Совет 1: Медицина в Древнем Риме

Большой багаж знаний по медицине был собран в Древнем Риме, который славился своими врачами. Медицина в данном государстве развивалась активно и стремительно, благодаря стараниям знаменитых врачей, таких как Цельс, Гален и др.

Развитие санитарии

В настоящее время современная медицина основана на знаниях, которые передавались из поколения в поколения на протяжении многих веков. В древние времена одним из самых развитых государств была Римская Империя. За многие столетия она несколько раз меняла статус, побывав просто Римом, Римской республикой и империей.

В Риме была очень развита санитария. По сей день сохранились древние сооружения санитарного типа, которые могли обслуживать большое количество человек. Уже в то время активно развивалось строительство различных коммуникаций: водопроводов, канализации.

Для питьевых нужд использовали не простую поверхностную воду, а артезианскую. Помимо всего этого создавались военные госпитали и другие медицинские службы. Нужно отметить, что Рим заимствовал знания по медицине у Греции, которая в то время процветала.

В Древнем Риме не было санитарных врачей, всеми вопросами руководили специальные чиновники – эдилы. На территории Рима не разрешалось захоронение трупов. Все это свидетельствует о том, что современная гигиена и санитария берет начало с Древней Греции и Древнего Рима.

Великие врачи Древнего Рима

Как уже было сказано выше, Рим пользовался знаниями греков, а одним из самых известных греческих врачей по праву считается Гиппократ. При императоре в Римской Империи имелись так называемые главные врачи, их называли архиятрами.

Они ведали всеми делами, а впоследствии они следили за состоянием чиновников и военных. Еще до образования ремесленных общин медицинские врачи и знахари служили при театрах, цирках и других крупных организациях. Большой интерес представляет тот факт, что лечением людей по большей части занимались не коренные жители Рима, а иностранные граждане.

Среди которых были военнопленные и вольные люди. В отличие от Греции врачи в Риме не подчинялись духовным наставникам, то есть церкви. Еще один известный ученый и врач Асклепиад занимался вопросами правильного образа жизни.

Он утверждал, что необходимо правильно питаться и больше двигаться. Большое внимание он уделял кожному дыханию. Существуют данные о том, что именно ему принадлежит заслуга изобретения такого медицинского вмешательства, как трахеотомия.

Среди известных ученых Рима можно выделить Корнелия Цельса, Сорана и конечно же Галена. Гален, который активно занимался вопросами физиологии различных органов, в том числе сердца. Таким образом, можно сделать заключение о том, что Древний Рим в свое время является одним из самых развитых центров, где очень активно развивалась медицина и врачевание.

Совет 2: Что почитать о Древнем Риме

Древний Рим был одним из величайших государств в истории человечества. Его культурное наследие впоследствии было использовано как странами Европы, так и Востоком. Поэтому образованному человеку необходимо знать историю этой цивилизации.

Основные сведения о римской истории вы можете узнать из книг современников событий - античных авторов. Историописание в привычном современному человеку виде появилось в Греции. и эту традицию унаследовал Рим. Достаточно полно история государства, особенно его республиканского этапа и ранней империи, излагается в сочинении Тита Ливия «История Рима от основания Города». Необходимо учитывать, что ранний период истории страны представлен в этой книге в мифологизированном виде.

Более поздний, имперский период, захватывает книга Гая Светония Транквилла «Жизнь двенадцати цезарей». Она касается жизни и правления двенадцати первых римких императоров, начиная с Гая Юлия Цезаря и заканчивая Домицианом. В этом исследовании автор пользовался государственными архивами, что повышает достоверность его сведений. Кроме политической истории, вы сможете найти в этом произведении много информации о том, что представляли собой римские императоры и их окружение, каковы были обычаи высшей знати того времени.

Интерес представляют и работы известного римского историка Тацита. Его «История» и «Анналы» обобщили имевшиеся в начале II века н. э. исторические знания римлян.

Много информации об истории и культуре Рима могут дать художественные произведения. «Золотой осел» Апулея и «Сатирикон» Петрония Арбитра дают бесценную информацию о жизни широких слоев римского общества, включая обычных граждан и рабов.

Изучением истории Древнего Рима занимались многочисленные авторы позднейших эпох. Одним из первых исследований, выполненных с учетом требований современной исторической науки, стал труд Теодора Моммзена «История Рима». Поскольку эта книга была написана в XIX веке, ряд сведений, данных в ней, признаны современными историками устаревшими. Тем не менее, она представляет собой значительный интерес не только для специалистов, но для любителей - она написана хорошим литературным языком.

Известные боги древних римлян
Связанная статья
Известные боги древних римлян

Совет 3: Как одевались в Древнем Риме

История моды уходит своими корнями в глубь веков. Некоторые современные модели одежды всего лишь на новом уровне повторяют наряды, которые носили жители Древнего Рима. Многочисленные книги и фильмы, повествующие о тех далеких временах, отчасти помогают воссоздать одежду представителей некогда развитой цивилизации. Как же одевались древние предки итальянцев, чьи модельеры по праву считаются одними из законодателей современной моды?

У древних римлян, живших в средиземноморских городах, существовала подробно разработанная система одежды. Все наряды делились на повседневные и официальные. Самыми известными образцами мужского одеяния были туника и тога, а женщины носили столу и паллу. Особенность таких нарядов состояла в том, что они, как правило, выполнялись из цельных кусков материи, не имевших швов.

Для участия в официальных мероприятиях представители мужской части высшего общества Рима облачались в тогу, этот своеобразный отличительный признак римского гражданина. Конструктивно такая одежда была отрезом ткани длиной в несколько метров, имевшим полуовальную форму. Элита, к числу которой принадлежали сенаторы, имела особый отличительный признак – полосу алого цвета поверх тоги из тонкой белой шерсти. Тогу обычно перекидывали через левое плечо на спину, а затем оставшуюся свободной часть полотна укладывали на правом боку в виде складок или накидывали на руку.

Еще одним видом римской одежды была туника – шерстяная рубаха с коротким рукавом, не имевшая шейного выреза. Носили ее в комплекте с поясом, без которого показаться вне дома считалось неприличным. В отдельных случаях тунику носили вместе с тогой. Но некоторые из наиболее знатных родов Рима по традиции отказывались от туники, ограничиваясь ношением классической тоги. Со временем туника, состоявшая из двух кусков ткани, скрепленных на плече заколкой-фибулой, стала традиционной одеждой простолюдина.

Женским вариантом тоги в Древнем Риме была стола. Эту широкую и длинную тунику обычно перехватывали лентой или поясом ниже талии и под грудью. Носили столу только вместе с паллой, представлявшей собой широкий отрез ткани, который окутывал женскую фигуру почти целиком, оставляя на виду лишь оборку, именовавшуюся инститой. У облаченной в такой составной наряд женщины открытыми оставались лишь лицо, кисти рук и ступни. Особенности фигуры были укрыты множеством глубоких складок.

Существовала у древних римлян и неофициальная повседневная одежда – сагум, лацерна, паллиум и их разновидности. В большинстве случаев такие одеяния имели вид простых плащей или накидок, сходных с греческой хламидой и сделанных из окрашенных кусков материи. Существовали также и обычные рубахи-камисы, часто отличавшиеся от других видов одежды столь презираемыми знатью рукавами. Основным критерием для повседневного наряда была не качество ткани или изысканность отделки, а удобство его ношения.

Одежда древних римлян, отличавшаяся своей простотой, стала одной из первых ступеней к восхождению современных итальянских модельеров, потеснивших на мировом подиуме многих признанных дизайнеров одежды.

Источники:
  • «Древний Рим – история и повседневность», Г.С. Кнабе, 1986.
  • как одеться современно

Совет 4: Туризм в Древнем Риме

Древний Рим продолжает удивлять исследователей. Оказывается, отлаженность и четкость работы древнеримской почты могла бы посоревноваться по качеству обслуживания с современной. Но почтами можно было не только отправлять письма, посылки и грузы, но и совершать туристические поездки.
Инструкция
1
Транспортные артерии Древнего Рима

Если бы вы оказались на рубеже эр в Римской Империи, то могли бы совершить увлекательное путешествие по стране - с настоящим комфортом, по шикарным по тем временам транспортным артериям.
Римские дороги, сохранившиеся, и по сей день, гордость Империи и первый памятник коммуникационным связям Древнего мира. Они, как паутина, опутали все провинции, и стали оплотом успешной экономики и военного превосходства над соседями Рима.
2
Римские дороги, грузы и деньги

Дорогами могли пользоваться только военные, госслужащие и почты. Содержание дорог, как правило, лежало на плечах землевладельцев, к чьим землям примыкали эти транспортные артерии, чему хозяева земель были несказанно рады. Постоялые дворы, с трактирами и гостиницами, приносили им немалый доход.
Вдоль дорог стояли мильные столбы с указанием расстояния - либо до самого Рима, либо до крупного населенного центра. На постоялых дворах были специальные комнаты отдыха, предназначенные для военных, командировочных служащих и почтовых работников. В конюшнях в обязательном порядке находились «свежие» лошади. Подобно рейсовым автобусам, по нескольку раз в день, в строго определенное время и по строго определенному маршруту, в дорогу отправлялись почтовые кареты и повозки. Первая в мире газета «Акта» доставлялась именно почтовой службой. Как утверждают источники, почтовые отправления двигались со скоростью до 120 римских миль в день (около 177км). Огромнейший толчок по развитию коммуникаций был сделан Императором Августом. Он не только систематизировал все движение по кровеносным жилам страны, но и утвердил двух почтмейстеров, морского и сухопутного. Почта стала отдельной государственной структурой. А при Императоре Траяне, когда в казне не хватало денег , была выпущена «юбилейная» серия монет, пропагандирующая строительство дорог.
3
Римские путешествия и банковские переводы

Частным экипажам было запрещено пользоваться дорогами. Военно-почтовое назначение трасс было незыблемо. Однако, со временем, любой гражданин империи за определенную плату мог перемещаться этими дорогами в почтовых экипажах. Превосходно организованная банковская система позволяла не брать наличные в дорогу. Достаточно было иметь с собой что-то наподобие персональных чеков, по которым владелец мог получить деньги в ближайшем «банковском отделении , а таковых было огромное количество. По дорогам курсировали не только почтовые кареты , но и военные патрули. К слову сказать, нареканий на грабежи почти на протяжении 300 лет от начала реформ Императора Августа - зафиксировано документально не было..
Известно, что морские и речные регулярные почтовые и грузовые отправления оплачивались специальными жетонами – тессерами. К сожалению, не смотря на огромное количество археологического материала, вопросы морской почты и ее функциониравания слабо изучены.
Любой желающий при наличии средств мог осуществлять длительные путешествия с посещением достопримечательностей, разбросанных по всей Римской Империи. Путешественнику в дорогу выдавался серебряный кубок, и в каждом местечке или городе, где побывал наш «турист», на кубке гравировали имя Города или Местности. Такие кубки хранятся в музеях и частных коллекциях.
Расхожая фраза, что Рим погубила роскошь - относится, наверное, и к зачаткам самого древнего туризма на планете.
Источники:
  • Ли Шин Го. Почта Древнего Рима
  • Моммзен. История Древнего Рима
  • Эдвард Гибон. Закат и падение Римской империи

Совет 5: Почему в Древнем Риме процветал разврат

В жизни каждого государства бывают периоды взлетов и падений, и Римская империя – явное тому доказательство. Если внимательно изучить всю историю Рима, можно заметить, что это эпоха расцвета, покорения государств и народов и в то же время период падения морали и общественных нравов. Если быть справедливым, история Рима не так уж сильно отличается от истории Греции, Вавилона или Карфагена, где властители всегда стремились к власти и богатству.

Рим во времена ранней республики

В античном Риме разврата не было. Здесь существовали довольно-таки жесткие моральные принципы. Муж даже не имел права поцеловать жену в присутствии посторонних, особенно детей. Ни о каком разврате и речи быть не могло. В те времена основой семьи были патриархальные устои. Главой семьи был отец, обладавший неограниченной властью и имевший все права наказывать домочадцев за малейшее непослушание.

Развод был неприемлем в римском обществе. Мало того, за него могли изгнать из сената, что и случилось с сенатором Луцием Аннием. Но через сто лет институт семьи стал настолько непопулярным, что многие римляне предлагали вообще отменить законы о семье. Но, к счастью, такое решение не было утверждено сенатом.

Что стало причиной таких фатальных и трагических перемен в развитии одной из величайших империй мира

Историки считают, что в падении моральных устоев римлян виноваты войны с греками и нашествия варваров, осаждавших Рим. Считалось, что греки были развратны по своей натуре и своим дурным примером влияли на римлян. Регулярные войны, которые Рим вел с другими государствами, давали ему огромное количество рабов. Раб считался в обществе человеком низшего сорта, не имевшим никаких прав. Разумеется с ним можно было делать все, что угодно. Рабов принуждали оказывать сексуальные услуги хозяину и его гостям.

В Риме очень сильно были распространены гомосексуальные связи, особенно в армии. Более того, это даже считалось нормой. Во втором столетии это пагубное явление достигло такого размаха, что власти вынуждены были законодательно решить этот вопрос, хотя ощутимых результатов это не принесло. Влияние христианской церкви в то время еще было очень слабо, а армия обладала могуществом и силой.

Поскольку всегда находятся люди, желающие вести развратный образ жизни, плотские удовольствия в Риме были официально разрешены. Более того, безнравственным женщинам выдавали так званую «грамоту на изнасилование», которая давала ей право заниматься проституцией.

Известны случаи, когда представители аристократии не гнушались даже малолетними детьми. Во времена Тиверия существовало так званое учреждение «по делам сладострастия». В этом заведении он с успехом предавался разврату с мужчинами и женщинами, насиловал малолетних детей, называя их «маленькими рыбками».

Разумеется, все это привело к деградации «вечного города». Власти Рима не смогли или не захотели справиться с этой проблемой. Римский историк Гай Саллюстий Крисп писал о том, что люди более всего ценят праздную жизнь и всевозможные блага. Можно заметить, что даже растущее влияние христианства с его семейными ценностями и моральными устоями не смогли спасти падающего римского исполина.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше