Совет 1: Что такое фольклор

Слово «фольклор» (музыкальное и литературное устное народное творчество) переводится на русский язык как «народная мудрость». Термин нам «подарил» староанглийский язык, что является отличием этого слова от многих других, «обязанных» своим происхождением латинскому и древнегреческому. И, пожалуй, никто не станет спорить с тем, что это название полностью соответствует содержанию: в фольклорных произведениях отразились народные традиции, опыт и взгляды наших предков на окружающий мир, то есть на самом деле здесь собрана и передана нам, потомкам, вековая народная мудрость.

Что такое фольклор
Фольклор - это песни и танцы, легенды, былины и инструментальные наигрыши, у которых нет автора: они ведут «устный образ жизни», передаваясь от одного исполнителя к другому и при этом зачастую видоизменяясь. И случается, что вариации одной и той же песни, почерпнутые собирателями фольклора в разных источниках, значительно отличаются друг от друга.

Тем не менее даже человек, не знакомый с фольклористикой, никогда не спутает русскую народную песню, например, с грузинской или казахской, ведь каждая из них родилась у определенного народа с лишь ему присущими бытом, историей и обрядами. Именно поэтому фольклорные произведения неповторимы, например, только в русском народном творчестве есть былины, в украинском - думы и т.д.


А теперь немного истории. В древнем мире словесное творчество рождалось из религиозных и мифических взглядов человека, было связано с его трудовой деятельностью и несло в себе истоки будущих научных знаний. Обряды, с помощью которых наши далекие предки пытались влиять на окружающий мир и на свою судьбу, проводились в сопровождении заклинаний и заговоров, деревьям, воде, ветру и другим «представителям» природы посредством слов передавались просьбы или высказывались в их адрес угрозы. И постепенно словесное творчество выделилось в самостоятельный вид искусства.

В античном и средневековом мире появляется героический эпос, а также легенды и песни, несущие в себе религиозные верования. Чуть позже народ начинает складывать исторические песни, рассказывающие о реальных событиях и прославляющие героев. Социальные изменения в общественной жизни и развитие промышленности влекут за собой рождение новых жанров. Так, в русском фольклоре появляются солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни, рабочий, школьный и студенческий фольклор.

И в заключение стоит отметить, что одни фольклорные жанры «производят на свет» новые произведения, а другие, хотя и продолжают существовать, – нет. Например, и сегодня звучат частушки, анекдоты и поговорки, автор которых – народ. А вот новые народные сказки и былины не появляются, рассказываются лишь старые.
Видео по теме

Совет 2 : Жанры фольклора: примеры в литературе

Многие литературные формы относят к фольклору, отображающему три основных направления: драматическое, лирическое, эпическое. Творчество людей представлено малыми и большими формами.
Жанры фольклора: примеры в литературе

Фольклор – народное творчество, в котором отображены взгляды людей, их моральные устои, особенности жизни. Он появился еще до возникновения письменной речи. Люди с давних времен сочиняют песни, сказки. Из поколения в поколение пересказываются легенды о богах, богатырях, походах и различных явлениях природы. За все время накопилось огромное количество различных произведений. По прошествии времени все примеры деятельности поэтов и писателей стал называться устным народным творчеством. Ученые систематизировали, определили состав каждого направления, дали произведениям научное название.

Формы фольклора

Выделяют две большие группы: малые и крупные жанры. К малым относится:

  • Колыбельная песня. Всегда применялась для убаюкивания и успокоения малыша.
  • Прибаутка. Короткая история в виде стиха, которую мама рассказывает ребенку.
  • Пословица. Сжатые изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание. Отличается от поговорки тем, что состоит из предложения, содержащего нравоучение.
  • Поговорка. Отображает какое-либо явление в жизни. Ее смысл всегда можно выразить другой фразой. Не является законченным предложением.
  • Считалка. Элемент игры, помогающий установить согласие к принятым правилам.
  • Скороговорка. Фраза, построенная на сочетании различных звуков таким образом, чтобы затруднить быстрое произношение.

К малым формам относят заклички, загадки, пестушки. Они предполагают небольшой объем фольклорных произведений, часто являются элементами педагогики. Многие из них позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию. Например, потешки предполагают одновременно с произносимой речью сделать массаж, физические упражнения. К наиболее знакомым относятся «Сорока-ворона», «Ладушки».

Придуманы песни и для игр, которые подразделяются на три большие группы: обрядовые, целованные, сезонные. Первые относятся к какому-либо празднику, например, масленичные гуляния. В целованные играли на вечерках, они предполагали в конце поцелуй парня и девушки. Сезонные распространены среди детей, например, «Согревалки», «Ручеек».

Детский фольклор

Одним из самых объемных считается детский фольклор. К нему относятся произведения, созданные взрослым для детей, а также сочиненные сами детьми. Структура детской литературы не отличается от взрослой. Многие жанры отображают жизнь и труд старших, поэтому в данном направлении наиболее полно озвучиваются моральные установки народа, его национальные черты.

Среди примеров есть поэзия пестования или материнская поэзия. К ней относятся сказки, песни, прибаутки, созданные для малышей. Вторая часть – произведения для детей старшего и среднего возраста. Это:

  • дразнилки;
  • шуточные или игровые песни;
  • загадки;
  • страшилки;
  • мирилки.

Практически все они отличаются своей ритмичностью. Особенностью многих произведений является сочетание художественного текста с игрой, наличие дидактической функции. Можно в них узнать познавательную, эстетическую и этическую функции.

Детский фольклор является частью народной педагогики. Его жанры основаны с учетом физических и психических особенностей детей различных возрастных групп. Особенной является и художественная форма: направлению присуща своя специфическая образная система, тяготение к ритмизированной речи или игре.

Границу между детским и материнским фольклором провести не всегда можно, поскольку с 4-5 лет дети начинают активно подражать взрослым, повторяя их тексты. Детский фольклор можно встретить в детской поэзии таких авторов, как К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, С. В. Михалков.

Крупные жанры фольклора

К такому виду относится:

  • сказка;
  • былина;
  • придание;
  • легенда.

Сказка

Сказка является занимательным устным рассказом, имеющий поучительную направленность. Отличительной чертой этого жанра является присутствие чуда, вымысла. Сказки бывают волшебными, бытовыми, о животных. К примерам относятся «Лягушка-царевна», «Каша и топора».

В сказках торжествуют истина и добро. В них всегда можно найти правильные решения или жизненные пути. Открываются и тайны древнего миропонимания. Сказка делает ребенка участникам фантастического мира, заставляет сопереживать героям.

Былина

Былины – древние песни, в которой наиболее полно отображаются все стороны исторической и бытовой жизни русского народа. Они поражают богатством сюжетов и мотивов, силой художественных образов.

В русском эпосе былинных сюжетов есть около ста. Записей же накопилось больше двух тысяч. Многие из них относятся к глубокой древности. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал. К самым известным героям относят Илья Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Эти персонажи являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей. Ведущим приемом в былинном повествовании является гипербола.

Предание

К примеру относится «Предание о покорении Сибири Ермаком». Это рассказ о реальных людях и событиях прошлого, который необходимо было передать будущим поколениям. Предание показывает действительность в обыденных формах, но при этом используется вымысел или фантастика. Для направления характерны ссылки на предков, старых людей. События всегда происходят вокруг исторических деятелей, которые предстают в хорошем свете.

В основе могут находиться такие факты, как война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строительство, венчание на царство. Есть два пути создания преданий: обобщение воспоминаний, обобщение и оформление с применением готовых сюжетных форм. Вторая разновидность более популярна, поскольку общие мотивы переходят из столетия в столетие, но связываются с разными событиями и лицами.

Предания бывают:

  • историческими;
  • этнографическими;
  • культурологическими;
  •  топонимическими и другими.

Легенда

Относится к несказочному прозаическому фольклору. Это поэтическое предание об историческом событии. Главными персонажами являются герои. Часто присутствуют в легенде боги и другие сверхъестественные силы. События нередко преувеличиваются, в них добавляется вымысел. Поэтому ученые не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами.

Русские народные легенды неоднородны по сюжету и теме. Они разделяются на несколько групп:

  • О сотворении мира. Часто связаны с библейскими сюжетами, могут быть и язычные элементы;
  • О животных. В таком повествовании рассказывается не только о происхождении определенного вида, но и об их особенностях.
  • О Христе, святых. Рассказывают об аде и рае, помощи людям.
  • О наказании злых и прощении грешников. В них можно узнать о том, как плохой человек отказал в помощи хорошему, за что был наказан. Добрые всегда получают вознаграждение.
  •  О семейных ценностях. В них повествование строится на отношениях между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами.

К примерам относятся: «Чудо на мельнице», «Бедная вдова», «Золотое стремя» и другие.

Календарно-обрядовые песни

Это песни, которые исполнялись во время различных обрядов: «Во поле береза стояла», «Коляда-коляда!», «Подавай пирога». Такие произведения связаны с трудом крестьян, явлениями природы и праздниками. Всю календарную обрядность связывают с солнцестояниями и днями равноденствия.

Обряды были направлены всегда на достижение определенной цели: излечение от болезней, рождение ребенка. Подавляющее число таких действий сопровождались календарными песнями. Иногда они сочетались с другими формами: причитаниями, плачами.  Самым распространенным жанром обрядового фольклора были заговоры и заклинания. Это магические тексты, сопровождающие любой ритуал.

В заключение отметим: все произведения можно разделить на лирические и драматические. К первым относятся колыбельные, частушки, любовные и обрядовые песни. К драматическим относятся произведения фольклора, которые содержат сценические элементы представления

Источники:
  • Фольклор. Жанры фольклора
  • Жанры фольклора: примеры в литературе
  • Детский фольклор

Совет 3 : Большие фольклорные жанры, их особенности

Фольклор является искусством устного слова. Это творческая деятельность народа, отражающая его жизнь. Он возник еще до появления письменности. Самые важные его черты, устная передача и коллективность творчества, отличают его от литературы и других видов искусства.
Большие фольклорные жанры, их особенности

В фольклоре выделяют три разновидности произведений:

  1. Эпические, имеющие стихотворную и прозаическую форму: былины, легенды, предания, сказки, исторические песни и проч.
  2. Лирические являют собой обрядовые произведения: колыбельные, причитания, любовные песни, частушки.
  3. Драматические, представляющие собой народные драмы, как всем известный Петрушка.

Некоторые большие фольклорные жанры (сказка, песня, легенда) вошли в литературу.

Большие фольклорные жанры: сказка

Сказка – это древнейший жанр устного народного творчества. Это преимущественно прозаическое произведение авантюрной, волшебной или бытовой направленности. Большинство сказочных сюжетов повторяются у разных народов мира.

В сказке обязательно в финале торжествует добро и истина, которые все­гда на стороне обиженных и притесняемых героев. Сказка имеет свой выразитель­ный, лаконичный и ритмичный язык. Благодаря этому и создается особый фантасти­ческий мир. По тематике и стилистике сказки делят на несколь­ко больших групп:

  • волшебные сказки,
  • сказки о животных,
  • бытовые или сатири­ческие сказки.

Сказки волшебного типа бывают приключенческими и героическими. Они повествуют о том, как главный герой сталкивается с бедой или трудностями, и рассказывают, как он их преодолевает. В основе повествования обычно лежит чудесный мир. Пример волшебных сказок: «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Марья Моревна».

В сказках о животных действующими персонажами являются звери, птицы, рыбы. Они разговаривают друг с другом, решают стоящие перед ними трудности, задачи, воюют друг с другом, примиряются. В основе таких произведений тотемизм, то есть вера в тотемного животного, покровителя рода. Пример таких сказок: «Лиса и Журавль», «Волк и Лиса», «Рукавичка» и др.

Бытовая сказка воспроизводит людской быт и показывает все стороны обыденной жизни. Конфликт такой сказки часто заключается противостоянии таких качеств человека, как порядочность, благородство, честность, спрятанным под маской простоватости и наивности, негативным качествам, жадности, злобы, зависти, вызывающим у народа резкое неприятие. В качестве примера подобных сказок можно привести «Каша из топора», «Мудрая дева», «Хитрый мужик».

Народная песня в большом фольклорном жанре

Народная песня – это словесно-музыкальное фольклорное творчество, отражающее национальные черты народа, его обычаи, важные исторические события. Песня своеобразна по языку и жанровой структуре.

Народные песни бывают обрядовые и необрядовые. Календарные обрядовые песни сопровождают праздники: Колядки, Масленицу, весну, жатву. Главное назначение таких произведений состоит в оказании желаемого воздействия на природу, например, попросить хороший урожай.

Необрядовые песни исполнялись в любое время года в самых разных условиях: «Дубинушка», «Черный ворон», «Во поле береза стояла», «Два веселых гуся».

Большие фольклорные жанры: былины

Былины представляют собой героический эпос и грандиозное создание народного искусства. Этот жанр имеет огромное зна­чение в воспитании у детей любви к родной истории. Как правило, в произведении описывается героико-патриотическая жизнь богатырей и исторические события Древней Руси.

Суть былин зиждется на борьбе двух начал, добра и зла, в которой законо­мерно побеждает добро. Самые известные былинные герои — Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич. Они являются со­бирательными образами, в которых запечатлены черты многих реальных людей, чья жизнь и подвиги легли в основу героических повествований.

Былина произошла от слова «быль», однако присущая таким произведениям художественная условность часто выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности в них тесно переплетаются с мифологиче­скими мотивами и образами. Недаром одним из ведущих прие­мов в былинном повествовании считается гипербола. Она придает мону­ментальность персонажам, а их фантастическим подвигам – достаточную художествен­ную убедительность.

Примеры русских былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула», «Садко», «Добрыня и Змей».

Предание и сказ

Предание представляет собой созданный устно рассказ об исторических событиях и деяниях реальных лиц. Особенностью данного фольклорного жанра можно назвать то, что произведения имеют установку на достоверность. В преданиях также рассказывается о происхождении тех или иных названий.

Примеры преданий: «Повести временных лет», «О мести княгини Ольги древлянам», «О белгородском киселе», «предания о Петре Первом».

Сказ – это жанр фольклора, повествующий о современных событиях или недавнем прошлом. В отличие от былины или легенды, он не содержит фантастического элемента.

Данная форма эпического повествования основана на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа. Рассказчик синтаксически, интонационно и лексически ориентирован на устную речь. Примеры сказа: «Артемов ключ», «Еремеево слово».

Легенды

Легенды представляют собой прозаические народные произведения, в которых фантастическим образом осмыслены разные события. Обычно эти события связывают с миром растений, с явлениями неживой природы (гром, молнии, землетрясения), с царством животных и людей (народы, племена или отдельные личности). Легенды могут повествовать и о сверхъестествен­ных существах: Боге, святых, ангелах или нечистых духах.

К основным функциям легенд относят объяснительную и нравоучительную. Важной особенностью данного жанра является то, что хотя в ле­гендах явно ощущается языческая основа, они связаны с христианскими представлениями. Во всех подобных произведениях народного творчества человек – главный герой – оказывается выше и сильнее нечистых духов.

Выделяют из легенд народные демонологические рассказы, представляющие собой полностью суеверные по­вествования, связанные с персонажами низшей мифологии. Данные произведения имели большое распространение среди обычного неграмотного народа до начала ХХ века за счет сильного языческого мироощущения.

В научной литературе такие демонологические рассказы о колдунах, леших, чертях, домовых, полуверицах впервые были названы былинками. То есть это неболь­шие устные повествования о представителях нечистой силы, находящих отражение в бытовой жизни простого человека.

Встречаются нечистые духи там, где народным эпосом определено их место обитания, как правило, это пустынные и опасные мес­та:

  • лесные дебри, пустоши;
  • пещеры, ямы,
  • перекрестки безлюд­ных дорог;
  • болота, водоемы, омуты, водовороты;
  • колодцы и сосуды с водой.

Нечистая сила может обитать на деревьях, в заброшенных строениях, в подполе и на чердаке, в банях, сараях, хлевах. Один из самых популярных персонажей – домовой – вообще обычно живет в избе, под печью или за ней, и считается хозяином жилища.

Особенность демонологических рассказов в том, что они обращены к настоящему, а случившееся в них событие всегда невероятно. Рассказчик при повествовании всегда испытывает чувство страха. Главная цель, преследуемая такой легендой – убедить в истинности произошедшего и внушить страх перед демони­ческим существом, а также перед местами, где они обитают.

Маруся Чурай: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Связанная статья
Маруся Чурай: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Совет полезен?
Поиск
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500