Совет 1: В чем отличия групп крови человека

Кровь разных людей различается по составу, всего выделяют четыре группы крови, которые имеют в плазме и эритроцитах разные химические элементы. Такие различия вызваны эволюционными изменениями, раньше все люди имели одну, первую группу крови.
В чем отличия групп крови человека

Состав крови

У древних людей, по предположениям ученых, была одна группа крови – первая. Постепенно эволюция человека к меняющимся условиям окружающей среды и собственного образа жизни привела к появлению других вариантов крови. Сегодня различают четыре группы крови, отличающиеся друг от друга по составу.

В состав крови входит жидкость, называемая плазмой. Она в основном состоит из воды, но в ней есть ряд растворенных веществ, которые играют большую роль в функционировании органов человека – это антигены, которые по-научному называются агглютиногены. В плазме содержатся специальные клетки – эритроциты или красные клетки, не имеющие ядра: агглютиногены находятся на их поверхности. Внутренний химический состав этих клеток у разных людей различается: в них могут присутствовать определенные антитела или агглютинины. Содержанием всех этих веществ как в плазме, так и в эритроцитах и различаются группы крови.

Так, в первой группе в плазме не содержатся агглютиногены, а в эритроцитах есть агглютинины α и β. Вторая группа характеризуется наличием в плазме агглютиногена А, а в красных клетках – агглютинина β. У человека с третьей группой крови есть антиген В и антитела α. Четвертая группа крови содержит агглютиногены А и В, а в эритроцитах нет никаких агглютининов.

Таким образом, в первую очередь группы крови различаются по составу, но такие отличия вызывают в организме людей более серьезные изменения. В зависимости от группы крови вырабатывается склонность к определенным заболеваниям: например, первая группа говорит о предрасположенности к болезням желудка, а вторая – к заболеваниям сердца. Группа крови человека определяется наследованием: например, у родителей с четвертой группой не может быть ребенка с первой.

Переливание крови

Различия в составе крови обусловили невозможность беспрепятственно переливать кровь одного человека другому, так как несовпадение их групп может вызвать конфликт. Так, человек с первой группой крови считается универсальным донором – его кровь подходит всем людям. Вторая группа подходит только второй и четвертой, третья – третьей и четвертой. А кровь четвертой группы можно переливать только обладателям такого же типа. Зато такие люди – универсальные реципиенты, они принимают кровь с любым составом. Меньше всего повезло обладателям первой группы – им можно переливать только такую же кровь. А людям со второй и третьей группами подходят либо такой же тип, как у них, либо первый.
Видео по теме

Совет 2: Какую кровь можно переливать всем группам

В настоящее время людям переливают кровь строго такой же группы, что и их собственная. При этом обязательно учитывается резус-принадлежность. Такие понятия как «универсальный донор», чья кровь подходит для любой группы, и «универсальный рецепиент», кому подходит кровь любой группы, устарели. По сегодняшним представлениям «универсальной» крови не существует.
Какую кровь можно переливать всем группам
Инструкция
1
В самом начале двадцатого века австрийский ученый Карл Ландштейнер сделал выдающееся научное открытие. Он взял образцы крови у себя и пятерых сослуживцев. Затем поочередно смешивал образцы. Проанализировав совместно с Л.Янским результаты по агглютинации (образованию сгустков), выявил три группы крови: А, В и О . Вскоре его ученики А.Штурли и А.Декастелло обнаружили еще одну, четвертую группу — АВ.
2
Подавляющее большинство населения — носители именно групп крови А, В, АВ и О. Группа крови человека зависит от наличия или отсутствия определенных веществ на поверхности красных кровяных клеток — эритроцитов, компонентов крови ответственных за перенос кислорода по всему организму. Эти вещества, состоящие в основном из белков и углеводов, называют антигенами. Помимо антигенов А и В, сейчас известно еще более 600 антигенов.
3
Человеческий организм производит антитела к антигенам, не присутствующим на собственных эритроцитах. Организм признает эти антигены как чужеродные. Например, у людей с группой крови О вырабатываются анти-А и анти-В тела, так как у них нет данных антигенов на своих красных кровяных клетках. Когда пациенту требуется переливание крови, чтобы предотвратить потенциально опасную для жизни реакцию, получаемая кровь не должна взаимодействовать с этими антителами. Так, пациенту, обладающему анти-В телами, нельзя переливать кровь групп В и АВ, поскольку в них эритроциты несут антиген В. Человеку с редкой группой крови, подобрать донора порой бывает столь же трудно, как найти иголку в стоге сена.
4
Антиген D, или, по-другому, Rh, называют еще резус-фактором. Люди с положительным резус-фактором могут получать как резус-положительную, так и резус-отрицательную кровь. Люди с отрицательным резус-фактором не имеют антигена D. В большинстве случаев им переливается такая же резус-отрицательная кровь. Однако если у человека с отрицательным резус-фактором еще не выработались антитела к антигену D, ему, в исключительных случаях, могут перелить резус-положительную кровь. Как только человек с отрицательным резус-фактором получит резус-положительную кровь, его организм начнет производить антитела к антигену D и повторное переливание резус-положительной крови станет невозможным.
5
По представлениям середины двадцатого века, людей с группой крови О и отрицательным резус-фактром считали «универсальными донорами». Такую кровь могли перелить любому нуждающемуся. Несовместимость «первой отрицательной» с другими группами наблюдалась нечасто, и на это обстоятельство долгое время не обращали внимания. Сейчас подобное переливание допустимо лишь в безвыходных ситуациях и в объеме не более 500 мл.
Источники:
  • Система групп крови АВО
  • Карл Ландштейнер
  • One In A Million. American Rare Donor Program
  • Rh Negative
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500