Совет 1: Почему грачи прилетают первыми весной

С давних времен люди на Руси знали – если прилетели грачи, значит, наступила весна. С этими перелетными птицами, возвращающимися в начале марта, связывали и разные другие приметы.

Возвращение грачей

Существует более 50 видов перелетных птиц, которые покидают Россию осенью и возвращаются весной.

Грачи – перелетные птицы. Осенью в октябре они улетают на юго-запад – на Кавказ, в Туркмению, часть – в Афганистан, Индию, Африку и т.д. Косяки птиц в небе растягиваются на километры. Периодически они опускаются на землю, чтобы найти для себя питание, например, на кукурузных полях.

Весной же грачи – первые птицы, которые возвращаются в среднюю полосу России с юга. Почти одновременно с ними прилетают скворцы, в некоторые регионы страны они возвращаются даже раньше грачей. К концу марта прилетают зяблики, а в след за ними и другие перелетные птицы.

Изменения климата и глобальное потепление вносят коррективы – все больше перелетных птиц остаются зимовать в средней полосе России, становясь оседлыми.

Грачи прилетают первыми наряду со скворцами пока еще холодно и не сошел снег, поскольку такая прохладная погода для них не страшна. Они гнездятся дружными колониями на деревьях. Эти птицы привязываются к своим гнездам и стремятся снова их занять. Вернувшись в родное гнездо, грач первым делом его ремонтирует – приносит сухие сучья, веточки, выстилает дно травой, клочками шерсти животных и т.д.

Их нередко можно встретить в полях, где идет пахота. Самцы ищут в разрыхленной земле личинок насекомых и червяков, чтобы кормить птенцов, пока самка остается в гнезде и согревает их. Эти птицы очень заботятся о своем потомстве, даже когда птенцы подрастают.

Народные приметы

Согласно народному календарю, грачей нужно ожидать на «Герасима Грачевника» – 17 марта (4 марта по новому стилю), если же они прилетали раньше, то в этом видели плохую примету и ожидали голодного года. Чтобы приблизить потепление, люди пекли птичек из ржаного теста. В день прилета грачей избегали надевать новые лапти из-за суеверия, чтобы не было неприятностей.

День Герасима Грачевника получил свое название в крестьянском русском календаре в честь христианских святых: Герасима Вологодского и Герасима Иорданского. Про 17 марта говорили, что Герасим-грачевник пригнал грачей.

С прилетом этих птиц было связано немало народных примет. Считалось, что через месяц после их возвращения сходит снег; что игры грачей предвещают хорошую погоду; что суетливое поведение птиц – к перемене погоды; что через три недели после того как грачи свили гнезда, можно сеять.

Совет 2: Почему идет снег

Такие явления природы, как снег, град, дождь происходят постоянно. Их происхождение не относится к загадкам. Причина, по которой идет снег, вполне объяснима и понятна даже ребенку.
Вода, которая находится на поверхности Земли, постепенно испаряется. Этот процесс происходит при любой температуре, поэтому в воздухе всегда содержится определенное количество водяного пара. Водяной пар – это маленькие капли воды, которые испаряются с поверхности, рек, озер, морей и океанов под воздействием солнечных лучей. Водяной пар поднимается вверх и встречает на своем пути множество мелких частиц – пылинок, которые становятся центром притяжения молекул воды. При температуре выше нуля градусов пар постепенно превращается в капли и образует облака. При отрицательной температуре, которая необходима для превращения воды в лед, капли замерзают, постепенно набирают вес и выпадают на Землю. Такое явление называется снегопадом.Возможно, некоторые задумаются, почему же снег не похож на лед, он не прозрачный и не твердый. Объясняется это просто: снежинка – это скопление мельчайших кристалликов льда, которые отражаются друг от друга и образуют белый цвет. Твердости у снежинок нет, потому что кристаллы, образующие ее, слишком маленькие, чтобы выдержать какое-либо давление.Ученые установили несколько интересных фактов о снежинках. Кристаллики, которые образуют снежинки, имеют разную форму: прямоугольную, квадратную, игольчатую. Но из каких бы кристалликов ни состояла снежинка, она всегда обладает шестью гранями. Причем каждая уникальна. Ученые еще ни разу не встретили двух одинаковых снежинок. В некоторых местах нашей планеты люди встречались с таким необычным явлением, как цветной снег. И действительно, снежинки бывают не только белыми. Они могут принять красный, зеленый, голубой и даже черный окрас. Это происходит потому, что, падая на землю, снежинки поглощают грибки или бактерии, витающие в атмосфере.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500