Совет 1: Как определить валентность по таблице Менделеева

Таблица Дмитрия Ивановича Менделеева – это универсальный справочный материал, по которому можно узнать самые необходимые сведения о химических элементах. Самое главное – знать основные принципы ее «чтения», то есть нужно уметь правильно пользоваться этим информационным материалом, что послужит прекрасным подспорьем для решения любых задач по химии. Тем более что таблица является разрешенной на всех видах контроля знаний, включая даже ЕГЭ.
Вам понадобится
  • Таблица Д.И.Менделеева, ручка, бумага
Инструкция
1
Таблица представляет собой структуру, в которой расположены химические элементы по своим принципам и законам. То есть, можно сказать, что таблица – это многоэтажный «дом», в котором «живут» химические элементы, причем каждый их них имеет свою собственную квартиру под определенным номером. По горизонтали располагаются «этажи» - периоды, которые могут быть малые и большие. Если период состоит из двух рядов (что указано сбоку нумерацией), то такой период называется большим. Если он имеет только один ряд, то называется малым.
2
Также таблица разделена на «подъезды» - группы, которых всего восемь. Как в любом подъезде квартиры находятся слева и справа, так и здесь химические элементы располагаются по такому же принципу. Только в данном варианте их размещение неравномерно – с одной стороны больше элементов и тогда говорят о главной группе, с другой - меньше и это свидетельствует о том, что группа побочная.
3
Валентность – это способность элементов образовывать химические связи. Существует валентность постоянная, которая не меняется и переменная, имеющая различное значение в зависимости от того, в состав какого вещества входит элемент. При определении валентности по таблице Менделеева необходимо обратить внимание на такие характеристики: № группы элементы и ее тип (то есть главная или побочная группа). Постоянная валентность в этом случае определяется по номеру группы главной подгруппы. Чтобы узнать значение переменной валентности (если таковая есть, причем, обычно у неметаллов), то нужно из 8 (всего 8 групп – отсюда такая цифра) вычесть № группы, в которой располагается элемент.
4
Пример № 1. Если посмотреть на элементы первой группы главной подгруппы (щелочные металлы), то можно сделать вывод, что все они имеют валентность, равную I (Li, Na, К, Rb, Cs, Fr).
5
Пример № 2. Элементы второй группы главной подгруппы (щелочно-земельные металлы) соответственно имеют валентность II (Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Ra).
6
Пример № 3. Если говорить о неметаллах, то например, Р (фосфор) находится в V группе главной подгруппы. Отсюда его валентность будет равна V. Кроме этого фосфор имеет еще одно значение валентности, и для ее определения необходимо выполнить действие 8 - № элемента. Значит, 8 – 5 (номер группы фосфора) = 3. Следовательно, вторая валентность фосфора равна III.
7
Пример № 4. Галогены находятся в VII группе главной подгруппы. Значит, их валентность будет равна VII. Однако учитывая, что это неметаллы, то нужно произвести арифметическое действие: 8 – 7 (№ группы элемента) = 1. Следовательно, другая валентность галогенов равна I.
8
Для элементов побочных подгрупп (а к ним относятся только металлы) валентность нужно запоминать, тем более что в большинстве случае она равна I, II, реже III. Также придется заучить валентности химических элементов, которые имеют более двух значений.

Совет 2: Как определить валентность элемента

Со школы или даже раньше каждый знает, всё вокруг, включая и нас самих, состоит их атомов – наименьших и неделимых частиц. Благодаря способности атомов соединяться друг с другом, многообразие нашего мира огромно. Способность эта атомов химического элемента образовывать связи с другими атомами называют валентностью элемента.
Инструкция
1
Понятие валентности вошло в химию в девятнадцатом веке, тогда за её единицу была принята валентность атома водорода. Валентность другого элемента может быть определена как число атомов водорода, которое присоединяет к себе один атом другого вещества. Аналогично валентности по водороду определяется валентность по кислороду, которая, как правило, равна двум и, значит, позволяет определить валентность других элементов в соединениях с кислородом несложными арифметическими действиями. Валентность элемента по кислороду равняется удвоенному числу атомов кислорода, которое может присоединить один атом данного элемента.
2
Для определения валентности элемента можно воспользоваться и формулой. Известно, что существует определенное соотношение между валентностью элемента, его эквивалентной массой и молярной массой его атомов. Связь между этими качествами выражается формулой: Валентность = Молярная масса атомов/Эквивалентная масса. Так как эквивалентная масса – это то количество, которое необходимо для замещения одного моля водорода или для реакции с одним молем водорода, то чем больше молярная масса в сравнении с массой эквивалентной, тем большее число атомов водорода может заместить или присоединить к себе атом элемента, а значит тем выше валентность.
3
Связь между химическими элементами имеет различную природу. Это может быть ковалентная связь, ионная, металлическая. Для образования связи атому необходимо иметь: электрический заряд, неспаренный валентный электрон, свободную валентную орбиталь или неподеленную пару валентных электронов. Вместе эти особенности определяют валентное состояние и валентные способности атома.
4
Зная число электронов атома, которое равно порядковому номеру элемента в Периодической системе элементов, руководствуясь принципами наименьшей энергии,принципом Паули и правилом Хунда можно построить электронную конфигурацию атома. Эти построения позволят проанализировать валентные возможности атома. Во всех случаях, в первую очередь реализуются возможности образовывать связи за счет наличия неспаренных валентных электронов, дополнительные валентные способности, такие как свободная орбиталь или неподеленная пара валентных электронов, могут остаться нереализованными, если на это недостаточно энергии.И всего вышесказанного можно сделать вывод, что проще всего определить валентность атома в каком-либо соединении, и гораздо сложнее выяснить валентные способности атомов. Впрочем практика сделает простым и это.
Видео по теме

Совет 3: Как определить валентность химических элементов

Валентность химического элемента - это способность атома присоединять или замещать определенное число других атомов или атомных групп с образованием химической связи. Нужно помнить, что некоторые атомы одного и того же химического элемента могут иметь разную валентность в разных соединениях.
Вам понадобится
  • таблица Менделеева
Инструкция
1
Водород и кислород принято считать одновалентным и двухвалентным элементами соответственно. Мерой валентности является число атомов водорода или кислорода, которые элемент присоединяет для образования гидрида или оксида.Пусть X - элемент, валентность которого нужно определить. Тогда XHn - гидрид этого элемента, а XmOn - его оксид.Пример: формула аммиака - NH3, здесь у азота валентность 3. Натрий одновалентен в соединении Na2O.
2
Для определения валентности элемента нужно умножить количество атомов водорода или кислорода в соединении на валентность водорода и кислорода соответственно, а затем разделить на число атомов химического элемента, валентность которого находится.
3
Валентность элемента может быть определена и по другим атомам с известной валентностью. В различных соединениях атомы одного и того же элемента могут проявлять различные валентности. Например, сера двухвалентна в соединениях H2S и CuS, четырехвалентна в соединениях SO2 и SF4, шестивалентна в соединениях SO3 и SF6.
4
Максимальную валентность элемента считают равной числу электронов во внешней электронной оболочке атома. Максимальная валентность элементов одной и той же группы периодической системы обычно соответствует ее порядковому номеру. К примеру, максимальная валентность атома углерода С должна быть равной 4.
Видео по теме

Совет 4: Как выучить таблицу Менделеева

Для школьников изучение таблицы Менделеева - страшный сон. Даже тридцать шесть элементов, которые обычно задают преподаватели, оборачиваются часами изнурительной зубрежки и головной болью. Многие даже не верят, что выучить таблицу Менделеева реально. Но применение мнемотехники способно значительно облегчить жизнь школярам.
Инструкция
1
Разобраться в теории и выбрать нужную техникуПравила, облегчающие запоминание материала, называются мнемоническими. Главная их хитрость - создание ассоциативных связей, когда абстрактная информация упаковывается в яркую картинку, звук или даже запах. Существует несколько мнемонических техник. Например, можно написать рассказ из элементов запоминаемой информации, поискать созвучные слова (рубидий - рубильник, цезий - Юлий Цезарь), включить пространственное воображение или просто зарифмовать элементы периодической таблицы Менделеева.
2
Баллада об азотеРифмовать элементы периодической таблицы Менделеева лучше со смыслом, по определенным признакам: по валентности, например. Так, щелочные металлы рифмуются очень легко и звучат, как песенка: "Литий, калий, натрий, рубидий, цезий франций". "Магний, кальций, цинк и барий - их валентность равна паре" - неувядающая классика школьного фольклора. На ту же тему: "Натрий, калий, серебро — одновалентное добро" и "Натрий, калий и аргентум — навсегда одновалентны". Творчество в отличие от зубрежки, которой хватает максимум на пару дней, стимулирует долговременную память. А значит, больше сказок про алюминий, стихов про азот и песен о валентности - и запоминание пойдет как по маслу.
3
Кислотный триллерДля облегчения запоминания придумывается история, в которой элементы таблицы Менделеева превращаются в героев, детали пейзажа или сюжетные элементы. Вот, например, всем известный текст: «Азиат (Азот) стал лить (Литий) воду (Водород)в сосновый Бор (Бор). Но Не он (Неон) был нам нужен, а Магнолия (Магний)». Его можно дополнить историей о феррари (железо - феррум), в которой ехал секретный агент "Хлор ноль семнадцать" (17 - порядковый номер хлора), чтобы поймать маньяка Арсения (мышьяк - арсеникум), у которого было 33 зуба (33 - порядковый номер мышьяка), но вдруг что-то кислое попало ему в рот (кислород), это было восемь отравленных пуль (8 - порядковый номер кислорода)... Продолжать можно до бесконечности. Кстати, роман, написанный по мотивам таблицы Менделеева, можно пристроить учительнице литературы в качестве экспериментального текста. Ей наверняка понравится.
4
Построить дворец памятиЭто одно из названий довольно эффективной техники запоминания, когда включается пространственное мышление. Секрет ее в том, что все мы можем без труда описать свою комнату или путь от дома до магазина, школы, университета. Для того, чтобы запомнить последовательность элементов нужно разместить их по дороге (или в комнате), причем представить каждый элемент очень ясно, зримо, ощутимо. Вот водород - худосочный блондин с вытянутым лицом. Работяга, который кладет плитку - кремний. Группа аристократов в дорогой машине - инертные газы. И, конечно, продавец воздушных шариков - гелий.
Обратите внимание
Не нужно заставлять себя запоминать информацию на карточках. Самое лучшее связать каждый элемент с неким ярким образом. Кремний - с Кремниевой долиной. Литий - с литиевыми батарейками в мобильном телефоне. Вариантов может быть множество. Но комбинация визуального образа, механического запоминания, тактильного ощущения от шероховатой или, наоборот, гладкой глянцевой карточки, поможет без труда поднять самые мельчайшие детали из недр памяти.
Полезный совет
Можно нарисовать такие же карточки с информацией об элементах, как были в свое время у Менделеева, но только дополнить их современной информацией: количеством электронов на внешнем уровне, например. Все, что нужно, это раскладывать их перед сном.
Источники:
  • Мнемонические правила по химии
  • как запомнить таблицу менделеева

Совет 5: Как определить валентность веществ

Химия для каждого школьника начинается с таблицы Менделеева и фундаментальных законов. И уже только потом, уяснив для себя, что же изучает эта сложная наука, можно приступать к составлению химических формул. Для грамотной записи соединения нужно знать валентность атомов, составляющих его.
Инструкция
1
Валентность – способность одних атомов держать возле себя определенное количество других и выражается она числом удерживаемых атомов. То есть, чем сильнее элемент, тем больше у него валентность.
2
Для примера можно использовать два вещества – HCl и H2O. Это хорошо известные всем соляная кислота и вода. В первом веществе содержится один атом водорода (H) и один атом хлора (Cl). Это говорит о том, в данном соединении они образуют одну связь, то есть удерживают возле себя один атом. Следовательно, валентность и одного, и другого равна 1. Так же просто определить валентность элементов, составляющих молекулу воды. Она содержит два атома водорода и один атом кислорода. Следовательно, атом кислорода образовал две связи для присоединения двух водородов, а они, в свою очередь, по одной связи. Значит, валентность кислорода равна 2, а водорода – 1.
3
Но иногда приходится сталкиваться с веществами более сложными по строению и свойствам составляющих их атомов. Существует два типа элементов: с постоянной (кислород, водород и др.) и непостоянной валентностью. У атомов второго типа это число зависит от соединения, в состав которого они входят. В качестве примера можно привести серу (S). Она может иметь валентности 2, 4, 6 и иногда даже 8. Определить способность таких элементов, как сера, удерживать вокруг себя другие атомы, немного сложнее. Для этого необходимо знать свойства других составляющих вещества.
4
Запомните правило: произведение количества атомов на валентность одного элемента в соединении должна совпадать с таким же произведением для другого элемента. Это можно проверить вновь обратившись к молекуле воды (H2O):
2 (количество водорода) * 1 (его валентность) = 2
1 (количество кислорода) * 2 (его валентность) = 2
2 = 2 – значит все определено верно.
5
Теперь проверьте этот алгоритм на более сложном веществе, например, N2O5 – оксиде азота. Ранее указывалось , что кислород имеет постоянную валентность 2, поэтому можно составить уравнение:
2 (валентность кислорода) * 5 (его количество) = Х (неизвестная валентность азота) * 2 (его количество)
Путем несложных арифметических вычислений можно определить, что валентность азота в составе данного соединения равна 5.

Совет 6: Как определить валентность

Валентность - это способность химических элементов удерживать определенное количество атомов других элементов. В то же самое время, это число связей, образуемое данным атомом с другими атомами. Определить валентность достаточно просто.
Инструкция
1
Возьмите на заметку, что обозначается показатель валентности римскими цифрами и ставится над знаком элемента.
2
Обратите внимание: если формула двухэлементного вещества написана правильно, то,
при умножении числа атомов каждого элемента на его валентность, у всех элементов
должны получиться одинаковые произведения.
3
Примите к сведению, что валентность атомов одних элементов постоянна, а других - переменна, то есть, имеет свойство меняться. Например, водород во всех соединениях одновалентен, поскольку образует только одну связь. Кислород способен образовывать две связи, являясь при этом двухвалентным. А вот у серы валентность может быть II, IV или VI. Все зависит от элемента, с которым она соединяется. Таким образом, сера - элемент с переменной валентностью.
4
Заметьте, что в молекулах водородных соединений вычислить валентность очень просто. Водород всегда одновалентен, а этот показатель у связанного с ним элемента будет равняться количеству атомов водорода в данной молекуле. К примеру, в CaH2 кальций будет двухвалентен.
5
Запомните главное правило определения валентности: произведение показателя валентности атома какого-либо элемента и количества его атомов в какой-либо молекуле всегда равно произведению показателя валентности атома второго элемента и количества его атомов в данной молекуле.
6
Посмотрите на буквенную формулу, обозначающую это равенство: V1 x K1 = V2 x K2, где V - это валентность атомов элементов, а К - количество атомов в молекуле. С ее помощью легко определить показатель валентности любого элемента, если известны остальные данные.
7
Рассмотрите пример с молекулой оксида серы SО2. Кислород во всех соединениях двухвалентен, поэтому, подставляя значения в пропорцию: Vкислорода х Кислорода = Vсеры х Ксеры, получаем: 2 х 2 = Vсеры х 2. От сюда Vсеры = 4/2 = 2. Таким образом, валентность серы в данной молекуле равна 2.
Видео по теме

Совет 7: Как читать таблицу Менделеева

Открытие периодического закона и создание упорядоченной системы химических элементов Д.И. Менделеевым стали апогеем развития химии в XIX веке. Ученым был обобщен и систематизирован обширный материал знаний о свойствах элементов.
Инструкция
1
В XIX веке не было никаких представлений о строении атома. Открытие Д.И. Менделеева являлось лишь обобщением опытных фактов, но их физический смысл долгое время оставался непонятным. Когда появились первые данные о строении ядра и распределении электронов в атомах, это позволило взглянуть на периодический закон и систему элементов по-новому. Таблица Д.И. Менделеева дает возможность наглядно проследить периодичность свойств элементов, встречающихся в природе.
2
Каждому элементу в таблице присвоен определенный порядковый номер (H - 1, Li - 2, Be - 3 и т.д.). Этот номер соответствует заряду ядра (количеству протонов в ядре) и числу электронов, вращающихся вокруг ядра. Число протонов, таким образом, равно числу электронов, и это говорит о том, что в обычных условиях атом электрически нейтрален.
3
Деление на семь периодов происходит по числу энергетических уровней атома. Атомы первого периода имеют одноуровневую электронную оболочку, второго - двухуровневую, третьего - трехуровневую и т.д. При заполнении нового энергетического уровня начинается новый период.
4
Первые элементы всякого периода характеризуются атомами, имеющими по одному электрону на внешнем уровне, - это атомы щелочных металлов. Заканчиваются периоды атомами благородных газов, имеющими полностью заполненный электронами внешний энергетический уровень: в первом периоде инертные газы имеют 2 электрона, в последующих - 8. Именно по причине похожего строения электронных оболочек группы элементов имеют сходные физико-химические свойства.
5
В таблице Д.И. Менделеева присутствует 8 главных подгрупп. Такое их количество обусловлено максимально возможным числом электронов на энергетическом уровне.
6
Внизу периодической системы выделены лантаноиды и актиноиды в качестве самостоятельных рядов.
7
С помощью таблицы Д.И. Менделеева можно пронаблюдать периодичность следующих свойств элементов: радиуса атома, объема атома; потенциала ионизации; силы сродства с электроном; электроотрицательности атома; степени окисления; физических свойств потенциальных соединений.
8
К примеру, радиусы атомов, если смотреть вдоль периода, уменьшаются слева направо; растут сверху вниз, если смотреть вдоль группы.
9
Четко прослеживаемая периодичность расположения элементов в таблице Д.И. Менделеева рационально объясняется последовательным характером заполнения электронами энергетических уровней.
Источники:
  • Таблица Менделеева

Совет 8: Сколько элементов в таблице Менделеева

Периодический закон, являющийся основой современной химии и объясняющий закономерности изменения свойств химических элементов, был открыт Д.И. Менделеевым в 1869 году. Физический смысл этого закона вскрывается при изучении сложного строения атома.
В XIX веке считалось, что атомная масса является главной характеристикой элемента, поэтому для классификации веществ использовали именно ее. Сейчас атомы определяют и идентифицируют по величине заряда их ядра (числу протонов и порядковому номеру в таблице Менделеева). Впрочем, атомная масса элементов за некоторыми исключениями (например, атомная масса калия меньше атомной массы аргона) увеличивается соразмерно их заряду ядра.

При увеличении атомной массы наблюдается периодическое изменение свойств элементов и их соединений. Это металличность и неметалличность атомов, атомный радиус и объем, потенциал ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность, степени окисления, физические свойства соединений (температуры кипения, плавления, плотность), их основность, амфотерность или кислотность.

Сколько элементов в современной таблице Менделеева

Таблица Менделеева графически выражает открытый им периодический закон. В современной периодической системе содержится 112 химических элементов (последние – Мейтнерий, Дармштадтий, Рентгений и Коперниций). По последним данным, открыты и следующие 8 элементов (до 120 включительно), но не все из них получили свои названия, и эти элементы пока еще мало в каких печатных изданиях присутствуют.
Каждый элемент занимает определенную клетку в периодической системе и имеет свой порядковый номер, соответствующий заряду ядра его атома.

Как построена периодическая система

Структура периодической системы представлена семью периодами, десятью рядами и восемью группами. Каждый период начинается щелочным металлом и заканчивается благородным газом. Исключения составляют первый период, начинающийся водородом, и седьмой незавершенный период.

Периоды делятся на малые и большие. Малые периоды (первый, второй, третий) состоят из одного горизонтального ряда, большие (четвертый, пятый, шестой) – из двух горизонтальных рядов. Верхние ряды в больших периодах называются четными, нижние – нечетными.

В шестом периоде таблицы после лантана (порядковый номер 57) находятся 14 элементов, похожих по свойствам на лантан, – лантаноидов. Они вынесены в нижнюю часть таблицы отдельной строкой. То же самое относится и к актиноидам, расположенным после актиния (с номером 89) и во многом повторяющим его свойства.
Четные ряды больших периодов (4, 6, 8, 10) заполнены только металлами.

Элементы в группах проявляют одинаковую высшую валентность в оксидах и других соединениях, и эта валентность соответствует номеру группы. Главные подгруппы вмещают в себя элементы малых и больших периодов, побочные – только больших. Сверху вниз металлические свойства усиливаются, неметаллические – ослабевают. Все атомы побочных подгрупп – металлы.

Совет 9: Селен как химический элемент таблицы Менделеева

Химический элемент селен относится к VI группе периодической системы Менделеева, он является халькогеном. Природный селен состоит из шести стабильных изотопов. Известно также 16 радиоактивных изотопов селена.
Инструкция
1
Селен считается очень редким и рассеянным элементом, в биосфере он энергично мигрирует, образуя более 50 минералов. Самые известные из них: берцелианит, науманнит, самородный селен и халькоменит.
2
Селен содержится в вулканической сере, галените, пирите, висмутине и других сульфидах. Его добывают из свинцовых, медных, никелевых и других руд, в которых он находится в рассеянном состоянии.
3
В тканях большинства живых существ содержится от 0,001 до 1 мг/кг селена, некоторые растения, морские организмы и грибы его концентрируют. Для ряда растений селен является необходимым элементом. Потребность человека и животных в селене составляет 50-100 мкг/кг пищи, этот элемент обладает антиоксидантными свойствами, влияет на множество ферментативных реакций и повышает восприимчивость сетчатки глаза к свету.
4
Селен может существовать в различных аллотропических модификациях: аморфной (стекловидный, порошкообразный и коллоидный селен), а также кристаллической. При восстановлении селена из раствора селенистой кислоты или быстрым охлаждением его паров получают аморфный красный порошкообразный и коллоидный селен.
5
При нагревании любой модификации этого химического элемента выше 220°С и последующем охлаждении образуется стекловидный селен, он хрупок и обладает стеклянным блеском.
6
Наиболее устойчив термически гексагональный серый селен, решетка которого построена из расположенных параллельно друг другу спиральных цепочек атомов. Его получают при помощи нагревания других форм селена до плавления и медленным охлаждением до 180-210°С. Внутри цепей гексагонального селена атомы связаны ковалентно.
7
Селен устойчив на воздухе, на него не действуют: кислород, вода, разбавленная серная и соляная кислоты, однако он хорошо растворяется в азотной кислоте. Взаимодействуя с металлами, селен образует селениды. Известно множество комплексных соединений селена, все они ядовиты.
8
Получают селен из отходов бумажного или сернокислого производства, методом электролитического рафинирования меди. В шламах этот элемент присутствует вместе с тяжелыми и благородными металлами, серой и теллуром. Для его извлечения шламы фильтруют, затем нагревают с концентрированной серной кислотой или подвергают окислительному обжигу при температуре 700°С.
9
Селен используется при производстве выпрямительных полупроводниковых диодов и другой преобразовательной техники. В металлургии с его помощью придают стали мелкозернистую структуру, а также улучшают ее механические свойства. В химической промышленности селен применяется в качестве катализатора.
Источники:
  • ХиМиК.ру, Селен
Видео по теме
Обратите внимание
Будьте внимательны при определении металлов и неметаллов. Для этого обычно в таблице даны обозначения.
Источники:
  • как правильно произносить элементы таблицы менделеева
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше