Совет 1: Пантеон богов Древнего Египта

Пантеон Древнего Египта включает в себя более трех тысяч богов. Их имена и функций в половине случаев преданы забвению. Однако, информации об основных богах предостаточно.

Самый почитаемый из египетских богов

Сейчас можно сказать, что самым любимым, понятным и «родным» для египтян был бог Осирис, который некогда был одним из земных царей. Его брат Сет убил Осириса из зависти, разрубил на множество кусков и выбросил в Великий Нил. Преданная супруга Осириса, которую звали Исидой, отправилась в долгий поиск, собрала все части тела Осириса (согласно легендам это не всегда было просто сделать). Собранный Осирис воскрес и занял престол царства мертвых. К сожалению, на этом его брат Сет не успокоился и начал охоту на сына Осириса и Исиды, поэтому последняя укрывала младенца Гора в неприступной дельте Нила. Выросший Гор победил в честной борьбе своего дядю, после чего другие боги Египта объявили его наследником Осириса.
В Древнем Египте у каждого из богов было пять имен. Все эти имена связывали богов с первичными элементами, астрономическими объектами или являлись своеобразными титулами.

Египтяне близко принимали страдания своих богов. Поэтому культ Осириса, Гора и верной жены Исиды очень быстро стал чрезвычайно популярным на территории Египетских земель. Фактически, любой египтянин ассоциировал себя с Осирисом. На надгробиях большинство египтян именовали себя Осирисами такими-то, надеясь разделить судьбу божества после смерти.

Исида же стала одной из самых великих богинь древности. Она стала образцом материнства и женственности в Древнем Египте. Исида считалась прародительницей египетских царей, ведь их род возводили к самому Гору (сокологоловому сыну Осириса и Исиды). Символом богини Исиды являлся трон, его зачастую символически помещали на голову богини, изображая ее.

Древнейший бог египтян

Однако, пожалуй, самым важным богом традиционного египетского пантеона является Амон. Его имя переводится как «сокровенный» или «скрытый». Обычно его изображали мужчиной с кожей золотого или голубого цвета в ступообразной короне со страусиными перьями. Амон изначально являлся богом грозы и неба, но со временем приобрел функции непознаваемого и предвечного владыки вселенной.
Существует ряд легенд, утверждающих, что эту верховную власть над вселенной у Амона хитростью забрала Исида, чтобы передать ее своим мужу и сыну.
Согласно относительно поздним текстам именно Амон произнес в момент творения первое, изначальное слово, воспаряя в виде птицы над водами хаоса, из которых был создан мир.

Совет 2: Какие животные олицетворяли богов в Древнем Египте

Религия древнего Египта берет начало в тотемизме племен, заселявших плодородную долину Нила. Каждое племя выбирало своим покровителем какое-то животное. Это животное становилось тотемом племени, его почитали и берегли, надеясь на ответную милость. Из примитивных верований вырос сложный и многоликий пантеон Древнего Египта, в котором каждый бог или богиня представал в облике одного из животных.

Помощь богов

Выбор животного для почитания зависел от условий жизни племени. Обитатели берегов Нила поклонялись богу Себеку, олицетворением которого был крокодил. Считалось, что он управляет разливами реки, способными принести на поля плодородный ил.

Повсеместно почитался бык как символ плодородного земледелия. Именно быка египтяне запрягали в плуг, чтобы обработать землю. В Мемфисе бык был душой Птаха, бога-творца, и всегда жил рядом с храмом.

Не меньше быка почиталась и корова, воплощающая в себе плодородие живых существ. Она связана с Исидой, Великой матерью, покровительницей женщин и супружеской верности.

Богиня Бастет, хранительница домашнего очага, изображалась в виде кошки. Кошки были священны, в случае пожара кошку надо было спасать прежде детей и имущества. Этот культ был связан с тем, что кошки ловили грызунов, а значит, помогали сохранить урожай.
Культ жука-скарабея связан с богом Хапри. По легенде, скарабеи обладали способностью самозарождения, поэтому амулеты с изображением этого насекомого помогали воскреснуть после смерти.

Вестники небес

Сокол, впившийся в добычу острыми когтями, сначала был воплощением хищного бога охоты. Но впоследствии Гор, бог высоты и неба, занял высшую ступень египетского пантеона и стал символом власти фараона.

Бог мудрости, письменности и литературы Тот представал в облике человека с головой ибиса. Прилет ибиса по приметам был связан с разливом Нила, когда наступало благоденствие.

Эти птицы были настолько священны, что даже за случайное их убийство полагалась смертная казнь.

Древнее зло

Если берега Нила дарили жизнь и процветание, то пустыня сулила смерть. Именно поэтому бог зла Сет был одновременно и богом пустыни. Его животным был шакал, и на всех фресках он изображался как человек с головой шакала. Также Сету были посвящены осел и свинья.
Животных, которых считали воплощением души бога или богини, после смерти бальзамировали и хоронили на специальных кладбищах. После проведенного ритуала объявлялся траур, а потом жрецы выбирали новое животное для храма.

В то время, как земледельцы молили богов о дожде, фараоны использовали веру для укрепления своей власти. Бог солнца Амон-Ра считался отцом фараона, придавая верховной власти божественную природу. Животным Амона был баран с загнутыми вниз кривыми рогами.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше