Зона турбулентности



Турбулентность возникает при изменении скорости течения газа в атмосфере и других параметров – давления, температуры, направления ветра, в результате образуются волны различных размеров. Воздушные массы в таком случае приобретают неоднородные свойства: они различны по составу, имеют разную плотность. Это совершенно естественное свойство атмосферы, которое можно наблюдать не только в воздухе: турбулентность может возникать и в жидкости, поэтому это явление часто встречается в течениях рек.
Существуют и другие виды турбулентности: оптическая, химическая, кварк-глюонная.


В воздухе турбулентность может возникать по нескольким причинам. Во-первых, часто впереди летящий самолет из-за движения торцов своих крыльев вызывает завихрения, образуя зону турбулентности. Во-вторых, такие зоны появляются в местах, где воздух неравномерно прогрелся и имеет разную температуру – обычно это наблюдается недалеко от поверхности земли. И еще одна из наиболее частых причин возникновения турбулентности – встреча различных по плотности и другим характеристикам воздушных масс.

Таким образом, зона турбулентности часто встречается в облаках. Летчики сравнивают их с ямами и ухабами на дорогах при езде на автомобиле – в ясную погоду полет похож на движение по идеально ровному шоссе, а в пасмурные дни при полете через облака обязательно будет трясти, так как в воздухе есть нисходящие и восходящие потоки. Также часто зоны турбулентности встречаются над горами или большими водоемами.
Существуют и случаи турбулентности с неустановленной причиной, их называют турбулентностью ясного неба.


Опасна ли турбулентность?



Все летчики уверенно заявляют – турбулентность это одно из самых безопасных явлений, с которыми может столкнуться самолет при полете. Движение в зоне турбулентности вызывает неприятные ощущения – вибрацию, тряску, но пассажиры часто преувеличивают их масштабы, так как их вестибулярный аппарат не может оценить влияние этой тряски на безопасность полета. При проектировании самолетов нагрузки, возникающие при турбулентности, обязательно учитываются, в конструкцию закладывается большой запас прочности на случаи самых сложных и опасных ситуаций.
Самое опасное, что может произойти при попадании в зону турбулентности – это травмы, возникающие у непристегнутых пассажиров.


Несмотря на безопасность зон турбулентности, для приятного полета важно попадать в них как можно реже, поэтому при возможности пилоты стараются их обходить. Но чаще всего полностью избавить пассажиров от тряски не удается – даже в спокойную ясную погоду на пути попадаются такие зоны.