Совет 1: Передается ли резус-фактор по наследству?

Резус-фактор – одна из самых важных характеристик крови наряду с группой. Положительный резус-фактор говорит о наличии на эритроцитах специального белка. Эта особенность может передаваться по наследству. Положительный резус у плода во время беременности при отрицательном резусе женщины может стать причиной резус-конфликта.

Что такое резус-фактор?

Кровь человека состоит из красных клеток – эритроцитов. В некоторых случаях на их поверхности присутствуют антигены группы D, в таких ситуациях говорят о положительном резусе. Эти вещества присутствуют в крови примерно 85% людей, у остальных 15% отрицательный резус-фактор, то есть у них эти антигены отсутствуют. В крови существуют и другие антигены, но их наличие не имеет столь большого значения при переливании крови или беременности.

Переливание резус-положительной крови человеку с отрицательным резус-фактором приводит к разрушению эритроцитов, что вызывает так называемый патологический гемолиз – так проявляется иммунный ответ на незнакомые вещества. Людям с отрицательным резусом нужно быть внимательными при переливании крови. Также следует обратить внимание на свой резус-фактор при планировании беременности: отрицательный резус матери и положительный отца может вызвать резус-конфликт и привести к развитию гемолитической желтухи у ребенка, мертворождению или смерти младенца.

Резус-положительным людям можно переливать кровь с любым резус-факторам, а беременным женщинам с такой кровью не стоит бояться конфликта, даже если отец имеет отрицательный резус.

Как передается резус-фактор по наследству?

Гены, отвечающие за резус-фактор, наследуются по тем же принципам, что и любые другие гены. Так, при наследовании доминирует положительный резус: в большинстве случаев «встречи» двух генов, отвечающих за разные резус-факторы, «побеждает» тот, который отвечает за положительный. Но не во всех случаях: даже при положительном резус-факторе у обоих родителей может родиться ребенок с отрицательным, но вероятность этого меньше. Это случается потому, что в аллели родителей могут присутствовать разные гены: один из них доминирует, вызывая положительный резус, а другой просто существует, но никак не проявляется. Так как при формировании половых клеток аллели разделяются на две части, то во время зачатия могут встретиться яйцеклетка и сперматозоид с генами, отвечающими за отрицательный резус-фактор. В таком случае и ребенок наследует этот резус.

Однозначно можно утверждать лишь то, что у родителей с отрицательным резус-фактором обязательно родится такой же ребенок, так как в их генотипе нет ни одного гена, отвечающего за наличие антигенов на эритроцитах. Если у одного родителя отрицательный резус, а у второго положительный, то ребенок с равной вероятностью может унаследовать и тот, и другой.
Источники:
  • как передается резус фактор

Совет 2: Что такое резус-фактор

Резус-фактор – это особый белок, находящийся на поверхности красных кровяных телец (эритроцитов). В зависимости от его наличия различают положительный и отрицательный резус-фактор. Как правило, резус-принадлежность крови не влияет на состояние здоровья человека, его иммунитета. Особого внимания требуют лишь резус-отрицательные беременные женщины.
В случае присутствия у будущей мамы отрицательного фактора, а у ее супруга положительного, может возникнуть резус-конфликт. Однако начаться он может по причине унаследования ребенком резус отца. Таким образом, кровь плода будет иметь плохую совместимость с кровью матери. Это происходит потому, что резус-фактор малыша, преодолевая плаценту, попадает в кровь матери. Материнский организм, в свою очередь, начинает воспринимать ребенка как нечто чужеродное, что приводит к выработке защитных антител. Поскольку такие антитела несут довольно значимую угрозу для малыша, то возникший резус-конфликт может способствовать внутриутробной гибели плода и выкидышу независимо от срока беременности.

Защитные антитела будущей матери, проникая через плацентарный барьер разрушают эритроциты плода, что в конечном итоге приводит к его анемии из-за недостаточного содержания в крови эритроцитов и гемоглобина. Стоит отметить, что состояние резус-конфликта может стать причиной поражения головного мозга, а также нарушений слуховых и речевых функций плода. В очень тяжелых ситуациях крохотному человечку делают переливание крови, при этом ему вводят одногруппную резус-отрицательную кровь, а затем осуществляют реанимационные действия.

Как обезопасить ребенка от резус-конфликта

Застраховать малыша от такого рода проблем можно еще до предполагаемой беременности. Для этого необходимо обоим партнерам сдать анализ крови на определение резус-фактора. При наличии одинаковых положительных либо отрицательных резус-факторов конфликт не возникает. В том случае, если у мужчины резус-фактор является положительным, а у женщины отрицательным, то вероятность возникновения конфликта довольно велика. Поэтому, такой паре в обязательном порядке следует перед зачатием ребенка посоветоваться с врачом о возможных профилактических мерах, способных предотвратить развитие резус-конфликта.

Нужно понимать, что несовместимость супругов по резус-фактору еще не является поводом для отказа от мечты о ребенке. Большинство резус-отрицательных представительниц женского пола способны стать мамами очаровательных детей. Просто в период беременности таким женщинам необходимо тщательно контролировать свое здоровье путем периодической сдачи крови на наличие антител. Таким образом, по их уровню в крови будущей мамы врач сможет определить начало резус-конфликта.

Меры по лечению и профилактике резус-конфликта

Несомненно, правильное лечение может осуществить лишь грамотный специалист. Иногда бывают ситуации, вынуждающие прибегать к ранним родам и переливанию крови, чтобы спасти новорожденного малыша. На сегодняшний день появление резус-конфликта можно избежать, если сразу после первой родовой деятельности, либо выкидыша ввести специальную вакцину - анти-резус-иммуноглобулин. Данный препарат хорош тем, что он связывает агрессивные антитела, которые образовались в крови женщины, а потом извлекает их из организма. Нужно учесть, что обязательную профилактику следует проводить в течение 72 часов после рождения ребенка, прерывания беременности или отслойки плаценты.
Видео по теме

Совет 3: Какой резус будет у ребенка

При помощи специального анализа крови, возможно определить группу крови человека и его резус фактор, являющимися полностью генетической предрасположенностью. Бывают случаи, когда происходит конфликт резус факторов. Поэтому очень важно определить этот процесс как можно раньше и предпринять определенные меры.

Эритроциты, находящиеся в крови имеют на своей поверхности определенное количество белков, называемых антигенами, которые в свою очередь и определяют все наследственные признаки.

Когда иммунная система человека внезапно обнаруживает какой-либо нехарактерный для нее вид белка в крови, запускается процесс выработки антител, которые склеиваются с этими чужеродными белками. Этот процесс характеризует естественную защитную функцию иммунной системы организма и ее работу.

Резус-фактор

Резус фактором называют белок, который может находиться на поверхности эритроцитов, а может и отсутствовать. В случае присутствия его, человек имеет положительный резус фактор, если этот белок отсутствует – резус фактор отрицательный.

Этот признак, так же, как и группа крови, имеет наследственный характер и обусловлен генетической предрасположенностью. Выделяют доминантный ген R, который обуславливает наследование положительного резус фактора. Рецессивным геном называют ген r, наличие которого, характерно для людей с отрицательным резус фактором.

Когда у обоих родителей присутствует доминантный ген RR или один из родителей является его носителем, будущий ребенок будет иметь только лишь положительный резус фактор.

В случае наличия у родителей Rr доминантного и рецессивного гена – ребенок может иметь как положительный, так и отрицательный резус фактор. Соотношение составляет 75% к 25%.

Если у родителей различные резус факторы (отрицательный и положительный), вероятность наследования составляет 50% к 50%. У родителей с отрицательными резус факторами в 100% рождается ребенок с таким же резус фактором.

Очень важно учитывать значение этого показателя в случае переливания крови. Потому что при соединении различных резус факторов происходит агглютинация положительных эритроцитов - процесс склеивания и выпадения в осадок эритроцитов, несущих антигены.

Резус конфликт

Состояние, при котором происходит выделение эритроцитами беременной женщины, имеющими отрицательный резус фактор антител, по отношению к резус положительным эритроцитам плода называют резус конфликтом.

Для того чтобы сформировалась такая ситуация необходимо смешение крови матери и плода. Если беременность протекает нормально, это может произойти только в момент самих родов. Поэтому возможность резус конфликта возрастает во время второй и последующей беременности.

Бывают случаи развития какой-либо патологии при вынашивании ребенка, и тогда резус конфликт может произойти еще задолго до момента родов. В таком случае обязательна консультация специалиста и тщательное обследование, после проведения которого будут известны дальнейшие действия.
Видео по теме

Совет 4: Как передается по наследству эпилепсия

Наследственность играет важную роль в большинстве случаев возникновения эпилепсии. Но хотя заболевание и считается генетическим, ряд других внешних факторов, определяющих интенсивность симптомов, также оказывает влияние на вероятность его проявления.

Генетический фактор

Принято считать, что эпилепсия может возникнуть в результате серьезной травмы головы. Тем не менее, эпилепсия появляется не у всех людей, которые ударялись головой. Именно пациенты, у которых имеются родственники с историей приступов и эпилепсии, находятся в группе риска. Люди, у которых в истории болезни не имеется родственников с генетическими расстройствами, гораздо реже получают данный диагноз.

При развитии заболевания важную роль играет его характер и разновидность. Так, подавляющее большинство случаев генерализованной эпилепсии обусловлено генетическим фактором. Частичная или местная формы часто встречается у людей, которые просто имели травмы головного мозга без первичной наследственности.

Риск передачи

Заболевание не передается никаким другим путем, кроме генетического. В группе риска находятся братья и сестры людей, у которых имеется подтвержденный случай эпилепсии или эпилептических приступов. Тем не менее, большинство ближайших родственников могут не проявлять симптомов болезни. Чаще всего заболевание возникает в том случае, если оно носит генерализованный характер, выражающийся в двустороннем повреждении головного мозга; частичная и местные эпилепсии затрагивают лишь определенный его участок.

Большинство детей у страдающих симптомами болезни родителей не проявляют никаких признаков заболевания. Однако существует риск передачи эпилепсии через несколько поколений. Вероятность проявления заболевания у ребенка от больной матери равняется приблизительно 5%. Риск наследования болезни по линии отца немного выше и согласно некоторым исследованиям приближается к 6%. Вероятность передачи увеличивается, если оба родителя являются носителями эпилепсии. На современном этапе развития медицины еще не было найдено всех генов, которые отвечают за наследование болезни.

Лечение

Приступы заболевания можно контролировать при помощи противосудорожных препаратов. Здоровый образ жизни и соблюдение назначенной врачом терапии позволит значительно уменьшить частоту вспышек эпилепсии и даже полностью исключить ее любые проявления в дальнейшем. Стоит отметить, что успех лечения зависит от его разновидности. В результате приема лекарств около 5 из 10 людей могут не иметь приступов более 5 лет. У остальных могут случаться эпизоды припадков, которые, однако, будут иметь пониженную интенсивность. Назначенное лечение может не работать у пациентов с генерализованной эпилепсией.

Совет 5: Как проявляется резус конфликт

Резус-конфликт - иммунологическая несовместимость крови по резус-фактору резус-отрицательной матери и резус-положительного плода. Это состояние характеризуется сенсибилизацией (повышенной чувствительностью к чужеродным веществам) организма женщины. Резус-конфликт приводит к внутриутробной гибели плода, невынашиванию беременности, мертворождению и гемолитической болезни у новорожденного.

Причины резус-конфликта

Резус-фактор (Rh) крови – это липопротеид (D-агглютиноген), находящийся на поверхности эритроцитов. Он имеется в крови у 85% всех людей, они относятся к резус-положительной группе - Rh (+). Около 15% людей, не имеющих резус-фактора, входят в резус-отрицательную группу - Rh (-). Резус-конфликт может появляться у женщин, имеющих отрицательный резус крови, во время вынашивания плода или при родах, если ребенок унаследовал положительный резус от отца. Он развивается в результате проникновения эритроцитов плода в кровоток матери через плаценту.

Появление резус-конфликта во многом зависит от исхода 1-ой беременности у резус-отрицательной женщины. Это состояние может развиться во время первого вынашивания, если женщине переливали кровь, не учитывая резус-совместимость. Развитию резус-конфликта также способствуют прерывания предшествующей беременности: выкидыши и аборты. Поступление крови ребенка в кровоток матери часто происходит во время родов, делая организм женщины восприимчивым к Rh-антигену, при этом создается риск появления резус-конфликта в следующей беременности. Вероятность его развития повышается при родах путем кесарева сечения.

Спровоцировать резус-конфликт могут кровотечения во время беременности или родов из-за отслойки, повреждений плаценты. Rh-сенсибилизация организма матери возможна после проведения инвазивных процедур в целях пренатальной диагностики (хориона, биопсии, амниоцентеза, кордоцентеза). У беременной с Rh (-) активация образования антирезусных антител может появиться при гестозе, диабете, гриппе, ОРВИ.

Проявления резус-конфликта

Резус-конфликт не проявляется специфическими симптомами, он обнаруживается по результатам анализа крови: в ней выявляют антитела к Rh-фактору. Изредка он может сопровождаться функциональными расстройствами, сходными с гестозом. Резус-конфликт проявляется появлением у плода гемолитической болезни, которая может привести к его внутриутробной гибели, мертворождению, выкидышу, преждевременным родам, рождению ребенка с желтушной, анемической, отечной формой этого заболевания.

Общими проявлениями у плода резус-конфликта являются: образование незрелых эритроцитов в крови, анемия, гипоксическое поражение органов. Тяжесть симптомов определяется количеством в крови женщины антирезусных антител и степенью зрелости ребенка. Очень тяжело при резус-конфликте протекает отечная форма гемолитической болезни плода, она сопровождается увеличением размеров внутренних органов, появлением отеков, резко выраженной анемией, утолщением плаценты и повышением объема околоплодных вод.

Резус-конфликт может сопровождаться водянкой плода, отечным синдромом новорожденного, увеличением массы ребенка почти в 2 р, что приводит к его гибели. Анемичная форма болезни сопровождается небольшой степенью развития патологий, желтушная форма выражается увеличением печени, сердца, селезенки и лимфоузлов, желтушной окраской кожи. Билирубиновая интоксикация вызывает поражение ЦНС, она проявляется вялостью новорожденного, сниженными рефлексами, судорогами, рвотой, плохим аппетитом, это приводит к отставанию его умственного и психического развития.
Видео по теме

Совет 6: Может ли меняться резус-фактор в течение жизни

Резус-фактор - это одна из важнейших характеристик крови человека наряду с группой крови. Так, например, именно резус-фактор является одним из параметров, учитываемых при переливании крови.

Резус-фактор

Резус-фактор - это параметр крови человека, который фактически представляет собой наличие или отсутствие в его крови особого компонента - антигена D. В случае, если в крови конкретного индивида имеется такой антиген, принято говорить, что он имеет положительный резус-фактор или просто положительный резус. В противном случае о нем говорят, что он имеет отрицательный резус-фактор. Таким образом, в мире существует только два основных варианта резус-фактора: промежуточных значений в этом смысле быть не может.

Отрицательный резус-фактор не является патологией: в такой ситуации человек может нормально жить и быть абсолютно здоровым. При этом, однако, отрицательный резус-фактор гораздо менее распространен в сравнении с положительным. Как утверждают медики, около 15% всех людей, живущих в настоящий момент на Земле, имеют отрицательный резус-фактор; соответственно, остальные 85% обладают положительным резусом.

Формирование резус-фактора

Резус-фактор представляет собой признак, который передается ребенку от родителей по наследству. Таким образом, он является врожденной характеристикой человека и не может меняться в течение жизни. В этой связи очень важно знать свой резус-фактор наряду с группой крови: это может быть полезно в случае экстренных ситуаций, представляющих угрозу для жизни, например, когда требуется срочное переливание крови. Однажды запомнив эту информацию, вам не придется беспокоиться о том, что она может стать неактуальной.

Если и отец, и мать ребенка имеют положительный резус-фактор, в большинстве случаев сам ребенок также будет резус-положительным. Аналогичная ситуация связана и с отрицательным резус-фактором обоих родителей. Наиболее сложным случаем медики считают ситуацию, когда родители ребенка имеют различные резус-факторы: например, у матери он - положительный, а у отца - отрицательный.

Основная трудность в этой ситуации связана с возможностью возникновения так называемого резус-конфликта, при котором резус-фактор ребенка в утробе матери отличен от ее собственного резус-фактора. Это может вызвать различные осложнения в ходе беременности вплоть до угрозы ее прерывания. Поэтому будущим родителям, планирующим ребенка, полезно выяснить совместимость своих резус-факторов. А в случае, если они кажутся различными, следует внимательно следить за течением беременности и тщательно соблюдать указания врача: это позволит преодолеть сложившуюся ситуацию без особенных трудностей.
Источники:
  • Резус-фактор

Совет 7: Как резус-фактор влияет на беременность

Резус-фактор человека определяется наличием в его крови специфических белков. И если у женщины таких белков нет, она относится к резус-отрицательной группе. Этот фактор влияет на течение беременности, поэтому анализы на определение резус-антигена сдаются будущими мамами в первую очередь.
Инструкция
1
Что же такое резус-фактор? Резус-антиген или резус-фактор является белком, расположенным на поверхности эритроцитов. Любопытно, что свое название он получил от названия породы обезьян, у которых и был впервые выявлен учеными. Резус-антиген передается по наследству как доминирующий признак, поэтому у большинства населения земного шара он присутствует. Но есть и такие люди, которые имеют резус-отрицательную кровь.
2
Согласно статистике, на планете всего у 15 % населения кровь резус-отрицательная. И если у будущей мамы нет резус-антигена, возможен резус-конфликт во время беременности. Специфический белок определяет взаимосвязь беременной и плода, но даже при резус-отрицательной крови есть вероятность, что вынашивание ребенка пройдет успешно и спокойно.
3
Резус-конфликт во время беременности способен наступить лишь тогда, когда у женщины отрицательный резус-антиген, а у мужчины – положительный. Однако конфликт возникает, если ребенок наследует резус-фактор отца. Этот параметр обозначается на 7-8 неделе беременности. В случае, когда плод получает резус-антиген папы, он вырабатывает реакцию организма матери. Иммунная система беременной будет воспринимать резус-положительные эритроциты малыша как чужеродные. Соответственно, у мамы может начаться выработка резус-антител. Они способны проникать через плаценту, разрушающе действуя на клетки крови плода.
4
Даже при наличии предрасположенности к резус-конфликту, для беременных и их крох практически нет угрозы, если беременность первая. Во вторую беременность осложнения возможны, потому что кровь мамы уже будет иметь антигены.
5
Наличие антител в крови матери может вызывать не только резус-конфликт, осложнение беременности может стать гемолитическая болезнь ребенка. Ее течение и в целом наличие зависит от количества, класса вырабатываемых организмом беременной антител. И при резус-отрицательной крови будущей мамы врачам необходимо наблюдать за ростом или падением титров антител. Зачастую при подозрениях на гемолитическую болезнь кроме регулярной сдачи анализов и наблюдения беременной назначают дополнительные УЗИ. Они помогут контролировать развитие плода.
6
При обнаружении антител маме могут назначить неспецифическое поддерживающее лечение. Если же существует угроза для ребенка возможно назначение плазмофореза. Также при резус-отрицательном статусе беременной врачи контролируют дату родов, потому что ситуация может стать опасной при ранних или поздних родах.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500