Совет 1: Как облагородить глинистую почву

Глина – вторичный продукт земной коры. Она представляет собой слой земли на дне когда-то засохших морей и озер. Из-за этого глинистая почва содержит почти все химические элементы и минеральные соли. Глина очень плодородная почва, но крайне тяжелая для земледелия. Глина плохо проводит влагу и воздух, а накопленная в ней вода может спровоцировать гниение корней растений.

Чтобы на глинистой почве можно было что-нибудь выращивать, нужно сделать ее легкой, теплой и воздухопроницаемой.

Самым дешевым и долгим способом облагородить глинистую почву будет  внесение компоста или перегноя. Для компоста осенью вскопать огород, сделать углубление около 20 см. Все остатки от овощей и фруктов, а также сено, немного свежескошенной травы, листву уложить в яму, переслоив землей. Полить все это любыми биопрепаратами. А весной, перед перекопкой, огород посыпать золой.

Насыпные грядки. В качестве основы для таких грядок берется любой растительный мусор – пни, щепки, ветки, опилки. На мусор насыпается слой хорошей земли. В такие высокие грядки сажаются растения и кустарники. Благодаря растительному мусору, корням есть место для роста и развития.

Мульчирование– это укрытие вспаханной земли соломой, корой или щепками. Такой способ поможет глинистой почве не пересыхать и трескаться на солнце. Мульча предотвращает рост сорняков, улучшает кислотность почвы, обогащает ее полезными веществами.

Более затратными способами будут завоз песка, торфа и навоза. Песок и торф улучшают физические свойства глинистой почвы, а навоз помогает заселить ее полезными микроорганизмами.

Сидераты- это «зеленое удобрение». Сидератами называют  рожь, пшеницу, горчицу, овес, донник и подсолнечник. У этих растений мощная корневая система, поэтому их часто сажают на глинистых участках. Сидераты защищают почву от бактерий, удобряют ее, привлекают полезных насекомых и микроорганизмов. Такие растения также повышают плодородность почвы. Высеивая их каждый год, плохая глинистая почва через несколько сезонов будет рыхлой и легкой. Сидераты сажают еще в заморозки, а к началу посевного сезона посадки убирают. Таким образом, огород готов к выращиванию любых овощей.

Добавляя естественные удобрения, мы ускоряем почвонакопление. Через пару лет вместо глинистой почвы у вас будет структурная, воздухопроницаемая и влагопоглощающая почва.

Совет 2: Как улучшить качество почвы на участке

Счастливчики те, кому достался участок с идеальной почвой. Если это не так, то отчаиваться не стоит. Простые приемы помогут облагородить землю, сделать ее легкой, плодородной.

Песчаник

Не всегда рыхлая песчаная почва является пределом мечтаний. В сухие летние дни растения на ней приходится часто поливать. Такая земля плохо держит влагу, быстро пропуская ее во внутренние слои.

То же самое происходит и с питательными элементами в виде удобрений. Они недолго присутствуют около корней растений, так и норовят проникнуть все глубже в недра земли.

Улучшить качество песчаной почвы поможет глинование. Наметьте, где будут грядки с овощными культурами. На каждую положите глину и распределите ее слоем в 5-7 см.

Такой грунт продается совсем недорого. Он остается после рытья фундамента, колодца. Если на участке лишь песчаная почва, то приобретите 1 грузовую машину, наполненную этим «добром». Хватит 5-7 кубов на значительную огородную территорию.

Сверху на глинистый слой уже можно класть чернозем, смешанный с песком. Он должен быть не менее 25 см, так как при перекопке гряды глина должна остаться на месте. Именно она предотвратит «уход» влаги и питательных элементов.

Это же касается и торфяных почв. Их можно улучшить таким же образом.

Суглинок

На тяжелом грунте хорошего урожая ждать не приходится. Но такую почву тоже можно постепенно облагородить.

Самый дешевый способ – компост. Чтобы он не портил вид дачного участка, отведите для него потаенное место. Оно может быть в углу территории, за сараем.

Привнести эстетику в процесс перебраживания органики помогут железные бочки. Их век недолог. У многих огородников бочки для полива со временем начинают давать течь. Не выбрасывайте эту тару.

Поставьте ее в укромный уголок участка, зарыв на 20 см в землю. Покрасьте бочку, тогда она будет красиво смотреться.

Складывайте в нее скошенную траву без семян, ботву овощей, кроме картофельной, огуречной, томатной, клубничной. Так как она в конце сезона поражается болезнями. Такую ботву, семена сорняков сжигают, а золу используют в качестве прекрасного улучшителя почвы.

В бочку определяются отходы кухонного, туалетного производства. Сюда можно класть всю органику, которая со временем будет перепревать и превращаться в плодородную почву.

Не забудьте плотно закрывать бочку крышкой и периодически прослаивать ее содержимое землей. Специальные ускорители созревания компоста помогут ему быстрее перебродить.

Можно улучшать качество почвы и непосредственно на грядах. Когда урожай собран, выкопайте посередине гряды неглубокую траншею. Складывайте сюда органические остатки и закапывайте их с двух сторон землей. Периодически поливайте эти участки. Тогда здесь понравится дождевым червям, которые тоже способствуют облагораживанию почвы.

Улучшить глинистую почву поможет покупной чернозем, песок, перегной. Но эти способы – более дорогостоящие.
Видео по теме

Совет 3: Что посадить на глинистом участке

Глинистые почвы на участке знакомы многим дачникам. Чтобы такая почва стала рыхлой и плодоносной, нужно приложить немало усилий и времени. Но красоту двора видеть хочется уже сейчас, а не через пару лет. Что же можно посадить на тяжелых глинистых почвах, чтобы радовать себя и гостей?
Инструкция
1
Деревья. На глинистой почве растут любые деревья. У них мощная корневая система, поэтому они легко прорастают сквозь плотные слои земли, достают на глубине влагу и питательные вещества. На участке можно посадить как обычные деревья (березу, ель, кедр, можжевельник), так и плодовые (калину, рябину, черемуху, яблоню, вишню). Выбирайте для деревьев такие места на участке, где они не будут мешать и в будущем не будут спилены.
2
Кустарники. Любые плодоносные кустарники (смородина, малина, ежевика) отлично приживутся на глине. Но если лето окажется засушливым, то плодоносить они будут меньше. Чтобы это предотвратить, почву под кустами нужно часто рыхлить и поливать. А еще лучше, если место под кустами засыпать компостом и песком. Песок поможет воде при поливе попасть к корням, а компост даст растению нужное питание.
3
Цветы. На глине хорошо растут и цветут неприхотливые цветы. Это могут быть многолетние астры, лилейник, хосты, маргаритки, гелиопсисы, турецкая гвоздика или декоративный лен. На глине можно посадить даже всеми любимые розы. Но для них придется немного облагородить глинистую почву – добавить песка и торфа. Для прихотливых цветов лучше сделать высокие цветники. Для этого купите немного чернозема, сделайте компост. Перемешайте их, и соорудите клумбы, посадив в них цветы. Так можно выращивать лилии, ирисы, тюльпаны.
4
Овощи чистую глину не любят. И, соответственно, не будут на ней расти. Для выращивания большинства овощей и зелени глинистую почву нужно обработать до рыхлой и легкой структуры. А в глину можно попробовать посадить картофель, топинамбур, турнепс, свеклу, горох и бобы. Конечно, они не дадут много урожая, но полакомиться будет достаточно.
5
На глине можно посадить сидераты. Сидераты – это растения с хорошей корневой системой. К ним относятся такие растения, как пшеница, овес, рожь, горчица. Их сажают ранней весной, а перед посевом овощей срезают и закапывают как удобрение. Сидераты очень благоприятно влияют на глинистую почву, смягчают ее, приманивают полезных насекомых и червей.
Полезный совет
Если у вас глинистая почва на даче, то удобряйте ее каждый год весной и осенью. Со временем она станет воздушной и структурной, и вы сможете выращивать на ней все, что захочется.

Совет 4: Как возделывать почву

Возделывание земли основано на применении традиционных способов обработки, выполняемых в разное время года: осенью после сбора урожая, весной перед посевом и в период роста растений. Чтобы, выращивая овощи и фрукты, сохранять плодородие земли, необходимо соблюдать правила ее обработки.
Вам понадобится
  • - лопаты;
  • - мотоблок;
  • - грабли металлические и деревянные;
  • - набор мотыг;
  • - совки,
  • - колышки,
  • - шнурки;
  • - лейки различного размера;
  • - шланг.
Инструкция
1
Подберите инвентарь Для возделывания почвы запаситесь необходимым инвентарем. Обработку можно производить механизированным и ручным способом. На небольших участках, свободных от кустарниковых посадок, используйте мотоблоки, на остальной площади - лопаты, грабли, вилы и мотыги. Легкие почвы перекапывайте лопатой с закругленной режущей кромкой, плотные – с кромкой клиновидной формы. Выберите универсальный инструмент, который позволяет легко справляться с любой структурой. Применяйте для рыхления несколько видов мотыг – это поможет ухаживать за грядками разной ширины. Кроме инструментов, приобретите и другой инвентарь: для полива, для сбора воды, для опрыскивания.
2
Перекопайте почву осеньюПосле сбора урожая проведите основную обработку земли на всю глубину гумусового слоя. Гребни земли не разбивайте - это обеспечит обогащение кислородом перевернутого пласта и вымерзание личинок и корней сорняков. Но если почва тяжелая и сырая, ее следует только рыхлить, оставив основное перекапывание на весну. Одновременно с этим вносите органические удобрения и небольшую часть минеральной подкормки.
3
Подготовьте почву веснойПосле схода снега необходимо разрушить корку земли. Предпосевная обработка зависит от структуры почвы и растений, которые на ней будут высажены. Например, легкие почвы (песчаные, супесчаные) весной снова перекапывают на глубину 5-8 см, а тяжелые (глинистые, суглинистые) – на 18-20см. Кроме этого, легкие почвы разравнивают и прикатывают, обеспечивая сохранение влаги, накопленной от таяния снега.
4
Используйте мульчирование почвыЧтобы сохранить влагу в земле и уменьшить испарения с ее поверхности, разложите в междурядья мульчу. Для этого подойдет некислый торф, опавшая листва, перегной, опилки, плотная крафт-бумага. Распределите мульчу слоем не менее 4 см, а по мере роста растений увеличьте толщину материала до 5-7 см. Если вы присыпаете рядки перегноем или торфом, вам не нужно проводить подкормку органическими удобрениями – необходимые питательные вещества постепенно поступят к растениям из мульчи.
5
Проводите рыхление в период роста растенийЕсли образуется корка после полива, проведите рыхление подсохшей земли на глубину 5-6 см. Так вы обеспечите свободный доступ кислорода к корням растений и подрежете подрастающие с сорняки. Следите за почвенной влагой и поливайте землю по мере пересыхания.
Обратите внимание
Почвы меньше уплотняются, если применять на них мульчирование.
Полезный совет
При раннем сборе урожая, проведите неглубокое рыхление почвы (6-8 см) за 2-3 недели до осенней перекопки. Это способствует прорастанию сорняков, которые вы сможете уничтожить при основной глубокой вспашке.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500