Совет 1: Правила эффективного психологического консультирования

Существуют общие правила и установки консультирования, которым должен следовать психолог. Эти принципы делают процесс работы консультанта и клиента более структурированным и эффективным.

  1. Каждый клиент уникален. Двух одинаковых ситуаций не может существовать впринципе. Поэтому в психологическом консультировании важен личностно-ориентированный подход.
  2. Установки, взгляды и жизненная позиция клиента могут меняться в течение консультирования. Нужно предусмотреть появление новых проблем.
  3. Проблемы клиента в первую очередь должен осознать сам клиент. Люди, пришедшие на консультацию без мотивации, чаще всего не могут принять на себя ответственность за существование проблем и их последующее решение. 
  4. Комфорт и безопасность клиента - главные составляющие консультирования. Если в ходе решения своих проблем человек испытывает моральный или физический дискомфорт, то психологу следует прекратить работу или перевести её в другое русло.
  5. Психолог должен задействовать в ходе консультирования все свои лучшие качества как профессиональные, так и личностные. Несмотря на это он обязан помнить, что главная роль в решении проблем клиента ложится на самого клиента. Если проблема не решена, то не нужно из-за этого накладывать на себя экзистенциальную вину.
  6. Результат консультирования может быть либо не виден сразу, либо отсрочен во времени.
  7. Консультант обязан всегда соблюдать правила профессиональной этики.  
  8. Консультирование должно основываться на теоретических знаниях. Однако, всепоглощающее доверие к учебной литературе и полное исключение личностных человеческих качеств могут дать деструктивный результат консультирования.
  9. Консультант должен дифференцировать проблемы от дилемм и риторических вопросов. 
  10. Процесс консультирования должен носить двусторонний характер взаимодействия. 

Совет 2: Как задать деликатный вопрос психологу онлайн

Говорить с посторонним человеком о сугубо личных проблемах не всегда удобно, делиться с близкими – слишком волнительно. Для таких случаев существуют службы психологического онлайн-консультирования, где советы дают опытные специалисты. Как получить от них полноценную помощь?
Инструкция
1
Выберете площадку для получения интернет-консультации. Это может быть профильное сообщество одной из соцсетей, например, Живого Журнала, медицинский форум, любой женский сайт, где, как правило, есть раздел, который ведут психологи-практики различной специализации.
2
Перед тем, как задать вопрос, внимательно прочитайте те, на которые психологи уже давали ответы. Во-первых, возможно, вы найдете нужную для себя информацию и без прямого общения с виртуальными эскулапами, во-вторых, по характеру ответов сможете понять, можно ли доверять консультантам.
3
Четко сформулируйте свой вопрос, укажите свой возраст, сообщите все необходимые подробности. Помните, что вы не обязаны называть своего настоящего имени, поэтому бояться того, что о вашей деликатной проблеме узнает весь мир, не стоит. Представьте, что вы на приеме у врача, не опасайтесь, что кто-то вас осудит, просто изложите самое главное.
4
Вы также можете попросить психолога проконсультировать вас индивидуально, так, чтобы ваша переписка не была достоянием всех пользователей сайта. В некоторых сервисах такая услуга предоставляется, если же она не предусмотрена, настаивать на личной консультации не нужно.
5
Психологи, дающие рекомендации в сети, таким образом нарабатывают необходимый в их сложной профессии опыт. Поэтому не стоит думать, что они несерьезно относятся к консультированию онлайн. Однако среди них попадаются и начинающие специалисты, а также студенты профильных вузов, поэтому поинтересоваться возрастом и стажем работы консультанта вовсе не лишнее.
6
Главным препятствием на пути к общению с психологом часто является ложный стыд, боязнь показаться не таким, как все. Постарайтесь не поддаваться стереотипам, поддержка специалиста, особенно в деликатных вопросах, если и не решит проблему, то значительно облегчит ваше состояние. Общение в сети может перерасти в очную консультацию, если вы сочтете ее необходимой.
Видео по теме

Совет 3: Что дает психологическое образование

Профессия психолога считается одной из самых популярных, если принимать во внимание количество психологических факультетов в ВУЗах и большое число абитуриентов, желающих изучать эту науку. Не секрет, что работать по специальности будут не все, но психологическое образование дает много полезных навыков, которые выпускники успешно используют в жизни.

Во время обучения на психологическом факультете студенты овладевают теоретическими основами структуры личности, учатся понимать психику человека. Большое внимание уделяется изучению высшей нервной деятельности. Эти знания дают студентам представление о механизмах, лежащих в основе поведения человека в различных жизненных ситуациях.

На старших курсах студенты психологических факультетов переходят к практическим занятиям по ведению психологического консультирования. На практике формируются навыки оказания психотерапевтической помощи как взрослым, так и детям. Студенты учатся строить беседу таким образом, чтобы собеседник сам находил способы справиться со страхами, стрессом, вредными привычками и психосоматическими заболеваниями.

Психологическое образование позволяет лучше понять себя. Во время обучения в ВУЗе студенты участвуют в тренингах по самопознанию и личностному росту, вследствие чего уходят внутренние проблемы, повышается самооценка, развиваются лидерские качества. Студенты учатся управлять своими эмоциями, волей и другими психическими процессами.

Приобретенные навыки помогают выпускникам стать первоклассными специалистами-психологами. Но что дает психологическое образование, если человек решает изменить свою профессию? Полученные знания и умения могут пригодиться любому специалисту, особенно тому, кто работает в коллективе. Хорошие психологи легко достигают вершины карьерной лестницы в бизнесе, добиваются успеха в деловом общении.

Психологическое образование может найти свое применение и в семейной жизни. Семьи, в которых один или оба супруга психологи по специальности, редко распадаются, в них царит уравновешенная и доброжелательная обстановка, практически отсутствуют конфликты. Родители психологи чувствуют проблемы своих детей и всегда готовы оказать им психотерапевтическую помощь.

Психологическое образование дает возможность влиять на людей, разбираться в окружающих, понимать себя, оказывать психологическую поддержку. Психолог необходим в любой сфере деятельности, в которой участвуют люди.

Источники:
  • Психолог, психотерапевт, психоаналитик, психиатр. В чем отличия?

Совет 4: Как создать терапевтический климат при консультировании

Создание терапевтического климата является важным компонентом психологического консультирования. Благоприятная атмосфера способствует обоюдному доверию, что помогает эффективнее решить трудные жизненные ситуации.
Инструкция
1
Проявляйте к собеседнику неподдельный интерес. интересуйтесь им как отдельно взятой личностью, а не как очередным объектом исследования.
2
Уделяйте клиенту всё свое внимание. В кабинете не должно присутствовать людей, отвлекающих от консультирования. Следует также отключать мобильные устройства, гаджеты.
3
Не стоит давать клиенту оценку его деятельности. Примите его таким, какой он есть.
4
Не стоит давать клиенту советы о способах выхода из какой-либо ситуации. Человек должен нести ответственность за себя самостоятельно.
5
Соблюдайте грань между необходимой отдачей обратной связи и неуместным любопытством.
6
Чтите профессиональную этику психолога-консультанта. Не злоупотребляйте доверием клиента.
7
Оборудуйте кабинет для консультирования должным образом. Следует избегать портретов на стенах, агрессивных оттенков стен, мебели и других предметов быта.
8
Если клиент боится открыться, то покажите ему свою предрасположенность к беседе и эмпатии. Можно привести в пример случаи из собственного жизненного опыта.
9
Всегда проявляйте уважение по отношению к клиенту, даже если ваши ценности и взгляды на жизнь не совпадают.
10
Предупреждайте клиента о том, что любой сеанс консультирования может вызвать душевную боль. Если вы видите, что человек на протяжении длительного времени чувствует дискомфорт и не справляется с ним, то следует закончить консультирование.
Источники:
  • "Основы психологического консультирования", Р. Кочюнас, 1999.

Совет 5: Как развить безусловное отношение к клиенту

Безусловное позитивное отношение к клиенту является одним из самых важных компонентов психологического консультирования. Консультант, приняв субъективный мир клиента, сможет быстрее реализовать поставленные цели.
Инструкция
1
Научитесь принимать себя таким, какой вы есть. Человек не может относиться благоприятно к другим людям, пока не достигнет самоуважения.
2
Избавляйтесь от ярлыков. Те качества, за которые вы себя уважаете, не являются общей ценностью для остальных людей.
3
Помните, что у каждого качества личности есть две стороны медали. Научитесь принимать как позитивные, так и негативные характеристики клиента.
4
Старайтесь быть искренними, честными.
5
Откажитесь от предъявления каких-либо условий. Помните, что никто никому ничего не должен.
6
При работе с клиентом ставьте его жизненные ценности выше своих.
7
Старайтесь отключить функции контроля и управления. Предоставьте клиенту свободу действий.
8
Тренируйте безусловное позитивное отношение с помощью зоотерапии, гарденотерапии. Человек любит животных и цветы за сам факт их существования, при этом не прося ничего взамен.
9
Старайтесь чаще делать комплименты малознакомым людям, а также людям, которые вызывают у вас раздражение.
10
Всегда помните об уникальности каждого отдельно взятого случая. Выслушивайте клиентов до конца, стараясь показать заинтересованность проблемой. Пытайтесь донести до людей то, что они приняты, уважаемы и любимы.
Видео по теме
Источники:
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше