Суть явления



Можно сколь угодно долго говорить себе, что легкий шлепок пойдет только на пользу ребенку, что так до него «лучше дойдет», что можно делать, а что нельзя. На самом деле, это не более чем самообман.

По сути шлепок – это удар, а любой удар – это насилие. Взрослый человек применяет метод насилия над существом заведомо более слабым, не способным защищаться и ответить ему той же монетой.


По сути своей шлепок или удар – распространенный метод дрессировки. «Воспитывая» ребенка таким образом, вы вырабатываете у него условный рефлекс: правильный ход – поощрение (ласка, похвала), неправильный – боль. Только вот о поощрении родители – сторонники подобных методов зачастую забывают, а о наказании – никогда. Таким образом, метод «кнута и пряника» превращается в метод «кнута».

К чему приводят физические наказания



Возможно, ребенок, которого регулярно «воспитывают» таким образом, в конце концов станет поступать так, как того хотят родители. Но не оттого, что он понял, почему это необходимо делать. Им будет двигать страх наказания, он будет бояться сделать что-то неправильно, бояться вызвать гнев родителей, а значит, начнет опасаться и их самих.

При таких отношениях не может идти речи о взаимном доверии, близких отношениях в семье. Взаимодействия взрослого и ребенка скорее будут напоминать игру в преступника и полицейского: «полицейский» (т.е. родитель) старается отследить любое проявление «неправильного поведения» и покарать, а «преступник» (т.е. ребенок) думает о том, как бы половчее скрыть свои «преступления», чтобы «полицейский» об этом не догадался. Таким образом, взрослеющий человек учится обманывать, хитрить, становится скрытным и замкнутым в отношениях со старшими.

Немногие родители хотели бы добиться подобного эффекта, но они его получают, всего лишь разрешая себе применять к ребенку физические методы воздействия.

Что делать?



Поняв всю бесперспективность такого рода «воспитания», родителям стоит перестать обманывать себя, утверждая, что шлепки «полезны», что шлепок – явление безобидное и естественное, что легкий шлепок и «битье» - совершенно разные вещи.

Необходимо запретить себе бить ребенка. Вместо шлепков стараться снова и снова объяснять малышу, почему тот или иной поступок плох, к чему он может привести и как поступить, чтобы избежать неприятных последствий. Ребенок – это маленький человек, а значит, существо не менее разумное, чем взрослый. Да, у него меньше практического опыта, и задача заботливого взрослого поделиться с ним своей жизненной мудростью, а не расписываться в собственном педагогическом бессилии, поднимая на ребенка руку.