Техника выполнения наскальных рисунков


Первые рисунки выполнялись самым простым способом – их наносили пальцами, ветками или костями по мягкой поверхности глины. На стенах пещер проводили прямые или волнистые параллельные линии. Современные исследователи называют их «макаронами». К числу древнейших изображений можно отнести и отпечатки человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенными контуром.

Для выполнения монументальных изображений на скалистой поверхности художник пользовался крупными каменными резцами. Позднее контуры стали прорабатываться более тонко. Иногда в наскальном искусстве можно встретить комбинированную технику живописи и гравюры.


Некоторые детали изображений заштрихованы красками. Чаще всего первобытные художники использовали минеральные красители желтого, красного, коричневого и белого цветов. Черный цвет получали при помощи древесного угля.

Самым распространенным сюжетом наскальных рисунков были одиноко стоящие изображения крупных животных: зубров, бизонов, лошадей, оленей и носорогов. Как правило, они считались покровителями племени и, в то же время, объектами охоты, обеспечивая человека едой и одеждой. Часто такие рисунки выполнялись в натуральную величину, демонстрируя прекрасное знание художником особенностей строения тела животного.

Первобытные художники еще не знали законов перспективы и не соблюдали пропорции между величиной различных животных. Они изображали бизонов и мамонтов той же величины, что львов и горных козлов. Нередко изображения накладывались друг на друга. В то же время первобытные рисунки прекрасно передавали объем животных. Эмоциональное впечатление усиливалось за счет использования широкой палитры красок.

Альтамира и Ласко – крупнейшие собрания наскальных изображений


В 1868 году в Испании была открыта пещера Альтамира. Почти через 10 лет после этого испанский археолог Марселино Саутуола обнаружил на стенах и потолке пещеры первобытные изображения. Там было изображено около 20-ти бизонов, кабанов и лошадей.

Значительно позднее, в сентябре 1940 года, недалеко от местечка Монтиньяк на юго-западе Франции, четырьмя школьниками была случайно открыта пещера Ласко. В ней находится множество очень реалистичных изображений лошадей, зубров, бизонов, оленей и баранов. На протяжении длительного времени пещера была открыта для туристов и считалась крупнейшим музеем первобытного искусства. Однако из-за частых посещений изображения начали разрушаться, и пещеру пришлось закрыть.

Тем не менее наскальные рисунки, обнаруженные в Альтамире, Ласко и многих других пещерах, расположенных в различных уголках земли, получили широкую известность и стали своеобразным приветом, долетевшим до нас из далекого доисторического прошлого.