Совет 1: Как по транзистору определить эмиттер-базу

Если у биполярного транзистора стерта маркировка, определить, где у него какой вывод, можно и самостоятельно. Для этого используют прибор для измерения сопротивления - омметр.
Вам понадобится
  • - диод с известной цоколевкой;
  • - омметр.
Инструкция
1
Определите полярность напряжения на щупах омметра. Для этого подключите к нему диод с известной цоколевкой сначала в одной полярности, затем в другой. Когда щупы присоединены к диоду в полярности, при которой стрелка отклоняется, к катоду диода подключен минусовой щуп, а к аноду - плюсовой. Зная полярность напряжения на щупах, можно приступать к определению выводов транзистора.
2
Выясните, какой из выводов соответствует базе. Подключить омметр к транзистору можно тремя способами: между эмиттером и коллектором, между эмиттером и базой, между коллектором и базой. С учетом того во всех трех случаях его можно подключить в одной или другой полярности, всего способов получается шесть. Стрелка будет отклоняться при одной из полярностей подключения лишь в том случае, если задействован вывод базы. Если же стрелка не отклоняется ни при одной из полярностей подключения, значит, оба вывода, к которым вы подключаете омметр, не соответствуют базе. А базовый - оставшийся.
3
Теперь можно определять структуру транзистора. Подключите омметр в разных полярностях между базовым выводом, расположение которого вам уже известно, и одним из оставшихся. Если стрелка отклоняется, когда к базе присоединен плюс, перед вами транзистор структуры NPN. Если же отклонение происходит, когда к базе подключен минус омметра, структура транзистора - PNP.
4
Осталось выяснить, где эмиттер, а где коллектор. В случае с транзистором структуры NPN подключите омметр между двумя выводами, не являющимися базовыми. Соедините базу с плюсом омметра. Стрелка отклонится. Поменяйте полярность подключения омметра к выводам, не являющимся базовыми. Снова соедините базу с плюсом омметра. Правильным является тот способ включения, при котором сопротивление оказалось меньшим. В этом случае эмиттер подключен к минусу, а коллектор к плюсу. При проверке транзистора структуры PNP поступайте так же, но базу соединяйте в обоих случаях с минусом омметра, и эмиттеру при правильном включении (когда сопротивление меньше) соответствует плюс омметра, а коллектору - минус.

Совет 2: Какой принцип работы транзистора

Появление транзисторов в свое время стало настоящей революцией. И это неудивительно, ведь громоздкую электронную лампу заменил крохотный, по сравнению с ней, полупроводниковый радиоэлемент. В настоящее время транзисторы по-прежнему являются важнейшими электронными компонентами, их используют как отдельно, так и в составе микросхем.
Создателями первого работоспособного транзистора считаются физик Уолтер Браттейн и теоретик Джон Бардин, он был испытан ими в декабре 1947 года. С этого времени и началась эпоха транзисторов ‒ благодаря их появлению стало возможным создавать компактную электронную аппаратуру с низким потреблением энергии.

Как работает транзистор

Основной задачей транзистора является усиление сигнала. Например, антенна детекторного радиоприемника уловила сигнал радиостанции. После детектирования звук уже можно слышать в наушниках, но для вывода на большой динамик мощности выделенного сигнала не хватает. Его необходимо усилить, для этого и используются транзисторы.

Суть работы транзистора состоит в том, что слабым сигналом, поступающим на один из выводов транзистора – базу – модулируется более сильный сигнал, поступающий на второй вывод транзистора – эмиттер. Усиленный сигнал снимается с третьего вывода транзистора – коллектора.

В данном случае базу транзистора можно сравнить с краном, установленным на «трубе» эмиттер-коллектор, по которой проходит более сильный ток. Когда на базу вместе с напряжением смещения (оно необходимо для того, чтобы транзистор открылся) подается сигнал с детектора приемника, этого слабого сигнала оказывается достаточно, чтобы управлять током в более мощной цепи. В результате с коллектора снимается точно такой же сигнал, который поступил на базу, но намного более сильный.

Как быть, если мощности одного транзистора для усиления недостаточно? В этом случае просто используют несколько каскадов усиления. На практике в обычном приемнике прямого усиления сначала идет усиление по высокой частоте, затем сигнал детектируется – то есть из него выделяются звуковые колебания – и уже они усиливаются в каскадах усиления низкой частоты. В результате в динамиках приемника слышен громкий чистый звук.

Структура транзистора

Самыми распространенными являются биполярные транзисторы, они бывают двух типов – p-n-p (positive-negative-positive) и n-p-n (negative-positive-negative). Для производства p-n-p-транзисторов используют полупроводник германий, а для n-p-n-транзисторов – кремний.

В каждом таком транзисторе находятся два так называемых электронно-дырочных перехода, именно они и позволяют усиливать сигнал. Дырки и электроны являются носителями заряда. В n-p-n-транзисторах заряд переносят электроны, а в p-n-p-транзисторах – дырки. На базу транзистора подается небольшой ток смещения, в результате транзистор открывается. Если теперь этот ток смещения модулировать полезным сигналом, то сигнал будет усилен.

Существуют и другие типы транзисторов – например, полевые. Благодаря различным типам транзисторов удается создавать самую разнообразную электронную аппаратуру.
Видео по теме
Видео по теме
Обратите внимание
Не проверяйте транзисторы, когда они впаяны в схему, а тем более, находятся под напряжением.

Не проверяйте транзисторы очень малой мощности.

Учтите, что максимально допустимые значения параметров транзистора определить этим способом нельзя.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше