Нет ничего фатального



Выбирая учебное заведение и специальность, по которой будет обучаться подросток, необходимо четко представлять, является ли колледж для него местом, где он получит свою окончательную профессию, которой собирается посвятить всю жизнь, либо этот этап обучения станет лишь промежуточным звеном между школой и ВУЗом.

Во втором случае стоит сделать выбор в пользу колледжа при высшем учебном заведении, в которое в конце концов планирует поступать ребенок. Как правило, в этих учебных заведениях предусмотрена преемственная программа, позволяющая сократить срок дальнейшего обучения в ВУЗе. Нередко в университете и колледже при нем один и тот же преподавательский состав. Переход на следующую ступень будет для подростка более плавным и естественным, а колледж позволит окончательно определить, подходит ли ему данная специальность и подготовит базу для более глубокого ее изучения.


Если же колледж – это финальное планируемое звено в получении образования ребенком, выбирая учебное заведение, стоит все-таки помнить, что даже если полученное образование не станет для подростка основой успешной профессиональной деятельности, то послужит неплохим фундаментом для дальнейшего обучения и работы. К тому же специалиста со средним профессиональным образованием возьмут на работу, пусть даже не по профилю, гораздо охотнее, нежели человека, закончившего 9 классов школы.

В дальнейшем при желании молодой человек сможет продолжить обучение: поступить в ВУЗ, закончить другое среднее профессиональное заведение, курсы и т.п. Так что в любом случае не стоит относиться к выбору специальности как к чему-то окончательному и неизменному.

Оценить склонности и возможности



Зачастую подростки выбирают колледж, руководствуясь отнюдь не профессиональными склонностями и способностями, а «за компанию» с друзьями, либо потому, что там легче учиться, либо потому что выбранное учебное заведение находится близко от дома. Взрослые, конечно, понимают всю несостоятельность такой мотивации, и их задача помочь ребенку понять, что решающим фактором, определяющим выбор, должны стать все же склонности и способности самого ребенка.

Определить склонность подростка к той или иной профессии можно, обратившись к психологу, либо самостоятельно пройдя несколько профориентационных тестов. Как правило, к 15-16 годам подросток уже достаточно четко представляет себе, чем ему нравится заниматься, а к чему у него «не лежит душа», и это тоже необходимо учитывать. Так, человек, имеющий склонность к точным наукам, может выбрать профессию бухгалтера, а может заняться IТ-технологиями, а это абсолютно разные вещи!

Неплохо поинтересоваться, какие профессии наиболее востребованы в настоящее время и какие из них сохранят свою актуальность в следующие 5-10 лет. Так, в ближайшее время будут востребованы профессионалы в области строительства, нанотехнологий, медицинские работники, экологи, PR-менеджеры и IT-специалисты. А вот рынок специалистов в области, к примеру, экономики и юриспруденции уже переполнен.

Кроме того, не стоит забывать, что, как бы ни развивалось общество, ему всегда будут требоваться работники пищевой сферы, сферы обслуживания и торговли, педагогические кадры и другие «вечные» специальности.

Не стоит также настаивать на обязательной перспективе получения высшего образования для своего ребенка, особенно если ни склонностей, ни особенных способностей для этого у него нет. Зачастую квалифицированные рабочие более востребованы, у них есть хорошие шансы найти более высокооплачиваемую работу, чем у некоторых «белых воротничков». Кроме того, не стоит забывать, что именно из тех, кто начал свою профессиональную карьеру с «низов», в конечном итоге получаются наиболее грамотные и квалифицированные руководители. И если в дальнейшем молодой человек, выбравший рабочую специальность, почувствует вкус к профессиональному росту, у него будут для этого все шансы.