Совет 1: Что такое бакпосев и зачем он нужен

Бактериологический посев (бакпосев) – это лабораторное исследование биологического материала человека. Его применяют для обнаружения возбудителей дерматологических, венерологических, урологических, гинекологических и других заболеваний.
Что такое бакпосев и зачем он нужен

Зачем нужен бакпосев

Данный метод исследования производится путем посева биологического материала человека на определенные питательные среды, которые создают в лаборатории. Через определенное количество времени биоматериал «обрастает» микроорганизмами, в последствии их тестируют на чувствительность к противомикробным средствам и антибиотикам. По результатам анализа составляется антибиотикограмма, которая показывает, от какого препарата быстрее всего погибает возбудитель. Эта информация используется для назначения лечения. Бак посев на микрофлору широко применяется для выявления причины различных инфекций и воспалений. Он помогает идентифицировать возбудителя и подобрать наиболее эффективное лекарство.
Концентрация микроорганизмов в биоматериале измеряется в КОЕ/мл (колониеобразующих единицах).

Этот метод исследования имеет несколько недостатков:
- длительность выполнения,
- необходимость стерильности при заборе биоматериала,
- из-за недостаточной квалификации лаборанта или длительной транспортировки материала результаты бактериального посева могут быть неточными.

Особенности проведения некоторых видов бакпосева

Бакпосев мочи производится в целях выявления возбудителей мочеполовой инфекции. Биоматериалом для исследования является свежая моча, помещенная в стерильный контейнер. Результат свыше 105 КОЕ/мл говорит о том, что в организме есть возбудитель, вызвавший воспалительный процесс. Наличие микроорганизмов в количестве меньше 103 КОЕ/мл свидетельствует о здоровой микрофлоре. Бакпосев из цервикального канала проводится при вульвовагините, воспалительных процессах в органах малого таза, у женщин, в мазке которых были обнаружены грамотрицательные диплококки, а также у беременных женщин. Биоматериал забирается из шейки матки, из уретры и влагалища.
Исследование помогает выявить микоплазмоз, гонорею, трихомониаз, туберкулез и другие заболевания, вызванные патогенной микрофлорой.

Бактериальный посев из носа и миндалин проводится при подозрении на бактериальное происхождение фарингитов, ринитов и синуситов. Он помогает выявить стафилококковую, пневмококковую и стрептококковую инфекцию. Забор биоматериала осуществляется натощак или через два часа после еды при помощи стерильных тампонов. Бакпосев из уха позволяет обнаружить возбудителя воспалительных процессов наружного, внутреннего или среднего уха. Его выполняют до начала противомикробной терапии.

Совет 2 : Как сделать бакпосев

Бакпосев (бактериологический посев) - это лабораторное микробиологическое исследование биоматериала человека. Его проводят путем посева на питательные среды при установленном температурном режиме. Целью исследования является определение патогенных и условно-патогенных бактерий для выбора тактики лечения.
Как сделать бакпосев
Инструкция
1
Бакпосев широко применяется в урологии, гинекологии, хирургии, онкологии, отоларингологии и других областях медицины. Показаниями для проведения анализа являются воспалительные процессы, подозрение на сепсис. Для бактериологического посева забираются биологические среды организма: слизь из зева, носоглоточная слизь, мокрота (секрет бронхиального дерева), кал, слизь цервикального канала, уретры, секрет простаты, кровь, моча, спинномозговая жидкость, желчь, грудное молоко, содержимое воспалительных очагов, кист, раневое отделяемое.
2
Качество и результативность бакпосева будет, во многом, зависеть от правильности забора биоматериала. Необходимо использовать стерильную посуду и стерильные инструменты, которые выдаются пациентам в бактериологической лаборатории. Кровь и мочу необходимо собирать в сухие пробирки, остальные биоматериалы - в посуду с питательной средой. После забора материала необходимо обеспечить быструю доставку в лабораторию.
3
Мочу в количестве 10-15 мл собирают в стерильную посуду, для анализа необходима средняя порция утренней мочи. Биоматериал нужно доставить в баклабораторию в течение двух часов. Мазок из зева и носа берет лаборант, перед взятием анализа нельзя полоскать рот, чистить зубы, закапывать в нос с дезинфицирующие растворы. Нельзя пить и есть.
4
Забор испражнений в количестве 15-30 г проводят утром. Нельзя допускать попадания мочи в кал. Биоматериал нужно доставить в баклабораторию в течение 5 часов. Мокроту собирают в стерильный контейнер утром натощак во время приступа кашля, сопровождающегося отделением слизи. Перед забором анализа нужно почистить зубы и прополоскать рот кипяченой водой. Материал следует доставить в баклабораторию в течение часа.
5
Кровь для бакпосева берется лаборантом до начала антибиотикотерапии в стерильную пробирку в количестве 15 мл (у взрослых) и 5 мл (у детей). Забор отделяемого половых органов у женщин проводится не ранее, чем через 2 недели после месячных. Желательно не мочиться в течение 2 часов. Перед взятием пробы мужчинам не рекомендуется опорожнять мочевой пузырь в течение 5-6 часов.
6
В бактериологической лаборатории материал для исследования помещают на питательные среды в зависимости от поиска того или иного возбудителя. Затем их отправляют в термостат, в котором созданы благоприятные условия для роста и размножения бактерий. По истечении определенного времени при помощи микроскопа проводят контрольный осмотр колоний бактерий, которые называются «культурой микроорганизмов». Оценивают форму, цвет, плотность, способность к разложению органических и неорганических соединений. Подсчитывают количество и концентрацию возбудителей.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500