Совет 1: Что такое готический роман

На протяжении двух с половиной веков готический роман доказывает свою жизнеспособность. Сформировавшись как жанр в 18 веке, с течением времени он преобразовался. В фэнтези и фантастике, хорроре и триллере в той или иной мере присутствуют элементы готики.

История появления готического романа



Первым готическим романом считается опубликованный в 1764 году «Замок Отранто» Горация Уолпола, четвертого графа Оксфордского. Автор издал книгу под видом перевода с итальянского. Через год этот готический роман увидел свет уже с именем Уолпола на обложке и с предисловием, в котором автор выразил надежду, что «ему удалось проторить новый путь, по которому пойдут другие». Название жанра gothic novel также впервые появилось в подзаголовке к «Замку Отранто».
Вслед за «Замком Отранто» в литературу хлынул целый поток готики. За 30 с небольшим лет после публикации романа Уолхола появилось более 600 произведений этого жанра.


Но у каждого основоположника есть свои предшественники. Историки литературы нашли опубликованный 2 годами ранее «Замка» роман ирландского священника Лиланда «Длинная шпага, или Граф Солсбери». Но именно Гораций Уолпол дал новому жанру название и выстроил его каноны.

В названии жанра «готический роман» была заложена двусмысленность. В 18 веке, когда он появился, «готика» обозначала варварский (слово произошло от названия племени готов, рушивших Рим) и приравнивалась к средневековью, которое по понятиям того времени, охватывало весь период от Античности до Просвещения.

Особенности готического романа

В настоящее время готический жанр также популярен. Наиболее яркими «неоготическими» романами называют «Единорога» Айрис Мердок, «Тринадцатую сказку» Дианы Сеттерфилд, «Тень автора» Джона Харвуда, «Дафну» Жюстин Пикарди.


Прежде всего, готические романы отличает особая атмосфера. Она пропитана тайной и мистическим ужасом. Настроение этих произведений меланхолическое, даже депрессивное. Готике присущи обращение к фольклору, реставрация старины и всевозможные мистификации.

Для готического романа характерен определенный набор персонажей: роковой злодей (коварный притеснитель или даже сам дьявол), чувствительная героиня (ее роль определяется, как «невинность в беде»), опрометчивый юноша и простодушные слуги, придающие повествованию достоверность и комизм.

Исследователи готической литературы выделяют также следующие особенности жанра:

Сюжет, как правило, строится вокруг тайны (нераскрытого преступления, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения), раскрытие которой откладывается до самого финала.

Повествование разворачивается вокруг цепи угроз безопасности, покою и чести главных героев.

Местом действия готических романов являются древние замки, часто полуразрушенные, или монастыри, с потайными комнатами, темными коридорами, запахом тлена и слугами-соглятаями. Обстановка также включает в себя безлюдные пустоши, бурные потоки, дремучие леса, разверзшиеся могилы и т.д.

Герои первых готических романов обычно представляли собой набор добродетелей, и по мере развития жанра их вытеснил из центра читательского внимания злодей, который являлся двигателем сюжета.

Совет 2: Что такое "нуар"

Различные эпохи порождают свой стиль. Легкий и беззаботный, когда страна находится на подъеме, или глубоко пессимистичный во время войн, депрессий и кризисов. Нуар, появившийся в 18 веке, периодически поднимается на пик популярности, отражая процессы, происходящие в обществе.

Нуар в литературе: немного истории



Впервые об этом жанре начали говорить во Франции в 18 веке применительно к готическому английскому роману. После долгих лет забвения жанр нуар, «черный» в переводе с французского, возродился вновь в 20-х годах 20 века в Америке. Детективные романы нуар стали субжанром популярных в то время «крутых» криминальных романов.

Первыми авторами, работавшими в этом стиле, стали Д. К. Дейли, Д. Хэммет, чуть позже к ним присоединились Ч. Вильямс, Д. Кин, Д. Эллрой, Л. Блок, Т. Харрис и ряд других. Их романы воспринимались как «бульварное чтиво» и печатались в основном в журналах, а также в недорогих книгах с мягким переплетом.

До 50-х годов в Америке романы, написанные в этом жанре, не пользовались большой популярностью. А вот 50-60-е годы признаны временем расцвета нуар в литературе. Миллионными тиражами изданы «Девушка с холмов» Чарльза Вильямса, «Любимая женщина Кэссиди» Дэвида Гудиса, «Дом плоти» Бруно Фишера.

Французские литературоведы обозначили стиль произведений американских авторов как «нуар». В Америке этот термин впервые появился в 1968 году в книге «Голливуд 40-х» кинокритиков Дж. Гринберга и Ч. Хаэма.

В американском литературоведении понятие «нуар» вплоть до 1984 года не использовалось. Его конкретизировал и ввел Б. Гиффорд в предисловии к романам Дж. Томпсона, где признал, что эти произведения написаны в жанре нуар.

Нуар в литературе: особенности



Особенность произведений в жанре нуар, их отличие от «крутых» детективов состоит в том, что главный герой не честный сыщик, а жертва преступления или даже сам преступник. Жестким реализмом и цинизмом пронизано все произведение, широко используется сленг, есть сексуальные сцены, которые вызывали неодобрение части американцев, присутствует образ роковой женщины, разрушающей любовные отношения.

В 30-50-е годы в Америке в жанре нуар плодотворно работал К. Вулрич. Его даже называют «отцом черного романа». Он написал много рассказов, романов, которые впоследствии были признаны образцом этого жанра.

Многие романы были использованы при создании фильмов, получивших название «фильм-нуар». Среди них есть такие известные, как «Окно во двор» А. Хичкока, «Человек-леопард» Ж. Турнера. На 90-е годы пришелся новый пик популярности нуар-литературы, вызванный ее удачной экранизацией кинематографистами.

Нуар в кинематографе



Первые фильмы в жанре нуар появились в Америке в 40—50-е годы 20 века. Годы войны, Великой Депрессии, гангстерских войн породили своеобразные черно-белые ленты. В непростой экономической ситуации их малозатратность была большим плюсом. Снимались они на ночных улицах, какие-либо спецэффекты не использовались.

Фильмы в этом жанре, как и литературные произведения, характеризуются пессимизмом, цинизмом, мрачностью повествования. Эти ленты еще более оправдывают название «нуар»: их переполняют темные кадры и черный цвет.

Из фильма в фильм переходят образы, позволяющие идентифицировать жанр: воры, проститутки, продажные полицейские. И все это на фоне темного ночного города, мерцающих фонарей и непрекращающегося дождя или снега, похожего на пепел, поглощаемый бесконечной тьмой.

В основе фильмов лежит криминальный или детективный сюжет. Суровый детектив в надвинутой на глаза черной шляпе и черном пальто с головой погружается в запутанные истории. Здесь нет образа положительного героя и нет хэппи-энда. Счастливый конец такого фильма - то, что главный герой остается жив. Хотя, по правилам жанра, обычно он ранен и находится на грани жизни и смерти.

Женщина-вамп ведет свою игру. Она заставляет главного героя влюбиться в нее, чтобы потом использовать его в своих целях. А затем и сама в него влюбляется. Большое внимание в таких лентах уделяется психологическим переживаниям страдающего главного героя, совершившего преступление, а теперь находящегося в угрожающей жизни ситуации. Тем самым он вызывает жалость и даже симпатию зрителя.

Нуар сегодня



К концу 20 века нуар в кинематографе перешел в психологические триллеры и драмы. Используется он и в компьютерных играх.

В настоящее время можно говорить, что нуар в том виде, каким он был ранее, уже не существует. Теперь почти нет черно-белых фильмов, а цветные не способны создать той «черной» атмосферы, что воспроизводилась в середине прошлого века.

Но этот жанр не исчез: в искусстве сформировался нео-нуар. Чувство глубокого пессимизма, ощущение безысходности, свойственные нуар, присутствуют во многих романах и фильмах современных авторов. Человечество не избавилось от войн, катастроф и трагедий, поэтому еще не настало время забыть, что такое нуар и черный цвет в искусстве, отражающем жизнь.

Совет 3: Какие существуют литературные жанры

Слово «жанр» произошло от французского genre, что переводится как «род» или «вид». У литературоведов нет единства в определении этого термина. Но чаще всего, под литературными жанрами понимают группы произведений, объединенные на основе совокупности формальных и содержательных свойств.

Теория литературы о жанрах



Теория литературы оперирует тремя основными понятиями: род, вид и жанр. Общепринятой трактовки этих понятий до настоящего времени нет. Одни основываются на этимологическом значении слов и называют жанрами роды. Другие придерживаются более употребительного деления. В этом случае под родом понимается способ изображения (лирический, драматический или эпический); под видом – та или иная определенная форма лирической, драматической или эпической поэзии (к примеру, ода, комедия, роман); а под жанром – разновидности существующих видов поэзии (например, сатирическая поэма или исторический роман).

Жанр, как и остальные элементы художественной формы, является одним из основных средств раскрытия содержания. Сравнивая два жанра поэмы, героическую и сатирическую, можно заметить, что в первой на первый план выходит изображение важного в жизни народа события, в процессе совершения которого проявляются доблесть и сила представителей этого народа. Примером героической поэмы является «Слово о полку Игореве». В сатирической поэме, напротив, изображается какое-либо низкое событие, которое подвергается осмеянию. К сатирическим поэмам относится «Тамбовская казначейша» М.Ю. Лермонтова. Однако в обоих случаях жанр литературного произведения определяется характером изображаемого.

Разные типологии литературных жанров



Первым сделал попытку систематизировать литературные жанры еще Аристотель в своей «Поэтике». Сегодня приняты разные типологии жанров, основанные на различных критериях.

Форма

В этом случае выделяются следующие литературные жанры: новелла, рассказ, повесть, роман, очерк, эссе, ода, поэма, пьеса, скетч.

Тематика

Жанры различаются по тематическим особенностям. К примеру, роман может быть научно-фантастическим, готическим, историческим, плутовским, психологическим. Та, «Петр I» А. Н. Толстого является историческим романом, его же «Аэлита» - фантастическим романом, а «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – социально-психологическим.

Оценка

Литературные жанры также делятся по особенностям идейно-эмоциональной оценки. Например, ранние рассказы А. П. Чехова – юмористические, а Ю. П. Казакова – лирические.

Современные литературные жанры не являются элементом какой-либо системы или типологии. Они нацелены на новые художественные поиски и зачастую сознательно уходят от жанровой определенности.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше