Разные функции полушарий мозга и типы мышления



Личности с более развитым левым полушарием наиболее способны к логической обработке информации, им легче даются абстрактные понятия, у них ярче выражена способность к языкам и точным наукам.

«Правополушарные» люди легче воспринимают образы и символы, у них лучше развито воображение, как правило, они выбирают творческие профессии. Им свойственно целостное восприятие проблем и жизненных ситуаций.


Конечно, не существует людей, у которых развито только одно полушарие мозга и абсолютно не работает второе. Можно говорить о преобладании того или иного типа мышления.
Отдельную группу составляют так называемые амбидекстры, т.е. люди с одинаково хорошо развитыми функциями обоих полушарий.


Способы определения склада мышления



Считается, что все левши, т.е. люди, у которых ведущей рукой является левая, имеют «правосторонний», или наглядно-образный, тип мышления, который также называется художественным. Действительно, среди представителей творческих профессий левши встречаются гораздо чаще. У них более выражены художественные, музыкальные и другие способности. Но и среди праворуких людей также немало представителей этого типа мышления, так что такое разделение будет не совсем точным.

Существует ряд визуальных тестов (тест Пугача, рисуночные тесты), позволяющие приблизительно определить, какой тип или склад мышлении преобладает у человека.
Считается, что в тот или иной период времени наиболее активным является одно из полушарий. Тест Пугача позволяет определить именно соотношение работы полушарий мозга в момент тестирования.


Однако чаще психологи предлагают испытуемому выполнить 4 упражнения и, анализируя результаты, дают более точную характеристику типа мышления.

Тестовые задания на определения типа мышления



1. Испытуемому предлагается сложить пальцы рук в замок и посмотреть, большой палец какой руки оказался сверху.

2. Сквозь отверстие в листе бумаги, расположенном на расстоянии вытянутой руки, испытуемому предлагается посмотреть на какой-либо предмет, находящийся в отдалении, сначала двумя глазами, а затем поочередно правым и левым глазом и определить, какой глаз закрыт, когда кажется, что предмет сместился.

3. Испытуемого просят сложить руки на груди в позе Наполеона и смотрят, какая рука оказалась сверху.

4. Испытуемому предлагается поаплодировать. Только маленькие дети хлопают в ладоши, держа их параллельно друг другу. У взрослых одна рука оказывается сверху и ударяет по нижней. Определяется, какая рука оказалась верхней.

Исходя из полученных результатов делается вывод, какое полушарие у человека является ведущим: если в большинстве заданий активной оказывается правая рука – человек относится к логическому типу, а если левая – к художественному.

При более детальном рассмотрении результатов можно сделать вывод о других особенностях человеческой личности.

Проводя исследования, следует помнить, что в психологии нет «хороших» или «плохих» результатов. Неверно думать, что «правосторонние» люди «глупее» «левосторонних», а «левосторонние» не способны к восприятию прекрасного. Каждая человеческая личность обладает набором своих, индивидуальным, только ей присущих способностей и талантов и, определив их, может научиться использовать эти способности наилучшим образом.