Как делали зеркала в древности?



Зеркала в Древнем Египте делали из бронзы. Они давали нечеткое и тусклое изображение, а из-за высокой влажности быстро темнели и теряли свои отражающие свойства. Шли века, и в Европе стали делать серебряные зеркала. Отражение в них было достаточно отчетливым, но главным врагом таких зеркал было время. Серебро тускнело, а кроме того, стоило очень дорого. На Руси в домах богатых людей были булатные зеркала, сделанные из стали. Однако они быстро теряли первоначальный блеск, мутнели и покрывались красноватым налетом – ржавчиной. Тогда люди еще не знали, что предотвратить порчу отражающей поверхности можно достаточно просто: защитить ее от воздействия влаги и воздуха.

Нужен был тонкий и прозрачный материал. Например, стекло. Но ни египтяне, не римляне, ни славяне прозрачные стеклянные листы делать не умели. Только муранским мастерам это удалось. Именно венецианцы смогли оптимизировать процесс и постичь тайны изготовления прозрачного стекла. Случилось это в конце XII-начале XIII века. Кстати, именно рабочие с острова Мурано придумали, как выдуваемый стеклянный шар превратить в плоский лист. Однако соединить отполированную до блеска металлическую поверхность и стекло никак не удавалось. В холодном виде они не склеивались плотно, а в горячем стекло неизменно лопалось.


Необходимо было на толстый лист стекла нанести тонкую металлическую пленку. И наконец технология была разработана. На гладкий мраморный постамент клали лист олова и поливали его ртутью. Олово в ртути растворялось, а после остывания получалась пленка толщиной с папиросную бумагу, которая получила название амальгама. На нее сверху клали стекло. Амальгама прилипала. Так было сделано первое зеркало, более-менее похожее на современное. Венецианцы несколько веков хранили тайну технологии изготовления зеркал. Правители европейских стран, а затем богачи и знать были готовы отдать большую часть своего состояния, лишь бы купить зеркало.

Однажды Венецианская республика подарила зеркало французской королеве Марии Медичи. Это был самый дорогой подарок из всех, полученных по случаю бракосочетания. Размер зеркала был не больше книги. Оценено оно было в 150 000 франков.


Носить при себе крохотное зеркальце стало модным при дворе большинства европейских государств. Французский министр Кольбер не спал ночами, понимая, что французские деньги буквально уплывают в Венецию и никогда не вернутся. И тогда он поклялся раскрыть секрет венецианских мастеров-зеркальщиков.

Посол Франции отправился в Венецию и подкупил трех венецианцев, владевших секретом изготовления зеркал. Одной темной осенней ночью на лодке с острова Мурано сбежали несколько мастеров. Во Франции их спрятали настолько хорошо, что шпионам так и не удалось их найти. Спустя несколько лет в нормандских лесах открылся первый французский завод зеркального стекла.

Венецианцы перестали быть монополистами. Зеркало стало стоить значительно меньше. Купить его вполне могли себе позволить не только дворяне, но и купцы, и зажиточные ремесленники. Богачи уже и не знали, куда бы еще пристроить очередное купленное зеркало.

Отражающий стеклянный лист крепили на кровати, шкафы, столы и стулья. Крошечные кусочки зеркал даже вшивали в бальные платья.


В Испании существовала зеркальная пытка. Человека сажали в комнату с зеркальными стенами, зеркальным потолком и полом. В комнате из всей обстановки была только всегда горящая лампа. А со всех сторон человек видел лишь свое отражение. Через несколько дней пленник зеркальной комнаты просто сходил с ума.

Однако даже лучшие мастера не могли сделать зеркала большого размера. Да и качество оставляло желать лучшего. Стеклянный лист был неровным, а потому отражение искажалось.

Эволюция технологии изготовления зеркал



Французам все-таки удалось сделать большие зеркала. На широкие и длинные железные столы с бортами-ограничителями они выливали расплавленное стекло, потом раскатывали его валом, сделанным из чугуна. Но стекло оставалось все равно неровным. И тогда на этот лист насыпали песок, а сверху клали еще одно стекло и начинали смещать листы относительно друг друга. Работа была однообразной, утомительной и кропотливой. Для создания небольшого по размеру зеркала два мастера занимались шлифовкой около 30 часов. Однако после песчинок стекло становилось матовым из-за огромного количества микроскопических царапин. Полировали стекло маленькой дощечкой, обитой войлоком. На эту работу уходило до 70 часов.

Через некоторое время всю работу стали делать машины. На круглый стол наливали гипс. При помощи подъемного крана сверху клали стеклянные листы. Затем стол подкатывали под диски шлифовального, а затем и полировального, станка, которые быстро вращались.

Впоследствии вместо олова на стеклянную поверхность стали наносить ртуть. Однако все известные человечеству виды и составы амальгамы давали слишком бледное отражение, а при изготовлении мастера постоянно имели дело с вредными парами ртути. От этой технологии отказались примерно 150 лет назад. На стеклянный лист стали наносить очень тонкий слой серебра. Чтобы его не повредить, сверху поверхность покрывали краской. Такие зеркала по качеству отражения почти не уступали современным, но были дороги. Сейчас в вакуумной камере на стекло напыляют не серебро, а алюминий. На 1 квадратный метр уходит не более 1 грамма металла, а потому зеркала дешевы и общедоступны.