Совет 1: Что такое африканские маски

История африканской маски насчитывает не одно тысячелетие. И появилась она не ради забавы, как это может показаться современному человеку. Каждая маска имела собственный смысл, что объясняет большое разнообразие их видов. От вида маски зависели и функции, которые она должна была выполнять в жизни племени.

Назначение масок

По представлениям древнего человека мир был населен духами умерших предков, растений, животных. Именно они управляли жизнью людей. Одни духи были благосклонны к членам племени, другие насылали болезни, голод, войны, грозные явления природы. Надевая маску во время ритуала, танцоры, колдуны или вожди племени общались с духами, пытались их задобрить, обмануть и отвести все неприятности от племени. Внешний вид африканских масок мог рассказать посвященным о социальном статусе владельца, о роде его занятий и о духах, которым он поклоняется.
Европейские художники начала XX века ценили и собирали африканские маски. Как способ радикальной геометризации изображения человеческого лица африканская маска оказала влияние на становление кубизма.

Маски обожествленных животных считаются самыми древними. Каждый род, племя или другая группа людей имели своего покровителя из окружающего мира. Это могли быть животные, растения или их части, а также ветер, солнце, вода. Через тотем в нужный момент осуществлялась связь рода с духовными предками. Маска, в свою очередь, являлась посредником между человеком и обожествленным предметом, к которому порой даже прикоснуться, взглянуть на него запрещалось.

Один раз в год племена проводили обряд инициации. Смысл его заключался в том, что подростков посвящали в секреты взрослой мужской и женской жизни. Мальчикам, например, присваивалось тайное имя, менялись обязанности подростков. Перед проведением обряда молодым людям предстояло пройти много испытаний. Мальчики сами вырезали для себя маску, в которой должны были исполнить ритуальный танец на празднике, посвященном обряду. Характер танца и маски юноша выбирал сам.

Надеть маску и сыграть определенную роль – большая ответственность. Танцор в маске не имел права оступиться, упасть, допустить оплошность, это могло привести к расправе над ним. Ведь человек в маске дает временное пристанище духу, поэтому и сам он уже не является обычным человеком.

Особенности изготовления африканских масок

Надевать и вырезать маски имели право только мужчины. Сам процесс их изготовления носил большую таинственность, до этого события необходимо было прочитать заклинания, совершить жертвоприношения. Никто не должен был видеть, как работает мастер, поэтому он уходил из селения рано утром в укромное место. Возвращаясь поздно вечером, отдавал инструменты и незаконченную работу вождю племени. Считалось, что человек, изготавливающий маски, был посвящен в тайны иной жизни, поэтому общаться с ним хотелось не многим.

Надевали маску чаще всего представители знати. Она наделяла человека властью и непререкаемым авторитетом, давала ему особые полномочия. Члены племени поклонялись и безоговорочно повиновались человеку в маске. Чаще всего она имела угрожающий вид, особую раскраску и большие размеры.

Были и такие маски, которые хранились в жилищах простых людей. Они могли использоваться для общения с духом умершего родственника, который давал советы в сложной ситуации, предсказывал будущее. Такие маски имели спокойный вид, глаза изображались закрытыми.

Маски колдунов навевали мистический страх, так как благодаря действиям и внешнему виду обладателя маски, присутствующие входили в состояние транса.
Одна из самых распространенных африканских масок-сувениров повторяет формы маски кпели, которая предназначена для мужчин тайного общества Ло (народ сенуфо), изображает лицо усопшего и помогает ему найти место в мире мертвых.

Сегодня африканские маски уже не имеют той силы воздействия на людей, которой они обладали прежде. Сейчас они рассматриваются как произведения искусства или просто сувениры для туристов.

Совет 2: Что такое африканская чума

Африканская чума - это опасный вирус, который поражает животных, в основном свиней. Поэтому заболевание носит название вируса африканской чумы свиней. По данным статистики, погибают от этого заболевания 100 % заболевших животных. Поэтому при подозрении на подобный диагноз на фермерские хозяйства тут же накладывают карантин.

Из плюсов можно выделить тот факт, что человек данной формой вируса не заболевает. Однако при этом он может с легкостью служить переносчиком такой опасной болезни. Происходит это в том случае, если при ухаживании за животными не соблюдаются санитарно-ветеринарные требования.

Эпидемия, как правило, возникает из-за того, что поставщики мяса, зная о том, что вирус для человека не заразен, при обнаружении симптомов заболевания у скота стараются об этом умолчать. И это, несмотря на то, что поголовье в этом случае подлежит убою. Ведь африканская чума не лечится, и вакцины от нее нет. А это значит, что буквально в считанные дни вирусом заражается буквально все поголовье свиней, находящихся на потенциально опасном участке. Совершают подобное правонарушение владельцы ферм только с целью не потерять деньги. А это, в свою очередь, приводит к распространению вируса по другим хозяйствам.

Для человека этот вирус не опасен, пока не начнет мутировать. Именно такого варианта развития событий и боятся медики. Ведь в сочетании с плохой экологией и нарушением всевозможных требований ветеринарного и санитарно-эпидемиологического контроля появление опасной для человеческой жизни формы вируса остается делом времени.

Сегодня в России отмечают вспышку заболеваний свиней в фермерских хозяйствах по всей стране. Поэтому нужно очень внимательно на рынке выбирать мясо. Желательно заранее изучить список потенциально опасных мест, а при покупке мяса на рынке интересоваться ветеринарными документами и местом производства свинины. Если вас что-то настораживает в сопроводительных бумагах, от покупки лучше отказаться.

Пока человек не переживает за свое здоровье в связи с африканской чумой, он может бояться за своего домашнего питомца. Ведь сегодня стало модно иметь в доме минипигов в качестве любимых домашних животных. А они как раз находятся в зоне риска, так как подцепить вирус могут очень и очень быстро.

Совет 3: Что такое тотем

Слово «тотем» заимствовано из языка североамериканского индейского племени оджибва, члены которого называют так герб или знак клана, посвященный какому-либо животному. Тотемизм характерен для большинства примитивных обществ, тотемом может быть не только животное, но и растение, явление природы, стихия, какая-либо вещь.

Тотемизм

Тотемизм – это религиозная система, свойственная многим первобытным обществам и примитивным племенам. Тотемизм был присущ предкам современных людей, и сегодня многие племена продолжают поклоняться тотемам. В отличие от других религиозных систем, при которых люди обожествляют человека, выделяют определенных богов или одного бога, тотемизм выделяет класс предметов. Причем если тотемом выступает животное, не единственный особый представитель определенного вида, а все животные этого вида. Это может быть класс любых других объектов или явлений.

Поклоняющиеся тотему люди верят в то, что они являются родственниками этому предмету или явлению, что тотем был родоначальником их племени, от него произошли их предки. Поэтому и все члены общины тоже считаются родственниками, хотя на самом деле это не означает кровное родство. Тотемные общества признают только такие родственные связи, основанные на поклонении одному тотему, при этом кровное родство ставится на второе место, а если настоящие родственники поклоняются другим тотемам, они считаются врагами.

К тотему у последователей этой религиозной системы отношение двоякое: с одной стороны, они почитают тотем, как создателя их племени и родственника, питают к нему самые добрые чувства, подражают ему, с другой стороны, многим обществом свойственен мистический всепоглощающий страх перед тотемом.

Тотемы

Большинство тотемов – это животные. В том же племени оджибва существует 23 рода, каждый из которых поклоняется своему животному: среди них есть волк, осетр, бобр, медведь, змея. Животный тотемизм присущ африканским и австралийским племенам. Реже встречаются тотемы-растения, например, у отдельных племен в Гане тотемом служит смоковница. Также бывают тотемы, посвященные явлениям природы: грозе, тучам, граду, дождю.

В тотемизме очень распространен такой феномен, как табу. Животное или растение, которому поклоняются люди, считается священным, существует ряд правил и ограничений, связанных с потреблением его в пищу, убийством и другими действиями. В большинстве племен тотемы запрещено убивать, есть или даже трогать, оскорблять словами и причинять любой вред. Если верующие обнаружат умершее животное, они похоронят его со всеми почестями. При этом во время специальных праздников не только допускается, но и предписывается торжественное жертвоприношение тотема.
Видео по теме

Совет 4: Как оформить комнату в африканском стиле

Этнический стиль достаточно популярен и интерьер в африканском стиле будет прекрасным решением, если вы любите яркость, экзотику.

Африканскому стилю присуща некоторая наивность, примитивизм, а не только экзотические орнаменты и яркость. Предметы в таком стиле выглядят очень выразительно, несмотря на некоторую наивность исполнения. Также важно ощущение настоящей природы, ведь мебель, предметы интерьера, аксессуары должны быть выполнены только вручную и исключительно из природных материалов – дерева, кости, камня, шкур животных. Комната, украшенная в африканском стиле, будет создавать впечатление теплой, солнечной.

Для комнаты в африканском стиле выбирайте мебель из темных пород дерева (идеально подойдут эбеновое дерево, палисандр, сандал) и максимально простого дизайна. Лучше всего, если она будет создавать впечатление, что все сделано вручную. Основные цвета фона (пола, обоев) выбирайте нейтральные, теплые (например, бежевый, песочный, выцветший кирпичный). Для отделки пола подойдет паркет или камень.

Как украсить интерьер? Кроме такого типичного приема, как развешивание африканских масок, разумеется можно использовать текстиль «диких» расцветок (под тигра, леопарда, зебру) или с крупными простыми узорами, деревянные вазы, плетеные аксессуары (подносы, панно, но прекрасно будет смотреться и плетеная мебель из ротанга).

Внимание! С предметами в таком ярком стиле легко переусердствовать. Не стоит расставлять в комнате более трех-четырех декоративных вещей в этническом стиле.

Более сложным решением будет имитация жилища, находящегося на Африканском континенте, в том числе декор потолка, стен, пола соответствующими методами и материалами, но это уже по-настоящему затратное мероприятие.

Полезный совет: открытый огонь также хорошо будет смотреться в таком интерьере, но в современных квартирах не получится законно его установить. Приобретите электрокамин в деревянном портале или с отделкой из полистоуна.

Как оформить комнату в африканском стиле

Источники:
  • КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЧЕРНОЙ АФРИКИ
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше