Совет 1: Как возник символ медицины — змея, обвивающая кубок

Знак – змея, обвившая чару, называется «Гиппократова чаша». В настоящее время это один из основных символов российского здравоохранения. У всех народов змея олицетворяет молодость, мудрость, бесконечность жизни.
Один из основных символов российского здравохранения

Древние знаки медицины

Медицинских эмблем существует немало. Кубок, обвитый змеей - российский медицинский символ. А вообще, образ змеи в медицине эксплуатировался народами мира интенсивно. Например, в Египте она являлась профессиональным знаком отличия врачей. Египетскую богиню врачевания Изиду обвивает змея, олицетворяющая здоровье. О целебных свойствах пресмыкающихся рассказывают легенды и сказки Древнего Вавилона и Африки.

Происхождение же чаши как символа медицины объясняют традицией приготовления лекарства в ритуальном сосуде или тем, что в засушливых пустынных районах Востока в сосуд собирали драгоценную влагу, льющуюся с небес и несущую жизнь.

Кто объединил чашу и змею в единое целое − неизвестно. Найденные изображения змеи и чаши относятся к 600 г. до н. э. На них греческая богиня здоровья Гигея, дочь Эскулапа, кормит змею (ужа) из чары, она держит ее в одной руке, а змею в другой.

Именно ужи считались обладателями магической целебной силой и проживали в лечебном центре бога врачевания Эскулапа. В античном мире они воплощали доброе начало, гарантировали благополучие жилищу и здоровье живущим в нем людям.

Символ российской военной медицины

Впоследствии эта эмблема была забыта и только в XVI веке, по данным академика Е. Н. Павловского, появилась змея, обвившаяся вокруг чаши, благодаря знаменитому в ту пору лекарю Парацельсу.

Значение этого знака и содержимое кубка до сих пор вызывает споры. Логично предположить, что в чаше хранится змеиный яд, который, как известно, обладает целебными свойствами. Поэтому эта эмблема и считается наиболее приемлемой для фармакологии.

Змея являет собой символ мудрости и бессмертия. Есть мнение, что это памятка врачу о том, что надо быть разумным, а мудрость черпать из чаши познания природы. Одним из первых, задумавшимся о содержимом кубка, был историк и врач Ф, Р. Бородулин. Он высказал предположение, что чара есть символ разума, объемлющего знания мира.

В России кубок, обвитый змеей, появилась при Петре I как отличие военной медицины. Этот символ также был начертан на гербе, пожалованном вместе с дворянством Асессору фармации Люблинскому Аптекарю Карлу Фридриху сыну Гинчу императором Николаем I за верность престолу.

Молодая советская власть приняла эстафету от царского правительства и символ военной медицины - змея, обвившая кубок и склонившая над ним голову - был утвержден в 1924 году Реввоенсоветом. Этот знак и сегодня является общей эмблемой российской военно-медицинской службы.
Источники:
  • Медицинская символика

Совет 2 : Где и когда впервые появился медицинский символ

Медицина развивалась в течение нескольких тысяч лет, сегодня это серьезная, накопившая знания и опыт наука. Естественно, те символы и знаки, что сегодня используются медицинскими учреждениями и организациями, имеют свою историю происхождения и весьма глубокий смысл.

Содержание статьи

Где и когда впервые появился медицинский символ

Красный крест

Широко известная во всем мире эмблема Международного Движения Красного Креста, была впервые использована в 1863 году. Ее прототипом является швейцарский флаг – белый крест на красном фоне, но только с изменением на красный крест на белом фоне.

Само движение было организовано женевским журналистом, которого потрясло увиденное на битве при Сольферино, свидетелем которой он был. Вернувшись домой, он написал книгу и впоследствии создал «женевское общество благоденствия», состоявшее на тот момент всего из пяти человек.

В настоящее время организация имеет ряд обозначающих знаков, к примеру, красный полумесяц, введенный, во время работы в османской империи, т.к. в мусульманских странах крест ассоциируется с крестоносцами. Также официальный статус приобрели красный кристалл (альтернатива, отвергнутой звезды Давида в качестве эмблемы МККК в Израиле), красный лев и солнце.

Чаша со змеей

Еще более древний символ – чаша со змеей. Появление такого знака связывают с использованием яда змеи для лечения больных. Такой авторитетный врач как Авиценна использовал змеиный яд для изготовления противоядий, а также для лечения некоторых заболеваний.

Клеопатра, заметив, как легко змея омолаживается, меняя свою шкуру, стала использовать его для продления молодости (во всяком случае, пробовала его использовать на рабах). Также с древних времен известно, что яд змеи в малых дозах и она сама очень полезны для здоровья. Змеи возносились чуть ли не как божества, об этом свидетельствует посох Асклепия – палка, обвиваемая змеей, по легенде она принадлежит древнегреческому богу медицины.

Чаша имеет не меньшее значение: именно в чашах хранилась пресная вода, которая была дефицитом в то время и была жизненно необходима для врачевания.

Помимо этих символов существуют и другие. Каждый знак связан с определенным фактом или историей, как в случае красного креста, он появился, когда люди захотели помочь страдающим от войны и бедствий. Либо в результате какого-либо достижения или открытия, пример тому - присутствие змеи на символах медицины.
Видео по теме

Совет 3 : Почему змея стала символом медицины

Изображение чаши со змеей является наиболее распространенной в России медицинской эмблемой. Оно пришло на смену другому, более древнему символу – так называемому кадуцею, представляющему собой изображение посоха, обвитого змеями. Ответ на вопрос, почему именно змея стала символом медицины, нужно искать в древнегреческой мифологии.
Почему змея стала символом медицины

Кадуцей Гермеса

Существует 2 версии появления змеи в медицинской символике. Первый вариант эмблемы включал изображение крылатого посоха, обвитого двумя змеями. Считалось, что посох когда-то принадлежал Гермесу, известному, прежде всего, в качестве бога торговли. Однако у каждого из олимпийских богов было множество функций. Гермес считался посредником между богами и людьми и проводником в царство мертвых. Кроме того, он оказывал покровительство путешественникам, и это роднило его с медициной, так как в далекие времена античности врачеватели вынуждены были проходить огромные расстояния, чтобы оказать помощь больному. Одним из наиболее известных атрибутов Гермеса были его знаменитые крылатые сандалии. Судя по всему, именно с них крылья перешли и на посох.

По одной из легенд, крылатый посох был подарен Гермесу Аполлоном, по другой – самим великим Зевсом. Первоначально посох был оплетен двумя белоснежными лентами. Лишь позднее вместо них появились змеи. Легенда гласит, что однажды Гермес, при помощи посоха, разнял двух дерущихся змей, после чего они мирно обвились вокруг него и так и остались там.

Посох Асклепия

В более раннем варианте медицинского символа крыльев у посоха не было, и обвивала его лишь одна змея. Посох принадлежал сыну Аполлона, богу медицины Асклепию, который не только обладал даром врачевателя, но и умел возвращать к жизни умерших. Однако сам Асклепий не был бессмертен, ведь его матерью была смертная красавица – царевна Коронис.

Согласно одной из версий, Зевс испугался, что, благодаря Асклепию, люди станут бессмертными, словно боги, и перестанут им подчиняться. Главный олимпийский бог не отличался милосердием, а потому он расправился с Асклепием, сразив его ударом молнии. Другая версия мифа рисует Зевса более гуманным и справедливым. В ней Асклепий был наказан за то, что начал брать деньги с воскрешенных им людей. Зевс превратил сребролюбивого бога в созвездие Змееносца, и теперь Асклепий взирает на мир с небес.

Однако люди по-прежнему хранили в сердцах благодарность погибшему божеству, и в память о нем стали использовать змей в исцеляющих обрядах. Как известно, змеи периодически сбрасывают старую кожу, а потому – считаются символом возрождения. Греки почитали их священными, а змеиный яд использовали в изготовлении лекарственных снадобий.

Точно неизвестно, когда на смену посоху пришло изображение чаши со змеей, но оно тоже возникло в Греции. Там со змеей в одной руке и чашей в другой изображалась дочь Асклепия – богиня здоровья Гигея.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500