Совет 1: Для чего сдают анализ на онкомаркер СА 19-9

Важным условием лечения онкологической патологии является ее ранняя диагностика. Анализ крови на онкомаркер СА 19-9 дает возможность выявить особые антигены, которые вырабатывает опухоль поджелудочной железы до появления клинических признаков заболевания.
Для чего сдают анализ на онкомаркер са 19-9

Что означает анализ на онкомаркер СА 19-9

Специфический антиген СА 19-9 вырабатывается раковыми клетками поджелудочной железы, реже – желудка и печени. Благодаря свободному поступлению в кровоток, этот белок является эффективным маркером опухоли. Антиген выводится из организма исключительно с желчью, поэтому любое нарушение обменных процессов в печени будет сопровождаться повышением его концентрации. Онкомаркер СА 19-9 не обладает высокой специфичностью, поэтому не подходит для скринингового обследования.
У 10% людей нет гена, кодирующего антиген СА 19-9, поэтому даже при злокачественной опухоли уровень онкомаркера в сыворотке крови не определяется.

Когда назначается анализ

Прежде всего такое исследование проводится при подозрении на рак поджелудочной железы: болях в животе, желтухе, тошноте и потере веса. Исследование на онкомаркер СА 19-9 выполняется для контроля течения злокачественного процесса, определения эффективности применяемого лечения и диагностирования метастаз. При подозрении на опухоль в других органах желудочно-кишечного тракта анализ необходимо сдавать в комплексе с другими онкомаркерами.
В связи с тем что уровень онкомаркера СА-19-9 зависит от применяемого метода, повторные исследования желательно проводить аналогичным методом, в одной и той же лаборатории.

О чем говорят результаты анализа

В норме показатель онкомаркера СА 19-9 составляет 0-35 ед/мл. Его отсутствие или низкий уровень в крови характерен для здорового человека. При раке поджелудочной железы уровень CA 19-9 повышен у 75% больных. Как правило, чем выше уровень антигена в крови, тем более запущенная стадия заболевания у пациента. Иногда его концентрация незначительно увеличивается при новообразованиях других локализаций, а также заболеваниях печени, желчекаменной болезни, панкреатите и муковисцидозе. Чтобы избежать недостоверных результатов, доктор параллельно рекомендует сдать биохимический анализ крови. Правильная и толковая интерпретация анализа может быть сделана только специалистом.

Как подготовиться к сдаче анализа

Для исследования используется венозная кровь, при этом пациент должен явиться натощак (не есть более 8 часов после последнего приема пищи). Желательно за 3 дня до сдачи анализа исключить алкоголь, жирную и острую пищу. При проведении противоопухолевого лечения рекомендуется проведение анализа на онкомаркер СА 19-9 каждые 4 месяца.

Совет 2 : Что такое онкомаркеры

Онкомаркеры – специфичные белки, которые вырабатываются злокачественной опухолью при ее появлении в организме. Данные вещества попадают в кровь человека и по ним можно судить о наличии онкологических заболеваний. Анализ крови на онкомаркеры является важной диагностической процедурой в онкологиии.
Что такое онкомаркеры

Использование онкомаркеров в диагностике

При проведении диагностических процедур для установления наличия онкологических заболеваний у пациента производится забор крови. Полученные анализы отправляются в лабораторию, где при помощи специальных приборов и химических реакций устанавливается наличие определенных белков, которые могут говорить о присутствии в теле человека злокачественной опухоли. Анализ крови на данные вещества позволяет на диагностировать раковые заболевания даже на ранних этапах на основе полученных показаний. Также онкомаркеры позволяют получить информацию об имеющихся метастазах. Тесты на белки также используются при обнаружении рецидивов ранее вылеченного онкологического заболевания.

Стоит отметить, что повышение уровня содержания онкомаркеров автоматически не означает наличие опухоли в организме, а потому исследование анализов должно быть подкреплено другими методами диагностики.

Типы онкомаркеров

АФП (альфа-фетопротеин) является белком, повышение количества которого указывает на наличие у человека рака печени. Вещество помогает определить карциному, а в 9% случаев также позволяет установить поражение печени метастазами. Небольшое превышение нормы содержания данного белка может указать на развитие злокачественных опухолей в молочной железе, бронхах или прямой кишке пациента. Иногда АФП повышается в период беременности, если у плода существует какое-либо заболевание (например, некроз печени, пупочная грыжа, аномалии почек, атрезия пищевода и т.п.).

Раково-эмбриональный антиген (РЭА) вырабатывается в больших количествах при наличии онкологических заболеваний желудка, кишечника, легких, яичников, молочных желез, матки, простаты. Небольшое увеличение РЭА возможно при почечной недостаточности, гепатите, панкреатите, а также у больных аутоиммунными заболеваниями и туберкулезом.

Маркер СА-125 используется для диагностики рака яичников и иногда указывает на злокачественные образования в эндометрии матки, молочной или поджелудочной железе. Повышение количества данного белка может наблюдаться в период беременности или менструаций. Для диагностики рака груди может быть использован онкомаркер СА-15-3.

Показатель UBC позволяет определить наличие в организме человека рака мочевого пузыря. Тест на данный онкомаркер является особенно эффективным при ранних стадиях развития болезни и в отличие от всех предыдущих белков, данный маркер может быть найден в моче.
Видео по теме

Совет 3 : Расшифровка анализа крови на онкомаркеры

Онкомаркеры - это специфические белки, которые начинают вырабатываться в организме человека одновременно с возникновением опухоли. С помощью анализа крови на онкомаркеры можно выявить злокачественное новообразование на самой ранней стадии.
Расшифровка анализа крови на онкомаркеры

Основные онкомаркеры

Анализ крови на онкомаркеры дает возможность определить специфичные белки, которые продуцируются клетками злокачественных опухолей. Однако это исследование помогает выявить рак только некоторых локализаций.

СА 15 - 3 – белок, который продуцируется в больших количествах при опухоли молочной железы. Его норма составляет до 26,9 Ед/мл.

СА - 125 – специфическое вещество, определяющееся в крови больных раком яичников. Его содержание в норме не должно превышать 35 Ед/мл.

СА 19 – 9 – онкомаркер злокачественной опухоли поджелудочной железы.

ПСА (простатспецифический антиген) – специфический маркер рака предстательной железы, содержание которого в норме составляет менее 4,0 нг/мл.

АФП (альфа-фетопротеин) – повышенние его концентрации в крови может свидетельствовать о наличии у человека новообразования печени. Норма этого маркера составляет до 15 нг/мл.

ХГЧ (хорионический гонадотропин человека) – маркер, являющийся признаком не только беременности, но и пузырного заноса (хорионаденомы) и хорионэпителиомы. Его допустимое содержание колеблется от 0 до 5 МЕ/мл.

РЭА (раково-эмбриональный антиген) – специфическое вещество, выявление которого может стать поводом для проведения многочисленных диагностических исследований, так как повышение его уровня выше 5 нг/мл может свидетельствовать о раке легких, прямой кишки, мочевого пузыря и желудка.

НСЕ (нейро-специфическая энолаза) – маркер, являющийся одним из основных признаков рака легких, кожи, нейробластомы и клеток APUD-системы. Его содержание в норме – до 12,5 нг/мл.

Расшифровка результатов анализов

Результаты лабораторного исследования отображают допустимые показатели для каждого определяемого онкомаркера и его содержание в крови пациента. В большинстве случаев превышение нормы говорит о развитии у человека злокачественной опухоли. Однако не все «плохие» результаты свидетельствуют о наличии рака. Иногда повышенная концентрация онкомаркеров наблюдается при доброкачественных опухолях, гриппе и инфекционных заболеваниях. В этих случаях результат анализа считается ложноположительным.

Показания для исследования

Как правило, уровень онкомаркеров в крови определяют при неблагоприятной наследственности, комплексной диагностике опухолей на ранних стадиях, а также в случае рецидива онкологической патологии. Мужчинам старше 40 лет рекомендуется ежегодное профилактическое определение уровня ПСА.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500