Кто такая Мона Лиза


Загадочная улыбка далеко не единственная тайна «Моны Лизы». Долгие годы искусствоведы не могли прийти к мнению, кто именно изображен на картине. До сих пор существует несколько наиболее распространенных версий. Согласно одной из них, женщина на картине – Лиза дель Джокондо, третья жена богатого флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Существуют документы, утверждающие что в 1503 году, дата начала работы над картиной, Леонардо был заказан портрет госпожи Джокондо.
Джокондо в переводе с итальянского значит «беззаботный».


Другие считают, что жену торговца шелком Да Винчи изобразил на другом, не дошедшем до нас портрете, а таинственная дама, портрет которой он рисовал около 4 лет, это Изабелла Арагонская, супруга покровителя художника, герцога Миланского.

Третьи утверждают, что картина датирована неправильно. Время ее создания – 1512-1516 год и дама, изображенная на полотне, - жена Джулиано Медичи, правившего в эти годы Миланом.
Мона в названии картины означает мадам или госпожа. По-русски картину можно назвать «Госпожа Лиза».


Еще одна версия состоит в том, что «Мона Лиза» - вовсе сам художник в женском образе. Согласно некоему цифровому анализу черты великого живописца на одном из автопортретов в точности совпадают с обликом самой знаменитой его модели и все это – мистификация гения.

Тайна ее улыбки


Да, женщина, поставившая перед учеными такие загадки, имеет право на таинственную улыбку. Впрочем, искусствоведы утверждают, что никакой тайны нет, а все дело лишь в уникальной технике сфумато, название которой переводится как дымчатая или исчезающая. Это уникальное сочетание мазков, которым художники передают ощущение воздуха, смягчающего очертание фигур, тонов и полутонов. Согласно нейробиологам, наше периферическое зрение способно воспринимать только крупные детали, в то время как центральное – мелкие. Если смотретьна «Джоконду» прямо, фокусируя взгляд на глазах модели, оставляя периферическому зрению ее уста, то кажется, что по ним скользит улыбка, но стоит присмотреться к губам, то есть перевести на них взгляд и увидеть центральным зрением – она исчезает. Этим же эффектом объясняется и тающая улыбка Джоконды при удалении или передвижении в разные стороны от картины.

Но простое научное объяснение не подходит романтикам, считающим неважным то, как улыбается Джоконда, а гораздо более таинственным то, почему она улыбается. Известно, что на первой версии картины Мона Лиза и не помышляла об улыбке, лишь позже художник внес в полотно исправления. Тающая улыбка породила миф о романе прекрасной модели и великого художника, тщательно скрываемом от ревнивца-мужа, бывшего, по всем законам жанра, намного старше своей очаровательной супруги. Легенда это не выдерживает критики, ведь у всех возможных моделей живописца мужья и возлюбленные были куда моложе Леонардо, которому к моменту написания полотна было уже за пятьдесят.

Чему же улыбается Джоконда? Видимо, этому суждено навеки остаться тайной, без которых немыслимо великое искусство.