Совет 1: Что такое лингвистическая сказка в 2018 году

Лингвистическая сказка - это очень интересный вид обучения, который лучше всего себя зарекомендовал для учеников младших и средних классов. С ее помощью можно увлекательно рассказать о правилах русского языка, членах предложения, различных частях речи. Это легко, интересно и познавательно.

Хочу сказку!

Элементы лингвистической сказки




С помощью игры лингвистическая сказка объясняет правила и законы языка. Хоть она появилась на свет гораздо позже традиционных фольклорных сказок, у нее обязательно должны быть свои герои, элементы волшебства и сказочные превращения.

Композиционно лингвистическая сказка состоит из присказки, зачина, самого действия и концовки. При этом характерной чертой является то, что в концовке обязательно делается упор на лингвистические понятия, которые вытекают содержания самой сказки.


Сюжет



Сюжет сказки обычно построен на каких-то конкретных лингвистических понятиях. Героями могут быть слова, части речи или буквы, которые живут в каком-либо царстве-государстве. Здесь у каждого героя сказки свой характер и свои правила жизни, которые подчиняются абсолютно всем правилам русского языка. Для лингвистических сказок непреложным условием должно быть знание лингвистического материала и родного языка, здесь недопустимы фактические ошибки.


Характерная особенность лингвистической сказки состоит в том, что весь учебный материал преподносится учащимся в занимательной форме, что значительно облегчает процесс запоминания. Используя этот метод для закрепления, обобщения или повторения пройденного материала у ребенка активно задействуются все виды памяти – произвольная, оперативная, смысловая, неоперативная.


Виды лингвистической сказки



По своей структуре лингвистические сказки условно можно разделить на:

- сказки-игры, которые основаны на активном участии школьников в сказочном действии;

- сказки-упражнения, которые являются интересным дидактическим материалом;

- информативные сказки, цель которых состоит в ознакомлении с новыми фактами и понятиями;

- сказки, помогающие развивать речь ребенка (сочинение сказок самими учащимися).


Значение сказок в процессе обучения



Занимательные лингвистические сказки помогают сконцентрировать внимание учеников, повышают их творческую активность, создают идеальную эмоциональную атмосферу для общения, а самое главное, формируют стойкий интерес к процессу обучения.


Если ученик погружается в сказочную атмосферу, то и сам урок становится похож на увлекательное путешествие по волшебной стране. Из-за этого меняется не только отношение к обучаемому предмету, сам родной язык воспринимается по-новому. Запоминание и закрепление пройденного материала происходит на уровне эмоций, что очень важно для поддержания интереса к учебе.
Видео по теме
Источники:
  • Сочинение на ГИА 2016 года по тесту 16

Совет 2: Как объяснить детям, что такое сказка

Сказки привлекают детей своими сюжетами, необычными историями, чудесами и превращениями. Чем младше ребенок, тем реже он отличает сказку от реальности и воспринимает ее сюжет как историю, рассказанную о его жизни. Становясь старше, дети догадываются, что не все в сказке правдиво, что в жизни так не бывает, но почему-то именно такие сказки начинают нравиться еще больше. В 5-6 лет дошкольники уже готовы узнать, что же такое сказка.
Как объяснить детям, что такое сказка
Вам понадобится
  • - книга сказок с красочными иллюстрациями;
  • - шапочки-маски героев сказок.
Инструкция
1
Покажите ребенку 2-3 лет книгу сказок с красочными иллюстрациями. Это необходимо, т.к. образное мышление малыша пока недостаточно развито. В этом возрасте дети слушают и понимают сказки о животных: диких и домашних. Истории, которые происходят с ними в произведении, похожи на жизненные истории обычных людей, поэтому ребенок легко представляет себя участником этой сказки.
2
Объясните эту аналогию ребенку. Представьте в роли персонажей его самого и его друзей. Сказочным и необычным становится только то, что поступки совершаются животными.
3
Предложите малышу поиграть в сказку вместе с вами, надев на голову шапочку-маску персонажа. Пусть ребенок сам выберет себе роль. При проигрывании роли, обратите внимание ребенка на то, что он сейчас поступает «как волк в сказке». А бывает в жизни, что он сам тоже так делает?
4
Свяжите сказку с реальностью. Вспомните вместе случаи, когда дети поступают так же, как в сказочной истории. Ванечка попил воды из копытца (из лужи) и стал козленочком. А что с человеком может стать, если он грязную воду выпьет или поднимет и съест грязную еду на улице? Расскажите, что в каждой сказке есть поучение, предупреждение и даже наказание.
5
Расскажите ребенку 4-5 лет, что сказки – это мечты людей о хорошей, красивой, успешной жизни. У взрослых так же, как и у детей не все получается в жизни, поэтому люди придумывают себе «сказочных помощников»: ковер-самолет, сапоги-скороходы. Мечты помогают достигать желаемого, поэтому сейчас уже есть настоящие самолеты, поезда и машины, что позволяет людям быстро передвигаться. А о чем мечтает ребенок?
6
Сочините вместе сказку о его мечте по аналогии со сказкой, которая нравится ребенку. Нарисуйте эту сказку в нескольких сюжетных картинках, подпишите под ними текст.
7
Выберите фрагмент сказки, который имеет воспитательное значение, и продемонстрируйте ребенку, что сказка – это еще и подсказка, как нужно поступать в сложной жизненной ситуации. Например, в сказке «Сивка-бурка» покажите ребенку, почему Ивану удалось поймать вора, а его братьям – нет. Он не спал, сидел на камушке, сторожил, а его братья уснули и не увидели воришку. Проявить терпение, волю и получить ценное вознаграждение можно не только в сказке.
Обратите внимание
Не все сказки имеют хорошую концовку. Многие заканчиваются смертью персонажа – это сказки-предупреждения. Не нужно изменять сюжет сказки или менять ее окончание. Поясните ребенку, что когда люди нарушают правила, следует наказание, кара.
Полезный совет
В зависимости от вашего желания и необходимости, можно для объяснения брать сюжеты сказок о семье, о труде, где аналогии легко увидеть, интерпретировать, объяснить на реальных ситуациях.
Почему детям необходимо читать сказки
Связанная статья
Почему детям необходимо читать сказки
Источники:
  • что такое сказка для ребенка

Совет 3: Что такое произвольная память

Для произвольного запоминания человек прикладывает целенаправленные усилия. От него требуются концентрация и повторения информации. Если информация неинтересна, в долговременной памяти она вряд ли удержится надолго.
Что такое произвольная память

Что такое произвольное запоминание



Работа произвольной памяти тесно связана с произвольным вниманием. Если непроизвольное внимание само обращается на интересные вещи и ситуации, произвольное нужно направлять самому. Успех произвольного запоминания во многом зависит от способности сконцентрироваться, а также важна правильная мотивация. Для произвольного запоминания было придумано много мнемотических техник, облегчающих этот процесс. Например, построение слова из первых буков ряда понятий, которые необходимо запомнить.

При произвольном запоминании человек должен четко осознавать, для чего ему нужна информация, ему нужно задать себе установку. Некоторые ученые считают, что при непроизвольном запоминании тоже имеются установки, только они не осознаны. Установки для произвольной памяти могут даваться на полное или частичное, точное или приблизительное, кратковременное или долговременное запоминание. Человек учится давать себе эти установки, начиная с младшего школьного возраста.

Когда дается установка на точность запоминания, в основном читают материал очень поверхностно, без вникания в смысл. При воспроизведении характерно стремление «увидеть» выученный фрагмент в памяти, для этого человек может закрыть глаза. Иногда заучиваемый материал насыщается эмоционально, чтобы облегчить его понимание и усвоение. Если установка дается на полноту воспроизведения, обращают внимание не на отдельные части материала, а на их связь друг с другом. Для долговременного запоминания важно регулярное повторение.

Особенности работы произвольной памяти



На произвольное запоминание влияют условия, в которых запоминается материал, и индивидуальные качества запоминающего. Наличие эмоционального отношения и интереса, а также степень сложности материала. Различны и мотивы для запоминания, которые движут человеком. Например, мотивами могут служить похвала или возможность победить в соревновании.

Произвольное запоминание протекает так. Сперва происходит осмысление материала, понимание его главной идеи. Нужно стараться как можно ярче представить прочитанное в виде образов. Это нужно для установления связи между частями прочитанного. Параллельно происходит сопоставление новой информации с опытом и имеющимися знаниями. Ранее неизвестному уделяется наибольшее внимание. После этого последовательность образованных ассоциаций запоминается и закрепляется в памяти с помощью многократных повторений.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500