Совет 1: Что такое верста

Во многих произведениях классиков русской литературы можно встретить слово «верста» или упоминания о верстовых придорожных столбах. Понятно, что верста была мерой длины, но точное числовое значение этой меры давно забылось. Между тем верста была длиннее одного километра всего на 66,8 см.
Верстой называется старинная русская мера длины, которая применялась до перехода на метрическую систему (т.е. до конца XIX века), а в настоящее время не используется. Одна верста равнялась пятистам саженям и была немного длиннее километра (1,0668 км). Существовала и другая верста – межевая, применявшаяся для межевания земельных участков; она была вдвое длиннее обычной и равнялась тысяче саженей и, соответственно, 2,1336 км.

Верстовыми назывались столбы, расставленные вдоль дорог с соответственным промежутком и указывавшие расстояние до населенных пунктов. Эти придорожные ориентиры обычно раскрашивались чередующимися черными и белыми полосами, чтобы их было хорошо видно на фоне окружающего пейзажа. В одном из стихотворений Пушкина читаем: «Только версты полосаты попадаются одне».

Поскольку верстовые столбы были довольно высокими, то в разговорной речи высокого человека могли в шутку назвать «верстой», или даже «верстой коломенской». Коломенское здесь вот при чем: в этом подмосковном селе находился летний дворец царя Алексея Михайловича (отца Петра I), и дорога из Москвы к царскому дворцу была проложена ровная, широкая, с небывало высокими верстовыми столбами красного цвета. Отсюда и прозвище очень высоких людей – «верста коломенская».

В глубокой древности словом «верста» называли длину борозды, которую вел пахарь вдоль всего поля, от края до края. Поскольку пахарь старался вести плуг ровно и прямо, понятие «верста» было связано тогда с прямой ровной линией.

Слово «верста» имеет довольно много однокоренных слов, происхождение которых в современной жизни забыто. Например, родственным этому слову является слово «верстак» - стол для работы столяра, основой которого служила прямая длинная доска. «Сверстать» два куска ткани означало ровно и прямо сшить их вместе. И слово «сверстники» - равные по возрасту – имеет тот же корень, что и слово «верста».

Даже в этих немногочисленных примерах проявляется все богатство и многогранность русского языка.

Совет 2: Что такое аршин и пуд

С падением Российской Империи в 1917 году новое правительство выдвигало инициативу за инициативой по улучшению и налаживанию порядка в стране. Одной из них стало принятие декрета о введении новой измерительной системы, полностью упразднившей такие понятия, как аршин и пуд.
Русская система измерения использовалась на Руси, а позже – и в Российской империи вплоть до 1918 года. На рубеже веков (в июне 1899 г.) было принято постановление об использовании метрической системы мер, но в необязательном порядке. И лишь декрет от 14 сентября 1918 г. и от 21 июля 1925 г. постановил использование новой измерительной системы как единственной возможной.

Несмотря на то, что больше никто не мерит вино бочками, а расстояние – верстами, с русской измерительной системой поневоле приходится сталкиваться при чтении классической или исторической литературы. И разобраться в ней бывает очень непросто.
Русская измерительная система была достаточно запутанной и подразделялась на несколько категорий: меры длины, меры площади, меры объема, меры сыпучих тел, меры меры жидких тел, меры массы, меры веса (аптекарские), меры поштучных предметов и меры бумаги.

Аршин и русская история

Одна из самых часто встречаемых измерительных единиц в русской литературе. Относится к старорусской измерительной системе и соответствует примерно 0, 71 метру.

История возникновения этого слова не установлена, но чаще всего его связывают с турецкой или персидской мерой длины – аршин и арши – которая была позаимствована при совершении сделок.

Широкое распространение эта измерительная единица приобрела в середине XVI в., вытеснив при этом другую устаревшую единицу – локоть.

Веком позже, в середине XVII столетия, царь Алексей Михайлович, пытаясь предотвратить ситуации, связанные с мошенничеством, ввел железный аршин, появление которого большинство купцов встретило с большим недовольством.

Окончательный и бесповоротный порядок в истории этой измерительной единицы был наведен при Петре I, аршин стал равным 28 английским дюймам.

Альтернативное название этой измерительной единицы – шаг.

Как килограмм пришел на смену пуду

Относится к русской системе мер и измеряет массу. Первое упоминание о пуде встречается в грамоте князя Всеволода Мстиславович в XII веке, где новгородский глава обещает выделить для постройки церкви «пуд вощаной».

Один пуд приравнивали к 40 фунтам или 30 ансырям (еще одна измерительная единица русской системы). Во времена правления Ивана Грозного разрешалось взвешивать товар только у специально обученных людей – пудовщиков, а дома разрешалось держать весы, которые взвешивают до 10 пудов. И то не для коммерческих целей.

В 1920 году декретом Ленина в СССР пуды заменили на килограммы. Несмотря на то, что упоминание о русской исторической системе осталось только на страницах книг, есть надежда, что она не будет полностью изжита. Ведь русские меры длины сохранились и в разных устойчивых выражениях, без которых любому русскому человеку очень трудно представить свою речь: косая сажень в плечах, бешеной собаке семь верст не крюк, от горшка два вершка и так далее.

Совет 3: Толгская икона Богородицы: история явления

Существует множество чтимых чудотворных икон Богородицы. Одной из таковых является Толгский образ Божией Матери, который находится в монастыре близ Ярославля. Празднование этой иконе установлено Русской Православной Церковью 21-го августа.

Образ Пресвятой Богородицы Толгская получил такое название благодаря своему явлению на реке Толге, состоявшемся в 1314 году. Этому событию предшествовала следующая история.

Ростовский и Ярославский епископ Прохор в одной из своих поездок для обохревания вверенной ему епархии остановился на ночлег в семи верстах от Ярославля на правом берегу Волги. Ночью в полночь ростовский владыка увидел на противоположном берегу реки огненный столп и огненный мост, ведущий через Волгу на другой берег, где располагался дремучий лес. Епископ сотворил молитву и, взяв с собой свой архипастырский жезл, отправился по чудному мосту, состоящему из сгущенной сверхъестественной силой воды, на другой берег.

Там епископ приблизился к огненному столпу и увидел в воздухе икону Божией Матери с младенцем Иисусом Христом. Владыка Прохор начал долго и усердно молился перед иконой. После молитвы епископ возвратился обратно, забыв на месте явления иконы свой жезл.

Утром, когда стали искать жезл, епископ вспомнил, где он оставил его. Владыка рассказал о ночном событии и отправил своих послушников за жезлом. Когда послушники пришли к месту, они увидели святую икону между деревьями. Тогда и сам святитель поспешил на ту сторону реки и узнал виденную им ночью икону.

Сразу же после чудесного явления образа Богородицы было принято решение о строительстве храма. Жители Ярославля, услышав о таком чудесном явлении Божией Матери, с великим воодушевлением оказывали помощь в строительстве. Впоследствии на месте явления Толгской иконы Богородицы был основан монастырь, в котором святой образ до сих пор и находится.

Икона Божией Матери Толгская является чудотворной. От нее верующие люди получали и получают различные исцеления в болезнях, а также помощь в житейских нуждах и скорбях.

Видео по теме

Совет 4: Применение эмпирического исследования в науке

Эмпирическое исследование в науке заключается в наблюдении, сравнении, анализе, измерении и др. Оно широко применяется в различных областях науки. Его особенностью является системный многосторонний подход при изучении отдельных предметов, явлений.

Наблюдение

Ведение наблюдения за объектом позволяет вам изучить его поведение в различных ситуациях и изменения, которые происходят при вступлении в связь с другими предметами или явлениями. Даже в обыденной жизни вы часто наблюдаете за интересующими вас объектами, чтобы выявить их особенности, закономерности. К примеру, на садовом участке вы наблюдаете, приживется ли то или иное растение, как оно будет сосуществовать с посаженными рядом растениями. Наблюдение носит субъективный характер, так как восприятие мира в виде отдельных фактов сугубо индивидуально. Каждый человек видит мир своими глазами. А исследователи – это тоже люди. И все же научное наблюдение является более точным, чем обыденное.

Сравнение

Сравнение позволяет сопоставить изучаемый вами объект с однородными предметами и тем самым выявить его индивидуальность, особые отличительные свойства. При этом сравниваются только существенные признаки, дабы избежать ошибочных выводов. В истории использование метода сравнения позволяет отличить одну эпоху от другой, в литературе – среди произведений авторов-современников выделить те, в которых совершенно особое видение мира, свой неповторимый взгляд на обыденные вещи, в юриспруденции – определить какой из однородных законов наиболее приемлем и т.д.

Анализ

Использование метода анализа дает вам возможность исследовать каждую клеточку интересующего вас объекта, разобрать его на мелкие составляющие и изучить всевозможные связи между ними. Анализ позволяет добраться до самой сути вещей. Исследуя текст, вы разбиваете его на абзацы, предложения, слова. Клеткой текста является слово. Изучение значения слов, их связи друг с другом являются шагом к понимаю содержания всего текста.

Измерение

Измерение, в отличие от других методов эмпирического исследования, позволяет определять точные количественные значения. Для этой цели в науке используются различные измерительные приборы, национальные единицы измерения (километр, верста, сажень и т.д.). Измерение позволяет выявлять закономерности и формулировать законы.

Существует и ряд других методов эмпирического исследования. Однако следует отметить, что в эмпирическом исследовании имеет большое значение системность, которая позволяет рассмотреть изучаемый объект с совершенно разных ракурсов. Исследование при помощи какого-то одного метода не дает целостной картины.
Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • http://slovorus.ru/index.php?ID=11638&pg=26&w=%C2%C5%D0%D1%D2%C0&s=%C2&a=
  • http://potomy.ru/begin/2736.html
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше