Чины освящения воды


Для освящения воды существуют два чина – малый и великий. Великое освящение происходит лишь раз в году – на праздник Крещения.
Такое название напрямую связано с евангельским событием, которое вспоминается в этот день – крещением Иисуса Христа на реке Иордан. Великим чином воду освящают дважды: накануне праздника (вечером 18 января) и в сам день Богоявления (19 января).
При этом свойства у воды абсолютно идентичные, и околоцерковное суеверие о том, что одна вода «слабее», а другая «сильнее», никак не соответствует истине.


Другой чин освящения воды называют малым. Его используют при совершении таинства Крещения, а в некоторых храмах малое водосвятие совершается каждое воскресенье. Эти виды освящений отличаются не только тем, что совершаются в разное время, но и разным образом. Великое освящение воды совершают при помощи чтения молитвы, а малое связано с погружением в воду креста.

В более ранние периоды в церкви была и иная практика: воду освящали, погружая в нее не крест, а частицу мощей святого. Этот чин известен, как «чин омовения мощей». Однако через какое-то время он был полностью заменен малым освящением.

Как использовать святую воду?


Способов употребления святой воды несколько. Многие верующие начинают с нее утро: пьют небольшое количество воды с маленьким кусочком просфоры натощак, читая при этом определенную молитву. Кто-то окропляет ей жилище. Некоторые пьют крещенскую воду при сильной болезни или недуге.

Если воды осталось немного, а потребность в ней очень сильная, допустимо добавить в нее обычной воды. Считается, что смешиваясь с обыкновенной, святая вода сообщает ей свои благодатные свойства.

Одно из необычных качеств освященной воды - возможность ее длительного хранения. Зафиксированы случаи, когда вода хранилась у верующих дома по несколько лет без ущерба своему качеству. Правда, случается и обратное, когда вода по непонятым причинам портится. В такой ситуации, просто выкинуть на помойку бутылку с ней нельзя. Нужно найти место, где бы вода не была осквернена: например, вылить ее в речку или под дерево, а бутылку, в которой она хранилась, оставить (высушить и не использовать больше в быту).
Во избежание подобных ситуаций в дальнейшем бутылка, в которую планируется налить святую воду, должна быть чистой и ранее неиспользованной.


В любой культуре, а особенно в христианской, вода символизирует собой возможность обновления и очищения человека, но сама по себе не является магическим веществом, гарантирующим разрешение любой проблемы. Поэтому принимать ее необходимой с верой и искренним желанием соблюдать не только внешние нормы благочестия, но и внутренние.