Формирование готовности к семейной жизни старших подростков является одной из составляющих общего процесса воспитания, поэтому важно, чтобы опытные педагоги и психологи применяли как можно больше различных методов, средств и форм воспитания.

Согласно классификации Г.И. Щукиной, существуют три группы методов воспитания. Методы формирования сознания личности составляют первую группу. Немаловажным здесь является метод убеждения. Педагог, который пользуется авторитетом среди учащихся, может привить как юношам, так и девушкам, целостную систему представлений о должном и не должном, о правах и обязанностях личности, о нормах и правилах поведения.


Метод убеждения и прочие словесные методы данной группы предполагают тщательную подготовку педагога в вопросах формирования готовности к семейной жизни, его широкую эрудицию и знание проблемных аспектов данной темы. Стоит заметить, что юноши в возрасте старшего подросткового возраста склонны более эмоционально относиться к воспринимаемой информации, поэтому педагогу следует преподносить материал тактично. Необходимо создавать условия для откровенного высказывания подростками своих взглядов, при этом нужно уважительно относиться ко всем точкам зрения, не допускать унижения и высмеивания. Недопустимо поощрение позиций, предполагающих развязывание различного рода конфликтов.

Метод примера предполагает, что в качестве образца идеального семьянина выступает сам воспитатель. Учащиеся нередко могут идентифицировать себя с таким педагогом, копируя в дальнейшем, как его слова, действия, так и стиль его жизни. Поэтому важно, чтобы педагог имел свои непоколебимые принципы и взгляды на жизнь.

Метод внушения характерен в большей степени для девушек и для эмоциональных юношей. Обычно данный метод используется для повышения в подростке положительных характеристик: поднятия самооценки, укрепления веры в свои силы.

Ко второй группе можно отнести методы организации поведения. Во-первых, сюда относится метод требования. Активным сторонником применения данного метода был А.С. Макаренко. Он считал, что воспитание строится на уважении личности в сочетании с непреклонной требовательностью. Во-вторых, большую роль в этой группе играет метод приучения. Педагог должен простимулировать ученика на приобретение того или иного качества.

К третьей группе следует отнести методы стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Данная группа методов направлена на создание, формирование и развитие устойчивой положительной нравственно-ориентированной мотивации личности, её потребностей, интересов, также направлена на побуждения и поощрения морально здорового поведения ребёнка и торможения асоциального поведения.

Наиболее распространённый в данной группе является метод поощрения, который предполагает порождение чувства удовольствия и радости от общественного признания поступков личности. Соответственно, социальное поведение юношей и девушек, которое хоть в какой-то степени говорит об их понимании своих гендерных ролей, должно поощряться. Само по себе поощрение не должно представлять собой некий материальный приз или грант, оно должно выражаться в словах педагога, в его поведении с учеником. Подросток должен понимать, что идёт по правильному пути.

Подводя итог, хочется отметить, что чем быстрее в наши школы войдёт тенденция к формированию готовности к семейной жизни, тем быстрее мы получим семьи с благоприятным психологическим климатом, которые знают и выполняют функции данного социального института.