Совет 1: В чем заключается биологическая роль воды

Вода – это вещество, подарившее жизнь нашей планете. Без ее присутствия не возникли бы растения и животные, не существовало бы того разнообразия флоры и фауны, которое наполняет Землю на сегодняшний день. Благодаря воде все живое поддерживает свою жизнедеятельность и воспроизводит потомство.
В чем заключается биологическая роль воды

Биологический принцип

Вода – это жидкость, которая при контакте с живым организмом не причиняет ему повреждений и не нарушает целостность его тканей. Это связано с нейтральными щелочно-кислотными свойствами воды. Внутри организма она вступает только в контролируемые биохимические процессы. Это единственное на планете вещество, которое при нормальных условиях находится в жидком, годном для питья виде, кроме того, в таком изобилии.

Вода как универсальный растворитель

Если этой уникальной жидкости дать необходимое время, она сможет растворить любое вещество в любом состоянии. Растворенные в воде вещества легко диссоциируют на ионы. А если учесть, что все биохимические реакции происходят лишь между ионами молекул, можно сделать вывод - вода является оптимальной жидкостью для жизнедеятельности всех организмов.
Диэлектрическая проницаемость воды равна 81 единице. Это наивысший показатель среди всех жидких веществ.

Участие в химических реакциях

С помощью воды в живом организме расщепляются жиры, белки и углеводы. В процессе данных реакций выделяется энергия, необходимая для оптимального существования жизни. Благодаря воде, в растениях происходит реакция под названием фотосинтез. В результате образуется кислород, все так же необходимый для жизнедеятельности.

Терморегуляция

Удивительно, но именно вода в организме несет ответственность за поддержание оптимальной температуры тела вне зависимости от окружающих условий. Благодаря этой уникальной жидкости, тепло распределяется по организму равномерно. Если температура окружающей среды поднимется до 40оС или опустится до -30оС, температура организма все равно останется приемлемой для поддержания жизненно важных функций.

Упругость клеток

В жидком состоянии воду практически невозможно сжать. В связи с этим она выступает в роли скелета для клетки и поддерживает правильную форму органов.
Внутренние органы существ находятся в жидкой водной среде. Благодаря этому, они не травмируются при падении, движении и перегрузках организма.

Транспорт веществ

Растения и животные насыщаются питательными веществами и микроэлементами благодаря уникальному свойству воды. Она растворяет практически любые субстанции. Вода является одним из главных составляющих крови животных, она играет важнейшую роль в системах кровообращения и выделения. Растения получают минеральные соли и макроэлементы благодаря тем же свойствам чудо-жидкости.
Видео по теме
Источники:
  • Биологическая сущность воды

Совет 2 : Биологическая роль воды в клетке

Вода - это самый важный составляющий элемент для всего живого. Считается, что для человека она гораздо более необходима, чем, например, пища, ведь в организме человека жидкость занимает 70-75% от всей массы тела.
Биологическая роль воды в клетке
Инструкция
1
Одно из свойств воды - универсальная способность растворять химические вещества, благодаря чему она сохраняет упругость биологической клетки, питает ее и участвует в построении мембраны. Все внутренние «соки» человека – кровь и лимфа; секреторная жидкость – слюна, желчь, желудочный сок; выделения из половых органов, моча, пот – это все растворы воды с особыми веществами.
2
Молекула воды имеет нейтральный электронный заряд, она состоит из соединения атомов кислорода и водорода. Электронный заряд внутри самой молекулы распределен весьма неравномерно: в области водорода преобладают атомы с положительным электронным зарядом, а в расположении кислорода - с отрицательным. Это диполь, а он, как известно, имеет хорошую способность объединяться в соединения с другими веществами и образовывать гидраты. Когда энергия притяжения воды к молекулам другого вещества выше, чем между молекулами воды, вещество в ней просто растворяется.
3
Концентрация воды в биологических жидкостях определяет быстроту взаимодействия веществ. Быстрее происходят внутренние процессы: выводятся продукты распада биохимических реакций, активизируются процессы восстановления и обновления организма. При растворении вещества его молекулы с помощью воды получают возможность двигаться быстрее, отчего реакционная способность его увеличивается. При снижении содержания воды в организме кровь становится «вязкой», медленнее движется по венам и сосудам, замедляется обмен веществ, общее состояние человека начинает быстро ухудшаться, начинает страдать мозг, который состоит на 85% из жидкости.
4
При обезвоживании организма первой страдает клеточная жидкость, она уменьшается до 66%, потом внеклеточная и только после сокращается количество жидкости в плазме крови. Природа устроила так, что обеспечение главного органа жизнедеятельности – головного мозга, ведется до последнего. Большая потеря жидкости у человека способна привести к необратимым последствиям, медицине известны случаи не только гибели людей от обезвоживания, но и наступления у них тяжелых недугов, в частности, от недостатка воды, а также от ее переизбытка развивалась шизофрения, больные быстро сходили с ума.
5
Благодаря теплоемкости воды, ее участие в регулировании температуры тела играет важную роль, осуществляются процессы теплорегуляции, поддерживается оптимальная для биологической активности температура клеток в организме. Ускоряется транспортировка питательных веществ и кислорода.
6
Вода также принимает участие в процессе пищеварения и выведения продуктов переработки организма. Именно она стимулирует к работе стенки кишечника, именно она растворяет продукты переработки, выводя их по мочетокам.
7
Любопытно, что вода, по сути, и важнейший защитный фактор для внутренних органов человека. К примеру, печень, почки, селезенка имеют весьма немалый удельный вес, при физической активности теоретически они должны просто оторваться, ведь проводящие каналы и удерживающие связки очень тонки. Уберегает их от этого жидкость, в которой они словно плавают. Жидкость гасит удары, создает биологическую среду, меняет их физический вес, приводя к минимальному (закон Архимеда в действии).
Полезный совет
Для нормальной работы организма необходимо выпивать в день не меньше 2-х литров воды, качество которой, несомненно, играет большую роль.
Источники:
  • Роль воды в живом организме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500