Совет 1: Что такое землетрясение

Землетрясения – это колебания поверхности земли, вызванные подземными толчками природного (тектонические процессы) или искусственного происхождения. Небольшие землетрясения могут происходить во время извержения вулканов.
Что такое землетрясение
Инструкция
1
Землетрясение – достаточно частое явление на нашей планете. Несмотря на тот факт, что каждый год на Земле происходит порядка миллиона подобных активностей, большинство их остается незамеченным. Примерно раз в две недели происходят землетрясения, которые могут обернуться достаточно серьезными разрушениями. К счастью, эпицентры большинства из них находятся на дне океанов. В данном случае, нанести хоть какой-то ущерб могут только цунами, вызванные подземными толчками.
2
Существует специальная система, фиксирующая землетрясения, возникающие не поверхности всей планеты, в том числе и самые незначительные из них. Обычно причиной землетрясений является смещение области земной коры. Основная масса очагов расположена вблизи поверхности Земли.
3
Эпицентром землетрясения принято называть область на поверхности планеты, расположенную над очагом. Во время землетрясения от очага расходятся сейсмические волны. Скорость их распространения может достигать восьми метров в секунду.
4
Обычно землетрясения классифицируют по интенсивности. Существуют специальные шкалы, по которым определяется этот показатель. Все они представляют собой модификацию изначальной шкалы Медведева-Шпонхойера-Карника. Как правило, используется двенадцатибальная система определения интенсивности. 1 бал получает землетрясение, отмеченное лишь сейсмографом, т.е. незаментое для людей. 12 баллов – это крупное изменение рельефа и повсеместное разрушение зданий.
5
Сейсмограф – это прибор, фиксирующий типы сейсмических волн и регистрирующий их интенсивность. Данные устройства бывают механического и электронного типа. К землетрясениям искусственного характера относятся явления, вызванные вмешательством человека. Это может быть большой подземный взрыв, который привел в дальнейшем к сдвигу плит.
Видео по теме

Совет 2 : Как определить силу землетрясения

Землетрясение - это стихийное бедствие, сопровождаемое подземными толчками и колебаниями земной поверхности. Землетрясения различаются по своей силе и степени разрушительных последствий, сила же землетрясения оценивается по 12-бальной шкале.
Как определить силу землетрясения
Инструкция
1
Землетрясение одного балла силы никем не ощущается, но регистрируется достаточно точными сейсмическими приборами. Землетрясение двух баллов — иногда чувствуется людьми.
2
Некоторые люди, живущие на верхних этажах, могут ощутить трехбалльные землетрясения. В случае подземных колебаний четырех баллов, это почувствуют уже многие, а особенно - находящиеся в помещении. При этом может звенеть посуда, дребезжать стекла, хлопать двери. Ночью люди нередко от такого землетрясения просыпаются.
3
Землетрясение силой в пять баллов заметят практически все; ночью вряд ли кто-то продолжит спать. Висячие предметы заметно раскачиваются, начинает осыпаться побелка и штукатурка, в стеклах домов появляются трещины.
4
Подземные колебания, имеющие силу шесть баллов, почувствуют все. Штукатурка осыпается, здания получают легкие повреждения.
5
При землетрясении в семь баллов здания разрушаются уже более значительно: от штукатурки откалываются отдельные куски, стены трескаются. Сидя в автомобиле, уже можно ощущать толчки.
6
При дальнейшем усилении землетрясения (до силы, оцениваемой в восемь баллов), трещины в стенах разрастаются и становятся большими, падают трубы, карнизы, памятники. Наблюдаются трещины в почве.
7
Если падают стены, слетают крыши домов, разрываются подземные трубопроводы, — так проявляется землетрясение в девять баллов.
8
Сильнейшим землетрясением, несущим катастрофические последствия, является землетрясение десятибалльное. Многие здания обваливаются, железнодорожные рельсы искривляются. Трещины, обвалы и оползни появляются в грунте.
9
Землетрясение интенсивностью в одиннадцать баллов чревато весьма разрушительными последствиями для рельефа. Внешний облик эпицентра претерпевает кардинальные изменения: в земле образуются многочисленные широкие трещины, происходят обвалы в горах, разрушаются мосты. Выжить в таких условиях нереально.
10
Двенадцать баллов - максимальная, по мнению ученых, магнитуда, которую в принципе может иметь землетрясение. При стихийном бедствии такого масштаба будут наблюдаться значительные изменения рельефа, глобальное разрушение зданий, отклонения в течении рек, а предметы будут подбрасываться в воздух.
Видео по теме

Совет 3 : Как измеряют силу землетрясения

Ежегодно в мире происходит порядка миллиона землетрясений. По-настоящему сильные колебания земной коры случаются примерно раз в две недели. Часто в различных СМИ можно встретить формулировку: «Землетрясение магнитудой 5,5…». Однако, что скрывается за этим высказыванием?
Как измеряют силу землетрясения

В 1935 году американский сейсмолог Чарльз Рихтер предложил классификацию землетрясений, основанную на оценке энергии, выделяющейся в эпицентре подземных толчков. Величина, характеризующая энергию, называется магнитудой землетрясения. Магнитуда – это безразмерная величина, максимальное значение по шкале Рихтера составляет 10,0.

Для измерения воздействия землетрясения на окружающую среду используют шкалу интенсивности.
Наиболее часто используют четыре шкалы оценки интенсивности землетрясения:
1. Шкала Медведева – Шпонхойера – Карника (MSK-64);
2. Европейская макросейсмическая шкала (EMS);
3. Шкала Меркалли (MM);
4. Шкала Японского метеорологического агентства (JMA).

Шкалы MSK-64, EMS и ММ имеют по двенадцать степеней, а шкала JMA семь. Интенсивность землетрясения определяется по внешним признакам разрушений. По шкале MSK-64 подземные толчки силой 3 балла означают слабое землетрясение, сопровождаемое легким покачиванием висящих предметов. Это описание практически совпадает с описанием интенсивности землетрясения в 3 балла по шкалам EMS и ММ, и примерно соответствует интенсивности 1-2 балла по шкале JMA.

Сопоставление интенсивности и магнитуды землетрясения производится в процессе наблюдения и собирания статистических данных. Ориентировочное соотношение величин для очагов землетрясений находящихся на глубине 30-70 километров может выглядеть следующим образом: землетрясение в 6 баллов по любой из 12-ти бальной шкале примерно соответствует магнитуде 2,8-4,3 по шкале Рихтера. Например, магнитуда Великого китайского землетрясения, очаг которого находился на глубине 32 километра, составляла примерно 8,0 по шкале Рихтера, что соответствует 11 баллам по двенадцати бальной шкале. Описание по шкале интенсивности EMS выглядит следующим образом: «Опустошительное. Практически все здания полностью разрушены».

Столь сильные землетрясения случаются примерно раз в год, однако большую роль играет расположение эпицентра, поэтому многие толчки остаются незамеченными.

Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500