История происхождения праздника



Греко-католики подобно православным отмечают Сочельник 6 января.


Сочельником называют канун Рождества Христова, который католики и протестанты отмечают по григорианскому календарю – 24 декабря, а православные – по юлианскому, 6 января. Название праздника происходит от слова «сочиво»: так называли зерна пшеницы, чечевицы или риса, вымоченные в семенном (ореховом, миндальном, конопляном или маковом) соке с медом. В старину церковный Устав предписывал употреблять это блюдо на сочельник и навечерие (канун Богоявления) в подражание посту пророка Даниила и трех отроков.


Сочельник завершает сорокадневный Филиппов пост перед Рождеством и является днем приготовлений к празднику. В этот день верующим надлежит отказаться от пищи до появления на небе первой звезды. Эта традиция отсылает к преданию о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Иисуса. Впрочем, в Уставе церкви это предание отсутствует.

Согласно Типикону, поститься следует до окончания вечерни.


Ранние христиане Сочельника не знали, и Рождество для них было менее значимым праздником, чем Пасха. Повечерие Рождества было установлено праздновать в IV веке. В период с V по VIII вв был написан ряд священных песнопений, среди их авторов следует выделить Козму Маюмского, Иоанна Дамаскина, Анатолия и Софрония Иерусалимских.

Традиции Сочельника


На Сочельник семьи одевались в свои самые лучшие наряды, убирали жилище, готовили праздничную еду и накрывали на стол. В центре стола, покрытого непременно белоснежной скатертью, помещали композицию из еловых ветвей и свечей. Хотя Рождество изначально было семейным праздником, существовал обычай приглашать за стол соседей и случайных прохожих, в том числе и нищих. Считалось, что в облике босяка в этот вечер может появиться сам Господь. С Рождеством поздравляли и домашних питомцев, а также бродячих животных: для них во дворе или за порогом выставлялась миска с угощением.

У славян Сочельник традиционно открывал святочные недели, а с вечера можно было начинать колядки. Колядование – это вербальный ритуал, участники которого заходили в гости в окрестные дома, исполняли специальные поздравительные или величальные приговоры и в ответ на них получали угощения. Колядовать ходили и взрослые и дети, и миряне и священнослужители. Стоит отметить, что у колядок языческие корни, и целью ритуала было получение высоких урожаев, увеличение поголовья скота и достижение благополучия в семье.