Совет 1: Почему раздвижная лестница называется стремянка

Глядя на современные раздвижные складные лесенки, выполненные из нержавеющих сплавов и сверхпрочных пластиков, и не подумаешь, что слово «стремянка» бытует в русском языке очень давно, ему уже не одна сотня лет.

Происхождение слова

Слово «стремянка» – производное, происходит оно от слова «стремя». Такое объяснение находим мы в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.

Когда всадник садится на лошадь, он вставляет ногу в стремя; то есть эта часть верховой конской сбруи как бы выполняет роль ступеньки, лесенки. Таким образом, «стремя» и «стремянка» – слова очень близкие, родственные не только по звучанию, но и по смыслу.

Какую лесенку можно назвать стремянкой

Основным признаком стремянки является не то, что она раздвижная, и даже не то, что складная, а то, что – в отличие от других лестниц – переносная. Вот, скажем, лестница на пожарных машинах, хоть и раздвижная, однако стремянкой ее вряд ли назовешь. В наше время стремянку чаще всего используют при строительстве, различных ремонтных работах, ею пользуются маляры, штукатуры, электрики... Нередко можно увидеть стремянку и в библиотеках, на нее залезают, чтобы достать книги с верхних полок; такую лесенку часто делают на колесиках, чтобы ее удобнее было передвигать.
Наверное, вам приходилось видеть в каком-нибудь фильме старичка-профессора, сидящего высоко под потолком на стремянке и углубившегося в толстенный фолиант, на фоне бесконечных полок, уставленных книгами...

Великий «собиратель» русских слов Владимир Иванович Даль в своем словаре так объясняет, что такое стремянка: «небольшая подручная лесенка, для книжных шкапов, для уборки комнат, на ножках, или складная, или доска, с прорубами, лазня, или с набитыми брусками, сходня, или веревочная, подвесная лестница».
В «Толковом словаре» В.И. Даля приводится любопытная пословица, связанная с этим словом: «Что самому воровать, что вору стремянки держать, все одно».

Вот даже как! Оказывается, подвесная лестница – тоже стремянка! Современному человеку такое название веревочной лестницы, наверно, покажется странным. Скажите где-нибудь, что граф Монте Кристо спускался из тюремного окна по стремянке. Да ведь вас на смех поднимут! Однако здесь, как ни странно, ошибки не будет. Вот и в знаменитом «Толковом словаре» С.И. Ожегова, создававшемся сравнительно недавно, в середине двадцатого века, дано такое же толкование этого слова: «легкая переносная или подвесная лестница».

Обращает на себя внимание и такая характеристика, данная В.И. Далем: подручная. Наверно, если лесенка «подручная», то, из каких бы материалов она ни была сделана и как бы ни выглядела, – это будет стремянка.

Совет 2: Как построить лестницу деревянную

При ведении приусадебного хозяйства довольно часто приходится вести работы на высоте. И здесь вам не обойтись без лестницы. Самодельная деревянная лестница должна быть простой в изготовлении и надежной.
Вам понадобится
  • Деревянные бруски, ножовка по дереву, долото, стамеска, молоток, шуруповерт, саморезы, гвозди, столярный клей
Инструкция
1
Самая простая конструкция лестницы предполагает две стойки и некоторое количество перекладин, выполняющих роль ступеней. Длину стоек следует выбирать, исходя из требуемой вам высоты лестницы и ее предназначения. Встречаются лестницы длиной от одного до восьми метров. Ширина лестницы должна составлять около полуметра.
2
Для изготовления стоек возьмите качественные деревянные бруски. Проследите, чтобы бруски не имели неровностей, сучков, вмятин от ударов. Это важно для обеспечения надежности будущей лестницы. Предпочтительное сечение брусков – прямоугольное, размером 50 на 100 мм.
3
Ступени рекомендуется выполнить из брусков квадратного либо прямоугольного сечения, с размерами около 50 мм. Критерии выбора древесины для ступеней те же – нужна плотная древесина без сучков. Подобрать короткие бруски для перекладин гораздо проще, чем заготовки для стоек. Отобранные для изготовления лестницы бруски следует высушить, сырая древесина не годится. Еще одно важное требование к заготовкам – они не должны содержать сердцевинной части ствола дерева.
4
Стойки и ступени лестницы можно скрепить несколькими способами. В любом случае, расстояние между перекладинами может быть в пределах от 30 до 50 см. Главный критерий – удобство перемещения по лестнице.
5
Самый простой способ крепления перекладин пригоден для временных лестниц, предназначенных для проведения разовых работ на высоте. В местах крепления перекладины слегка надсверливают, чтобы предотвратить раскалывание древесины. Затем их крепят к стойкам гвоздями либо саморезами. Недостаток такого простого крепления – низкая надежность, поскольку под весом перекладина несет нагрузку на отрыв от стойки.
6
Другой способ лишен описанного недостатка. В стойке делают надрезы по ширине ступенек, так что они оказываются немного утопленными в стойку. Крепят ступеньку двумя саморезами перпендикулярно к стойке. Поскольку надрезы несколько ослабляют стойку, она должна быть более широкой и толстой в сечении. Описанный способ более надежен, но не годится для длинных лестниц.
7
Более предпочтительным для ответственных конструкций будет третий способ крепления. В стойке при помощи сверла, стамески или фрезы проделываются отверстия. В эти отверстия вставляют перекладины толщиной около 40 мм. Можно укрепить соединение, посадив ступени в гнезда на клей. Перекладины крепятся саморезами, с торцевой части для надежности вставляются клинышки. Подобный способ устройства ступеней требует столярных навыков и затрат времени. Однако надежность конструкции эти затраты непременно окупит.
Источники:
  • Лестница. Как самому сделать деревянную лестницу.
  • самодельная лестница

Совет 3: Как сделать лестницу

Лестница-стремянка незаменима в сельскохозяйственных работах, когда требуется подрезать кустарник или деревья, снимать урожай. Совсем необязательно тратить деньги на покупку такой лестницы. Вы вполне можете смастерить ее своими руками в домашней мастерской.
Вам понадобится
  • Доски, металлические уголки, металлические пластины, болты, гайки, саморезы, дисковая пила, электрический рубанок, дрель, ножовка по дереву, деревянный молоток, обычный молоток, гвозди, топор, нож, кисть, шило, карандаш, рулетка, клей ПВА, краска акриловая
Инструкция
1
Доски нужной длины распилите вдоль на две равные части дисковой пилой. Полученные заготовки обработайте электрическим рубанком. Затем ножовкой распилите доски на отрезки для стоек. Короткие бруски распилите на восемь отрезков для ступеней и две перекладины для упора.
2
Возьмите длинные бруски и наметьте в их широкой стороне пазы для ступеней. Середина такого сквозного паза будет располагаться в 20 см от верхнего края, а каждая следующая – через 33 см. Наметьте пазы также и на брусках упора стремянки.
3
При помощи стамески и молотка проделайте по разметке окошки. Стремитесь к тому, чтобы стенки окошек были выполнены ровно.
4
На брусках, которым предстоит стать ступеньками, наметьте шипы, посредством которых они будут закрепляться в окошках. При помощи ножовки в ступеньках проделайте поперечные пропилы. Той же ножовкой сделайте пропилы вдоль, до соединения с поперечными пропилами. Неровности обработайте стамеской.
5
Возьмите первую и последнюю ступеньки, поочередно вставьте их в пазы стоек. Закрепите ступеньки гвоздями, но не забивайте их до конца. На торцах ступенек проставьте номера по порядку.
6
В оставшихся ступеньках также выпилите шипы. В пазы на упоре стремянки вставьте фиксаторы в виде планок. Шип должен входить в паз без зазора, максимально плотно.
7
Теперь снимите гвозди из первой и последней ступенек. Соберите лестницу. Более плотное прилегание шипов к пазам достигается легким постукиванием по брускам деревянным молотком. Для точной подгонки может понадобиться стамеска или нож.
8
Теперь лестницу следует разобрать и окрасить. Не нужно закрашивать торцы, на которых сделаны пометки для облегчения сборки конструкции. Оставьте лестницу для высыхания.
9
В стойках лестницы и упоре проделайте дрелью отверстия для крепления ступенек. В отверстия для крепежа вбейте деревянные дюбели, смазав из клеем ПВА. После высыхания клея подрежьте выступающие концы дюбелей и ступенек.
10
Металлические уголки прикрепите саморезами к верхней части стремянки, чтобы они находились впритык к первой ступеньке. Металлические пластины прикрепите таким же образом к верхней части упора. Металлические части соедините при помощи болтов.
11
Ваша стремянка пригодится не только на садовом участке, но и в городской квартире. С ее помощью можно поклеить обои, подвесить люстру и проделать множество других полезных работ.
Видео по теме
Источники:
  • Как сделать своими руками складную лестницу стремянку

Совет 4: Чердачные лестницы: виды, материалы и особенности конструкции

Чердачные лестницы изготавливаются из металла или дерева. В зависимости от основного механизма они могут быть полностью скрыты от глаз в потолочном перекрытии, раскладываться или выдвигаться. Отличаются такие изделия своей крутизной, которая может варьироваться от 40 до 90 градусов.
Чердачные лестницы могут располагаться как внутри, так и снаружи здания. Первый вариант встречается чаще, поскольку позволяет уменьшить теплопотери и не создает проблем при перемещении на чердак в холодное время года.

Виды чердачных лестниц

Чердачная лестница может быть:
- ножной;
- раздвижной;
- складной.

Первый тип очень похож на трамвайную токосъемную гармошку, которая имеет многорычажный механизм. В раскрытом состоянии он фиксируется при помощи специальных зажимов.

Раздвижной вид может иметь больше двух секций, которые раскладываются, выезжая друг из друга. Его особенность заключается в том, что со стороны чердака он выходит за пределы люка.

Складной тип также имеет несколько секций, первая из которых прикручивается непосредственно к люку. Чтобы разложить такую лестницу, необходимо потянуть специальной палкой за колечко и отвести в сторону удерживающий фиксатор.

Из чего изготавливают чердачные лестницы?

Как правило, при производстве лестниц используется металл или дерево. В некоторых случаях этих два материала сочетаются, создавая надежную и долговечную конструкцию. Металлические лестницы могут быть украшены элементами ковки и быть выполнены в любом стиле. Но чтобы не допустить трения о металл, ее детали часто закрывают под другие пластиковые элементы. Это отличный вариант для современного дома.

Если в вашем доме преобладает классический стиль, то лучше всего отдать предпочтение деревянным моделям из сосны. Они являются одними из самых недорогих, поэтому пользуются большой популярностью. Этот материал отличается относительной мягкостью и повышенной огнестойкостью. Лестницы из бука могут быть выполнены в любом оттенке. Такие изделия отличаются прочностью и надежностью. Но самые красивые и крепкие получаются лестницы из дуба, который имеет насыщенный цвет и устойчив к любым механическим воздействиям.

Особенности конструкции

Практически все чердачные лестницы убираются. Современные изделия отличаются своими компактными размерами в сложенном состоянии. Более того, отдельные варианты, например откидные лестницы, полностью становятся невидными, прячась в перекрытии или за крышкой люка.

Обратите внимание, что специфика эксплуатации этих изделий заключается в их крутизне. Чердачная лестница может находиться как под углом в сорок градусов, так и быть полностью перпендикулярной. Поэтому при эксплуатации чердачных лестниц стоит помнить о мерах безопасности.
Видео по теме

Совет 5: Как сделать лестницу

Лестница на даче нужна постоянно. То яблоки с деревьев собрать, то бак почистить. Чтобы не тратить деньги на новую лестницу-стремянку, попробуйте сделать свою. Тем более что покупные лестницы чаще всего весьма сомнительного качества и развалиться могут в самый опасный момент. Сделайте добротную лестницу-стремянку из дерева. Пригодится эта лестница и дома: с антресолей с дачи привезенные соленья доставать.
Вам понадобится
  • * Доски
  • * Металлические уголки и пластины по 2 шт.
  • * Болты и гайки по 2 шт.
  • * Саморезы 12 шт.
  • * Столярные инструменты: рубанок, пила, ножовка, топор, молоток, стамеска, дрель, нож, шило
  • * Клей ПВА
  • * Кисть
  • * Лакокрасочное покрытие
  • * Рулетка
  • * Карандаш
Инструкция
1
Сначала распилите доски. Для стоек распилите их на отрезки: два по 3 метра и два по 2,7 метра. Ступеней у этой лестницы будет 8. Также у стремянки будет 2 перекладины для упора. Лестница будет сужающейся кверху, поэтому и ступеньки будут разной длины.
2
Наметьте на широкой стороне трехметровых стоек сквозные пазы, куда будут вставляться ступени. Первая ступенька должна находиться в 20 см от края. Остальные сделайте через каждые 30-33 см от друг от друга. На двух других стойках длиной в 2,7 метра также отметьте месторасположение пазов, там, где будут упорные перекладины. Выдолбите при помощи стамески «окошечки» в стойках по разметке.
3
В досках, предназначенных для ступенек, сделайте пазы, диаметр которых будет чуть меньше окошек, проделанных в стойках. Смотрите, чтобы не получилось зазоров, надо, чтобы выступы плотно сели в пазы. Вырезайте их, делая сначала неглубокие пропилы по горизонтали, а потом продольные.
4
Вставляйте ступеньки в пазы, постукивая по ним, чтобы стойки и ступени плотно прилегали друг к другу.
5
Просверлите стойки насквозь в местах крепления ступенек и упоров диаметром в 0,7 см. Выстругайте при помощи ножа из обрезков досок дюбели, чей диаметр должен быть 0,8 мм. Забейте их в сквозные отверстия, смазав перед этим клеем ПВА. Когда клей высохнет, спилите выступы ступенек и дюбелей.
6
Последний этап – присоединение лестницы к опоре. Для этого присверлите уголки в верхней части своей лестницы у верхней ступеньки, а пластины к опоре. Осталось лишь соединить уголки и пластины при помощи болтов.
Источники:
  • как сделать стремянку
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше