любого языка - алфавит и звуки. Есть методики, которые сразу начинают обучение с выхода в общение. Однако, согласитесь, изучение языка всё равно не обходится без каких-то скучных вещей. Для иностранцев особенно тяжело то, что в русском языке используется кириллица. Однако и для носителей языка этот этап может представлять определённые сложности. У нас в великом и могучем далеко не всё читается так, как пишется, не обманывайтесь. Разве мы говорим "молоко"? Отнюдь, прислушайтесь к себе, мы говорим "малако" или даже "млако". Все эти особенности сбивают русскоговорящих людей с толку, и начинаются бесчисленные проблемы с орфографией.
2
Ещё один важнейший этап в изучении языка - грамматика. Сложности здесь повсюду - от суффиксов и чередований звуков в корне и приставках до трудностей в усвоении и понимании синтаксиса. Многие иностранцы говорят, что грамматика не важна, и просят научить их русскому языка без изучения грамматики. Однако это вряд ли возможно: даже если иностранец выучил русский, общаясь с носителями языка, без правильной грамматики его русский язык всё равно будет как бы недоученный. Он вряд ли сможет выйти на уровень носителей языка. Но и сами носители языка частенько грешат грамматическими ошибками, так что уделите этому разделу как можно больше внимания.
3
На начальном этапе изучения русского языка иностранцев обычно не обучают орфографии. Стилистика также идёт гораздо позже усвоения основных принципов, основных правил, значительного пласта лексики. Самим же носителям языка не помешает досконально изучить орфографию и пунктуацию, во-первых, чтобы повысить свой статус (согласитесь, грамотные люди нынче в цене), а во-вторых, чтобы другие люди лучше вас понимали (от правильного написания слов и от правильной постановки знаков препинания часто зависит смысл высказывания), и стилистику - конечно, чтобы составлять стилистически правильные, выверенные тексты, особенно если это требуется от человека по работе.
4
Иностранцы изучают лексику постепенно, обычно по темам (распорядок дня, еда, ресторан и так далее). Носителям языка, особенно тем, что уже разделались и со школой, и с вузом, пополнять свой словарный запас приходится самим. В нашем языке очень много слов, хороших и разных, кроме тех, которые образуются от пяти матерных корней. Синдром Эллочки-людоедочки из "12 стульев" (помните такого персонажа?) - к сожалению, весьма распространённый нынче недуг. Однако от него возможно вылечиться, если в качестве лекарства взять книги классиков и лучших современных писателей. Толстой, Чехов, Бунин, Куприн - припоминаете таких?
5
Иностранцам поможет в изучении русского языка аудирование: просмотр фильмов на русском языке с субтитрами, телепередач на русском языке. Носителям языка можно было бы прописать повальные проверки грамотности как лекарство от многих орфографических, грамматических и пунктуационных болезней. Но и для тех, и для других важнее всего стимул, желание что-то выучить и чего-то добиться. Так что дерзайте!

Совет 5 : Как повысить грамотность

Любой человек в чем-то является неграмотным. Это связано с быстрым развитием жизни. Невозможно все и везде успевать. Некоторые сферы жизни являются ключевыми, их нельзя упускать из виду. Стоит отметить правовую, финансовую грамотность, грамотность в сфере здоровья, отношений. Есть и другие направления, где грамотность необходимо повышать.
Будьте любознательны, как дети
Инструкция
1
Определите сферы, в которых желаете достичь успеха. У каждого человека - свои предпочтения. Компьютерная грамотность, языковая, финансовая, - что важнее всего, на том концентрируйте основное внимание. Ваши планы могут быть стратегическими и оперативными. Оперативные планы связаны с повышением грамотности в текущих вопросах. Например, надо срочно освоить английский язык, чтобы через 6 месяцев поехать за границу. Стратегические планы основаны на общем видении того, что важно для жизненного успеха. Это могут быть планы по освоению трейдинга в ближайшие 5-10 лет.
2
Составьте список всех доступных способов получения знаний. Посмотрите, какие курсы проводятся в вашем городе. Обратите внимание на обучающие семинары через интернет. Можно найти консультанта или купить учебники. Вариантов много, старайтесь записать все.
3
Протестируйте каждый способ и выберите лучший. Вы можете не догадываться, какой способ обучения быстрее приведет вас к цели. Если возможно, попробуйте каждый из них "на вкус". Остановитесь на том, который вызывает больше радости и вдохновения. Учтите, как может измениться ваше ежедневное расписание на ближайшее время.
4
Составьте план занятий. При разработке плана вы берете на себя обязательства. План - это прогноз ваших занятий. Его можно изменять по ходу дела. А сейчас он даст вам внутренний настрой на работу. Не пренебрегайте планом. Чем подробнее он будет проработан, тем сильнее вы погрузитесь в желание достичь успеха.
5
Добавьте к плану систему вознаграждений. Укажите, какова награда за промежуточные достижения. И не давайте себе обещанного, пока не увидите результат.
6
Сделайте внутреннюю настройку. Помечтайте о том, как изменится жизнь после выполнения плана. Вы должны сильно втянуть себя в процесс занятий. Какие перспективы открываются перед человеком, грамотным в интересующей вас сфере? - Изучите этот вопрос.
7
Пройдите план от начала до конца. Работайте, работайте и работайте.
Обратите внимание
Учитесь у профессионалов. По возможности сразу найдите лучших специалистов. Занимаетесь по книгам - ищите лучших авторов. Не занижайте планку, не позволяйте себе "барахтаться в прибрежных водах". Вы созданы для большого плавания.
Полезный совет
Измеряйте промежуточные результаты. Все, что измеряется, имеет свойство расти.
Источники:
  • Правовой грамотностью населения займется государство в 2018

Совет 6 : Как выучить русский язык

Обучение русскому языку проходит по-разному в зависимости от того, кто его изучает - иностранец или непосредственно русскоговорящий. Как подходы к изучению, так и ожидаемые результаты будут разными. На это в первую очередь следует обращать внимание, когда составляется программа обучению русскому языку.
Как выучить русский язык
Инструкция
1
Однако русскому языку можно обучаться и самостоятельно, и делать это могут как носители языка, так и иностранцы. То, что русскоговорящим изучать язык нужды нет, достаточно выучить, как пишутся слова и где ставится запятая, - полный абсурд. Может быть, носителям языка изучать свой родной язык ещё важнее, чем иностранцам. Подходы к изучению здесь будут принципиально разными: иностранцы движутся от функции к форме, русскоговорящие - от формы к функции.
2
Происходит это так. Носитель языка уже знает русский и свободно на нём общается. Ему нужно систематизировать свои знания, чтобы говорить и писать грамотно, и речь здесь не только об орфографии и пунктуации, но ещё и о стилистике, риторике, приёмах создания текста и жанровых его разновидностях. Поэтому не думайте, что синтаксис и морфология изучались вами в школе только для того, чтобы занять ваше время. Все эти дисциплины нужны были для того, чтобы лучше понимать и орфографию и пунктуацию. Форма была уже вам известна, теперь нужно узнать о её функции, чтобы правильно её употреблять в жизни. Поэтому если хотите овладеть родным языком в полной мере, не забывайте элементарных понятий и правил, проштудируйте снова школьные учебники.
3
Как можно больше читайте. Говорят, что врождённой грамотности не бывает. Человек, который много читает, оказывается впоследствии более грамотным, чем тот, кто читать не любит. При чтении формируется привычка писать и оформлять свою письменную речь так, как написано в выверенном, прошедшем через руки не одного редактора тексте. Правила - вещь хорошая, но если правила не снабжены примерами и изрядной долей практики, пользы от них мало. Поэтому наберите в библиотеке книг - и вперёд!
4
Если речь об иностранцах, то им следует сначала объяснить, что они должны сказать (например, спросить, как куда пройти, как зовут собеседника и так далее). Вы должны подобрать все средства, которыми в языке выражается данная функция, а потом уже рассказывать людям, как можно выразить ту или иную мысль. Через функцию быстрее усвоится и форма.
5
Говоря вообще, для изучения любого языка важно помещение в языковую среду. Вы наверняка сами замечали, что люди, уехавшие, например, в Америку, гораздо быстрее выучивают английский, чем те люди, которые штудируют его, оставшись на родине. То же самое происходит и с русским языком. Поэтому, если человек не живёт в России или не общается с русскоговорящими, он должен смотреть фильмы на русском языке с субтитрами, слушать русские песни, как можно больше читать. Но, разумеется, в выигрышном положении оказываются те иностранцы, которые приехали учиться в Россию: они привыкают к живой, быстрой русской речи, и язык быстрее укладывается в голове.
Обратите внимание
Конечно-же, для этого желательно обладать хотя-бы минимальным словарным запасом (хотя и не обязательно, он будет пополняться автоматически). ___Итак, для того что-бы выучить русский язык: научиться грамотно и красноречиво писать, говорить и мыслить — нужно прочитать несколько (5 6) раз, а лучше выучить наизусть, одну небольшую книгу — справочник по русскому языку.
Полезный совет
Миф 1 – дети, живущие в нерусскоязычной среде, – русскоязычные, поскольку они родились в русскоязычной семье и дома слышат русский язык. Общаясь в детском саду, школе, на улице с носителями языка страны проживания и не занимаясь русским языком специально, ребенок теряет русский язык, даже общаясь на нем в кругу семьи.  Миф 3 – знать язык – это значит выучить как можно больше слов. При хорошей памяти можно выучить даже словарь. Но знание лексики – это еще не знание языка: нужное слово можно найти в словаре.

Совет 7 : Как повысить грамотность русского языка

Русский язык и культура речи является одним из базовых предметов в школьной программе. К сожалению, с возрастом навыки,полученные за несколько лет изучения родного языка, постепенно теряются. Порой только диву даешься, на каком ломаном языке изъясняются наши депутаты, члены правительства и прочие высокопоставленные лица. Возникает вопрос: можно ли повысить грамотность русского языка у взрослого человека, и как это сделать?
Как повысить грамотность русского языка
Инструкция
1
В действительности, повысить уровень владения родным языком можно, но этот процесс занимает далеко не пару дней и даже не пару месяцев. Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы словарь русского языка и грамматический справочник стали вашими настольными книгами. Не ленитесь лишний раз обратиться к словарю, если вы не уверены в значении слова или его написании. Если вы услышали новое слово, то потратьте пару минут на то, чтобы выяснить его значение и происхождение. Таким образом вы сможете существенно расширить свой активный словарный запас. Кстати говоря, в наши дни совсем не обязательно приобретать толстый бумажный словарь Даля или Ожегова. Электронные версии практически всех словарей русского языка находятся в свободном доступе в сети Интернет.
2
Второй важный момент- это чтение. К сожалению, с каждым годом мы читаем все меньше книг. Мы привыкли получать информацию из телевизионных передач, с новостных сайтов в интернете или по радио. Мы зачастую проводим свободное время за экраном компьютера, а не за любимой книгой. Однако, именно чтение помогает нам повысить уровень родного языка. Читая различные книги, мы расширяем свой словарный запас, учимся правильно комбинировать лексические единицы. Кроме того, при чтении наш мозг автоматически запоминает правильное написание слов, что позволяет уменьшить количество орфографических ошибок на письме. Не стоит и упоминать, что чтение книг существенно расширяет кругозор человека.
3
Повысить уровень грамотности можно и посредством различных игр. К примеру, разгадывая кроссворды, мы не только узнаем новые слова, но и запоминаем их написание. Различные анаграммы, ребусы и тесты также способствуют развитию интеллектуальных способностей человека. Кстати, если вы испытываете проблемы с грамотностью устной речи, то мы рекомендуем вам записать себя на диктофон. Обратите внимание на слова-паразиты и правильность построения предложений. Попробуйте произнести тот же самый отрывок с учетом всех необходимых исправлений. Помните, что люди с грамотной устной и письменной речью быстрее добиваются успеха в жизни.
Полезный совет
1) Не ждите моментальных результатов, повышение грамотности- это долгий процесс
2) Больше читайте и обращайтесь к словарям
3) Существуют специальные курсы по повышению грамотности у взрослых

Совет 8 : Как научиться правильно писать

Активное развитие социальных сетей и блогов наглядно осветило проблему тотальной безграмотности русскоговорящих пользователей Интернета, но, к счастью, очень многие стремятся научиться писать по-русски правильно.
Как научиться правильно писать
Инструкция
1
Поставив себе цель научиться правильно писать, не поленитесь заглянуть в книжный магазин и купить учебное пособие по русскому языку. Например, будет неплохо начать с книги, обобщающей все правила, которые изучают в школе с 5 по 9 классы. В таком пособии будет собрано большинство самых основных правил морфологии, орфографии, синтаксиса, пунктуации и других разделов грамматики русского языка. Тщательно проработав такой учебник, вы решите для себя много вопросов правописания.
2
Если вы ежедневно проводите в Интернете час-другой, будет полезно всякий раз, когда возникает сомнение в написании того или иного слова или словосочетания, проверить себя на справочно-информационном портале портале «ГРАМОТА.РУ» по адресу www.gramota.ru. На главной странице вы сможете проверить слово сразу в нескольких словарях русского языка, а в разделе «Справка» задать ответ специалистам портала, или найти ранее заданный вопрос на интересующую вас тему.
3
Набирая текст в документах Word, в целом, можно ориентироваться на встроенную проверку орфографии и пунктуации, однако, следует знать, что офисный пакет Microsoft «знает» далеко не все русские слова и правила. Поэтому, проверяйте спорные слова и знаки препинания с помощью словарей или портала «ГРАМОТА.РУ».

Совет 9 : Как научить грамотно писать

Как только ребенок начинает учиться выводить свои первые буковки, педагоги в школе совместно с родителями хотят научить его писать без ошибок. Но не все дети одинаковые, и кому-то с легкостью дается правописание, а кто-то не может справиться даже с самыми простыми словами.
Как научить грамотно писать
Инструкция
1
В первую очередь, не нужно ссылаться на то, что грамотность передается по наследству. Грамотность нужно развивать, а для этого необходимо очень постараться.
2
Оттого, насколько грамотно будет писать ребенок, зависит правильность речи окружающих его людей, а именно родителей.
3
Нужно приучать ребенка к чтению. Книга является главным помощником в освоении навыков правописания. При чтении у ребенка вырабатывается зрительная память, и тем самым он запоминает правильность написания многих слов.
4
Необходимо развивать у ребенка остроту внимания. Он должен научиться сосредотачиваться. Это поможет ему не отвлекаться на различные мелочи, например, при выполнении домашнего задания. Это можно сделать путем разнообразных обучающих игр.
Видео по теме
Обратите внимание
Очень часто причиной неправильного правописания у детей служит страх совершить ошибку. В этом случае необходимо больше заниматься с ребенком, чтобы он чувствовал себя увереннее и не боялся ошибиться.
Полезный совет
При обучении ребенка правильно и грамотно писать рекомендуется советовать ему, проговаривать про себя то, что он хочет написать. В этом случае еще включается и слуховая память.

Совет 10 : Как писать грамотно

Несмотря на то, что для учащихся средних школ разработаны многочисленные методики обучения грамотной письменной речи, грамотность "хромает" порой у вполне прилежных учеников. Способность орфографически верно передавать слова на письме зависит, увы, не только от того, насколько добросовестно ученик подходит к учебному процессу. Впрочем, расстраиваться школьникам и их родителям не стоит - выход есть.
Как писать грамотно
Вам понадобится
  • -подборка книг, способных заинтересовать школьника;
  • -полчаса свободного времени ежедневно, чтобы обсудить с ребенком прочитанное;
  • -возможность наблюдать за успехами ребенка в освоении грамотной письменной речи.
Инструкция
1
Подберите увлекательную детско-юношескую литературу, которая не показалась бы ребенку школьных лет скучной, и при этом была бы написана полноценным, богатым и разнообразным русским языком. Стоит, конечно, отталкиваться от того, каким образом выстраивает свою учебную политику преподаватель литературы, но место для небольшого объема "внеклассного" чтения в любом случае должно найтись. Наша цель - регулярность, небольшое количество неутомительного текста на каждый день.
2
Подготовьте ребенка к тому, что он будет ежедневно проводить какое-то время с книгой, причем не в добровольно-принудительном порядке, а наверняка по его собственной воле - ведь как отказаться от такого удовольствия? Постарайтесь вспомнить моменты из своей собственной биографии, когда чтение доставляло вам действительно настоящее наслаждение, и поделитесь воспоминаниями со школьником. Главное здесь - подготовить почву и создать благоприятные условия для ежедневного занимательного чтения, всё последующее окажется делом техники.
3
Постарайтесь с того самого момента, как ваш ребенок (племянник, ученик, словом - подопечный) начнет ежедневно иметь дело с небольшим количеством интересного печатного текста, постоянно вести наблюдение за его правописанием. Интересуйтесь текущими отметками по русскому языку, знакомьтесь с его диктантами, проверенными и оцененными учителем. На основании этих данных и пытайтесь делать выводы о подвижках и той пользе, которую приносит небезразличному вам школьнику чтение.
4
Старайтесь экспериментировать над жанрами и стилями произведений, которые по вашему мнению должны увлекать ребенка. Хотя для детей среднего школьного возраста рекомендован более или менее стандартный набор классических произведений литературы, вкусы вашего питомца могут оказаться просто непредсказуемы. Коль скоро речь у нас сейчас идет не об эстетическом воспитании, а о повышении уровня грамотности, то для достижения последней цели можно поступиться и некоторыми стереотипными педагогическими принципами. В любом случае, если ребенок будет регулярно проводить хоть какое-то время с книгой, ошибок в его тетрадях по русскому языку должно стать меньше.
Видео по теме
Полезный совет
Ни в коем случае не навязывайте ребенку свои предпочтения в области художественной литературы - ваша цель сейчас просто расположить его к чтению, какого бы рода это чтение ни было.

Помните, что для развития зрительной памяти важна именно систематичность в чтении, то есть читать необходимо понемногу каждый день.
Как стать автором КакПросто и зарабатывать на своем опыте
Связанная статья
Источники:
  • Орфографическая грамотность учащихся

Совет 11 : Как улучшить грамотность

Считается, что человека можно назвать грамотным в том случае, когда он знает все правила русского языка. Тем не менее, нередко люди, никогда не учившие правил, пишут без ошибок, а те, кто прилежно зубрил учебники русского языка в школе, оказываются неграмотными. Чтобы правильно писать, необходимо уделять внимание не только правилам, но и другим способам улучшения грамотности.
Как улучшить грамотность
Инструкция
1
Пользуйтесь словарями и справочниками. Когда бы вам ни встретилось незнакомое слово или выражение, найдите его значение, поинтересуйтесь происхождением. Используйте новые слова как можно чаще. Но не увлекайтесь – большое количество напыщенных, сложных и непонятных выражений в речи не сделают вас грамотным. Цель пополнения словарного запаса – научиться точно подбирать наиболее подходящее к данному контексту слово. Точно проверяйте правописание слов, в которых вы не уверены, с помощью словарей. Обращайтесь к словарям синонимов, чтобы избегать повторов.
2
Каждый раз, когда вам нужно что-нибудь написать – тренируйтесь. Тщательно проверяйте и редактируйте написанное. Перечитывайте текст несколько раз, подумав о том, насколько точно и правильно выражена мысль, будет ли она понятна читателю, как можно сформулировать то же значение более четко и кратко. Отсеивайте все лишнее из текста. Сверьтесь с правописанием сложных слов в словаре, обратитесь к правилам пунктуации, если не уверены в расстановке знаков препинания. Все эти рекомендации применяйте не только к текстам, которые будут читать другие люди - электронные письма, смс-сообщения или высказывания на форумах, но и к своим записям в дневнике, ежедневнике, к пометкам и заданиям.
3
Читайте больше. В современной жизни человек уделяет мало внимания книгам, предпочитая средства массовой информации. Классическая художественная литература, научные труды и статьи в журналах и газетах помогут улучшить грамотность и обогатить словарный запас. Визуальная информация тренирует память, благодаря чему улучшается правописание.
4
Решайте больше кроссвордов, ребусов, шарад и анаграмм – игр, развивающих речь и интеллектуальные способности. Как и в детстве, игры способствуют лучшему запоминанию информации.
Полезный совет
Если у вас нет словарей, пользуйтесь электронными версиями, которые можно найти в интернете.
Источники:
  • Как повысить грамотность речи

Совет 12 : Как повысить грамотность письма

Грамотность письменной речи является своеобразной визитной карточкой человека. Если он пишет с многочисленными орфографическими и грамматическими ошибками, во многих случаях ему будет трудно претендовать на престижную высокооплачиваемую работу. Поэтому повышение грамотности письма для многих людей является достаточно актуальной задачей.
Как повысить грамотность письма
Инструкция
1
Прежде всего, вы должны знать основные правила русского языка, их надо просто заучить. Некоторые материалы по правилам русского языка вы можете найти здесь: http://www.gumfak.ru/russian.shtml
2
Знание правил является необходимым, но не единственным условием грамотной письменной речи. Грамотный человек может уже не помнить правил, которые он когда-то учил в школе – он просто знает, как именно надо писать. Чтобы добиться такой «врожденной» грамотности, надо читать качественную русскую литературу. Правильное построение фраз, пунктуация, написание слов классиками русской литературы должны отложиться в сознании, стать своеобразным шаблоном.
3
Замечательным образцом русской письменной речи служит творчество Константина Георгиевича Паустовского. Если в вашей домашней библиотеке нет его книг, скачайте их электронные версии в одной из сетевых библиотек.
4
Читая книги Паустовского, прислушивайтесь к звучанию речи классика. К ее певучести, мелодичности, ритмике. Правильная письменная речь сродни стихам – должна литься гладко, плавно, с паузами в нужных местах, подчеркивающими ее ритм. Правильная ритмика текста является основой грамотной письменной речи.
5
Начните овладевать правильной ритмикой с написания простых фраз из нескольких слов, затем объединяйте эти фразы. Например: «Стоял погожий весенний день. Легкий ветерок доносил запах цветущей акации». Сначала объедините эти фразы без запятой (это неправильно): «Стоял погожий весенний день легкий ветерок доносил запах цветущей акации». Согласно правилам, эти предложения надо разделить запятой, так как в каждом из них есть подлежащее и сказуемое. Но если вы просто прислушаетесь к ритмике фразы, то уловите паузу в том месте, где должна быть запятая. Научившись чувствовать ритмику фраз, вы сможете правильно расставлять знаки пунктуации, не задумываясь о правилах.
6
Чтобы овладеть ритмикой, слушайте аудиокниги. Прислушивайтесь к тому, как чтец произносит фразы, в каких местах он делает пунктуационные паузы. Когда будете писать свои тексты, вслушивайтесь в их звучание и ставьте запятые в логически вытекающих из ритмики звучания местах.
7
Используйте программы-тренажеры, позволяющие повысить уровни сложности. Поработав с подобными программами, вы сможете значительно улучшить качество письменной речи.

Совет 13 : Как повысить грамотность ребенка

Есть дети, которые с самого начала обучения письму практически не делают ошибок. Учителя их хвалят, а родители менее грамотных одноклассников ставят в пример своим детям и надеются, что и их ребенок научится писать столь же хорошо и правильно, как отличница Таня. Между тем одного только примера соседки по парте здесь недостаточно. Развить языковое чутье у ребенка можно, но для этого понадобится комплекс мер.
Как повысить грамотность ребенка
Вам понадобится
  • - книги;
  • - компьютер с текстовым редактором;
  • - аккаунт в социальной сети;
  • - «Эрудит» и другие игры с буквами;
  • - сборник подвижных игр на внимание;
  • - настольно-печатные игры;
  • - преподаватель иностранного языка.
Инструкция
1
Просмотрите тетради своего ребенка и постарайтесь классифицировать его ошибки. Они бывают от невнимательности, оттого, что ребенок плохо запомнил какие-то правила правописания, но могут быть нарушения речи или нервной деятельности. Нередко причиной неграмотности является дислексия. Даже взрослый человек часто делает на письме те же ошибки, что и в устной речи. Например, он постоянно заменяет одну гласную букву другой, и говорит точно так же. Вместо «ы» он произносит «у» или «о», путает согласные. В этом случае может быть достаточно нескольких визитов к логопеду. Но может потребоваться консультация невропатолога или детского психолога.
2
Развивайте фонематический слух ребенка. Если вы до школы не составляли звуковые модели слов - самое время этим заняться. Объясните ему, какие существуют звуки и как они обозначаются на письме. Не все слова пишутся так, как слышатся, и ребенок должен усвоить эту разницу.
3
Если нарушений речи нет, но присутствует явная невнимательность, постарайтесь избавить своего школьника от этого недостатка. Есть немало игр на внимание, и проводить их можно в любое время, в том числе на прогулке. Подберите такие, в ходе которых каждый участник должен будет четко выполнять задание. Это могут быть классики, когда надо строго соблюдать последовательность движений, упражнения со скакалкой, с мячом. Не пренебрегайте словесными и настольно-печатными играми, когда нужно точно сосчитать, например, количество шагов или назвать город на ту букву, на которую заканчивается название предыдущего. Вам могут оказать большую помощь покупные или самодельные игры с буквами, вроде «Составь слово» или «Эрудит». Ребенку понятна задача, и он невольно будет стремиться составлять слова правильно.
4
Постарайтесь приобщить ребенка к чтению. Не все дети любят книги, однако в этой ситуации вас может очень выручить компьютер или устройство для чтения электронных книг. Многие современные дети более охотно воспринимают текст с экрана, нежели с бумажных страниц. Тем более что нужное произведение очень часто можно найти в интернете скорее, чем в библиотеке. Если соблюдать правила гигиены, то никакого вреда зрению ребенка компьютер не нанесет.
5
Поставьте текстовый редактор с проверкой орфографии. Объясните ребенку, что программа его проверяет, но она и сама может иногда ошибаться. Ее можно учить, но для этого надо самому точно знать, как пишется то или иное слово. Не бойтесь, что ваш ученик привыкнет полагаться на программу. В любом случае вы таким образом активизируете его зрительную память, и правописание многих слов он запомнит автоматически.
6
Могут помочь и некоторые компьютерные игры, вроде «Поля чудес». В них надо отгадать задуманное слово. Но определить его можно только тогда, когда знаешь, как оно пишется. Такие игры можно проводить и с помощью листа бумаги и карандаша.
7
Не бойтесь социальных сетей. Конечно, страницу ребенка и его контакты необходимо контролировать. Вы легко это сумеете, если владеете компьютером лучше вашего малыша. Постарайтесь обеспечить своему школьнику такой круг общения, в котором принято писать грамотно. Объясните, что социальные сети существуют не только для того, чтобы поболтать с соседом по парте. Можно, например, получить консультацию с любым преподавателем. Это особенно важно, если ребенок чем-то всерьез увлечен и у него есть вопросы, которые он хотел бы задать компетентному человеку. Научите его проверять свои сообщения. Объясните, где в интернете можно найти словари и как ими пользоваться.
8
Отдайте ребенка в кружок иностранного языка. Осваивая логику незнакомой для него речи, он подсознательно начнет постигать и трудные для него явления родного языка. У людей, которые с детства знают несколько языков, обычно не бывает проблем с грамотностью. Даже если ваш ученик не овладеет в совершенстве английским или французским, полученные знания никогда не будут лишними.
Видео по теме

Совет 14 : Как развить грамотность ребенка

Считается, что орфографическая грамотность относится к врожденным чертам. Но на практике можно убедиться в том, что детям, которые с детства много читают, свойственно языковое чутье, что делает грамотность приобретаемым качеством, а его можно развивать. Лучшим временем для повышения детской грамотности является ранний детский возраст.
ребенок с книгой фото

Чтение

Для начала читать ребенку должна мама (или любой другой близкий родственник). Ребенок будет слушать сказки и стихи, воспринимая и копируя звуки родной речи. Позднее с помощью азбуки будут появляться зрительные ассоциации, вызываемые яркими картинками. Как только ребенок научится читать, начнет расширяться его словарный запас и будет происходить автоматическое запоминание грамотного написания слов.

Игры в слова

Чтобы время в очереди, дороге или в процессе любого другого ожидания не пропадало зря, а проходило максимально интересно и полезно, можно играть в слова. Это могут быть рифмы, игры в города, просьба называть слова, начинающиеся с определенных слогов, или составлять предложения, в которых каждое слово начинается на определенную букву алфавита.

Кроссворды

Во многих детских журналах имеются разнообразные кроссворды для детей разных возрастов. Не нужно ими пренебрегать, поскольку кроссворды отлично тренируют мозг и помогают делать речь грамотной.

Общение с родителями

Дети учатся говорить с помощью родителей, поэтому родительская речь должна всегда быть максимально грамотной. Если ребенок допускает ошибки, нужно его поправлять ответным предложением.

Игры в слова на бумаге

Новые слова и правила должны запоминаться не только на слух, но и визуально. Для этого лучше всего подходят словесные игры с помощью букв, написанных или напечатанных на бумаге. Например, виселица, «Поле чудес», составление коротких слов из одного большого, змейка – написание длинной цепочки слов, каждое слово из которой будет начинаться на последнюю букву предыдущего.

Постеры и плакаты на стене

Во время обучения чтению ребенок регулярно должен обращать внимание на буквы, чтобы они лучше запоминались. А вместе с буквами будут запоминаться и новые слова, что приведет к увеличению словарного запаса. На стенах можно развесить различные постеры и плакаты, на которых имеются изображения и подписи к ним. Темы могут быть самыми разными – от цветов и животных до видов транспорта и геометрических фирм. Такие плакаты станут идеальным помощником для соотношения визуального образа с тем, как пишется слово.

Словари

У каждого ребенка должен быть орфографический словарь. Помимо профессиональных нужно составить свой собственный словарик, в котором будут записаны самые сложные слова, чаще всего вызывающие трудности. Как только накопится несколько слов (5-10-15), можно составлять из них кроссворды, писать короткие диктанты, играть в «найди ошибку».

Родители должны помнить, что подобные упражнения с ребенком должны проходить в виде игр в благоприятной обстановке, а не превращаться в тягостное и нелюбимое занятие, отбивающее желание учиться.

Совет 15 : Как овладеть элементарной грамотностью

Существует целый ряд способов овладения грамотностью. В их число входят работа со словарями, заучивание основных правил русского языка, которые, в общем-то, содержатся и в школьных учебниках, написание диктантов, чтение художественных произведений и др. Очень полезно будет использовать несколько способов. И главное здесь – систематичность и целеустремленность.

Путь к грамотности

Работа со словарями

В домашней библиотеке необходимо иметь хотя бы один толковый и орфографический словари. Наиболее популярными и полезными являются толковые словари под редакцией Ушакова и Ожегова. Ежедневно нужно просматривать и запоминать написание и значение не менее пяти-шести слов. Следует обращать особое внимание на постановку ударения. Это позволит не только безошибочно записывать новые слова, но и правильно произносить их, а также значительно расширит словарный запас. Даже если вы считаете, что у вас достаточно богатый лексикон, всегда найдутся интересные и незнакомые слова, так как язык постоянно развивается, пополняется новой лексикой, какие-то слова становятся архаичными, уходят из повседневной речи, употребляясь лишь в художественной литературе.

Правила русского языка

Не лишним будет и вспомнить изученные в школе правила русского языка. Их достаточно много. Наличие такого множества правил связано прежде всего с языковыми реформами, со становлением языка на фундаменте существовавших ранее диалектов. Эти явления и породили исключения из этих правил, которые также не стоит упускать из виду. Тем более, что почти к каждому правилу есть исключение. В этом отношении русский язык довольно сложен в изучении для иностранцев.

Домашние диктанты

Ежедневное записывание под диктовку текстов через определенное время, несомненно, даст свои результаты. Это проверенный годами метод запоминания написания незнакомых доселе слов, постановки знаков препинания, построения предложений. Он используется испокон веков. Однако наибольших успехов в этом достигают те, у кого более развита память, связанная с моторикой и звуковым восприятием. Здесь большую роль играет систематичность. По полчаса занятий в день вполне достаточно, чтобы уже через пару месяцев начать писать более грамотно.

Чтение литературы

Не менее полезным в данном деле будет и чтение художественной литературы. Предпочтительной является классика, так как именно там перед вами откроется вся красота и великолепие русского языка. Всевозможные метафоры, аллегории и другие художественные приемы, используемые авторами, делают язык особенным и неповторимым. Где еще можно встретить такое обилие лексики! Именно в литературе встречаются все возможные способы построения предложений, влияние эмоций на постановку знаков препинания. При этом чтение должно стать хорошей привычкой.
Видео по теме

Совет 16 : Как самостоятельно улучшить грамотность письма

С ростом доступности интернета расширяются возможности общения в этой действительно всемирной сети. Так здорово общаться с разными людьми, узнавать что-то новое, вести бизнес. Однако, при этом очень важно вести переписку грамотно. Как самостоятельно повысить уровень своей грамотности, расширить словарный запас?

Содержание статьи

Как самостоятельно улучшить грамотность письма?

Даже если вы плохо учились в школе и по русскому языку в аттестате имеете слабую "3" (что, чаще всего, соответстует объективной оценке "2"), будучи взрослым человеком можно значительно подтянуть грамотность письма, научится выражать свои мысли оригинально, интересно.

Читайте!

Начните с произведенй великих писателей - учитесь у них, ищите оригинальные выражения, редкие слова. Заставьте себя прочитывать хотя бы по рассказу (небольшой повести или главе романа) в день. Если вы не знаете значения некоторых слов, обязательно ищите их в толковом словаре.

Полезный совет:  человек, который много читает, достаточно быстро начинает писать грамотнее, однако, чтобы еще ускорить этот процесс, длинные и сложные слова прочитывайте несколько раз, медленно, желательно вслух.

Хочу обратить внимание читателя на следующую проблему: в книгах, изданных после 2000 года, ошибок намного больше, нежели в советских. Постарайтесь выбирать книги, изданные до 1980-90 г.г.

Пишите!

Разумеется, научится писать грамотно без тренировки не получится. Разделите "писательство" на несколько этапов. Начните с переписывания текстов, затем начните устраивать себе диктанты (попросите помощи у родственников, знакомых или пишите с аудиозаписей книг). После того, как в текстах количество допускаемых ошибок значительно сократится, переходите к изложениям (обращайте внимание не только на грамотность, но и на логику изложения информации, художественные достоинства вашего текста). Помните, что сложность текстов, с которыми вы работаете, должна постепенно расти.

Полезный совет:  идеальный вариант на этапе письменных тренировок - найти помощника, который вам составит компанию, будет диктовать, проверять ваши тексты. Небесполезна и обратная ситуация - проверка чужого диктанта, изложения.  

После тренировки на чужих текстах, переходите на создание своих. Начните, к примеру, вести дневник, писать отзывы о прочитанных книгах, просмотренных фильмах, письменно рассуждайте обо всем, что происходит вокруг вас.

Думайте!

Приучите себя осознанно воспринимать речь окружающих, обращать внимание на тонкости их речи, манеру выражаться, анализируйте их ошибки. Также начните относится ко всем текстам, которые вам встречаются в жизни. Я не призываю критиковать всех подряд, однако умение видеть чужие ошибки, нелогичность изложения, поможет вам бороться с собственными аналогичными проблемами.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500