Совет 1: Что такое сон

Природа сна всегда интересовала людей. Ученые на протяжении столетий пытались изучить причины и понять механизмы снов, предлагая иногда фантастические теории. Например, более ста лет назад это состояние человека считали отравлением – якобы за период бодрствования в организме накапливаются яды. Сегодня об этом сложном явлении известно гораздо больше, но не на все вопросы пока есть исчерпывающие ответы.
Что такое сон
Инструкция
1
Сон – физиологическое явление, присущее многим живым существам (рыбам, млекопитающим, птицам, некоторым насекомым), во время которого мозговая и двигательная активность понижены, замедляется реакция на внешние раздражители. Первое научное объяснение природы и причин сна дал советский физиолог Павлов, который установил, что в процессе какой-либо работы клетки коры мозга устают, и начинается торможение, которое предохраняет их от истощения. Когда оно распространяется на другие участки, возникает сон, во время которого клетки отдыхают.
2
Пока точное назначение сна не установлено, появилось множество других теорий и гипотез. Например, некоторые ученые считают, что это состояние необходимо, чтобы мозг мог обработать информацию, полученную за день. Также есть мнение, что спящий мозг оценивает физическое состояние тела и разрабатывает программу для поддержания параметров организма. Известно, что сон способствует восстановлению иммунитета.
3
Физиология сна изучена более детально. В состоянии сна в организме снижается активность катаболических процессов, и повышается анаболизм. У всех животных, в том числе у человека, это циклические процессы, которые называются циркадными ритмами. Одним из важнейших факторов наступления сна является уровень освещения, который влияет на концентрацию фитозависимых белков. Перед тем, как заснуть, у человека наблюдаются следующие процессы: начинается состояние сонливости, которое характеризуется снижением активности мозга, уровня сознания, постепенно уменьшается чувствительность сенсорных систем, начинает реже биться сердце, секреторная деятельность желез понижается.
4
Сон состоит из двух основных фаз – медленной и быстрой, которые сменяют друг друга циклами. За одну ночь обычно проходит около пяти таких циклов. При засыпании у человека начинается медленная фаза, включающая четыре стадии: дремоту, погружение в сон, глубокий сон и самый крепкий сон, при котором разбудить организм очень сложно. При медленном фазе понижается температура тела, глазные яблоки плавно двигаются под веками, дыхание и частота сердцебиений замедляются. В это время вырабатывается гормон роста, ткани регенерируются. Через полтора часа начинается быстрая фаза, когда мышечный тонус падает, полностью обездвиживая человека. Температура повышается, глаза двигаются резко, в организме активно работают внутренние органы. За 15 минут быстрого сна можно увидеть множество сновидений.
5
Термином «сон» также называют образы, возникающие у человека в спящем состоянии, как правило, в быстрой фазе. Это сновидения, зрительные, слуховые, тактильные и другие чувства, напоминающие объективную реальность. Как правило, сновидящий не понимает, что спит. Все способны видеть сны, но не все их запоминают. Считается, что эти процессы необходимы для защиты от простоя эндокринной системы.
Видео по теме
Источники:
  • Что такое сон

Совет 2 : Что значит сон для организма человека

Сон – это состояние организма, при котором деятельность многих органов снижена, а мозговая активность минимальна. Это явление наблюдается не у всех живых существ, а только у птиц, рыб, млекопитающих и некоторых других животных. Ученые до сих пор не могут полностью объяснить назначение и физиологию сна, но сегодня уже известно, что спать необходимо для отдыха, переработки информации и по другим причинам.

Содержание статьи

Что значит сон для организма человека

Что такое сон?

Третью часть своей жизни человек посвящает сну, это один из самых важных процессов для жизнедеятельности: не получая возможности для отдыха, организм умирает, как при недостатке пищи или воды. Сон – одно из самых загадочных состояний, которое до сих пор вызывает немало вопросов среди ученых. С давних времен это явление привлекало любопытных исследователей: древние мудрецы выдвинули немало ошибочных теорий о причинах и назначении сна.

Некоторое время считалось, что это происходит из-за отравления мозга. Но сегодня известно, что это состояние не является патологическим и необходимо для нормального функционирования систем организма. Также сон имеет и ряд других функций. Изучение этого явления продолжается, и возможно, ученые еще дадут более полное объяснение этому феномену.

Зачем нужен сон?

Главная функция сна – восстановительная. На протяжении дня организм накапливает стресс, его клетки разрушаются, ткани и органы устают, а мозгу приходится решать огромное количество проблем. Днем он занимается поддержанием гормонального фона, ритма сердцебиения, дыхания, при этом необходимо уделять внимание и восприятию, и другой деятельности. Во время бодрствования в организме накапливаются продукты жизнедеятельности, а энергетические запасы быстро тратятся. В нейронных связях копится огромное количество информации, но времени на ее организацию нет.

Сон решает все эти проблемы, предоставляя организму отдых. В это время мозг не отключается, но переходит в другой режим: он систематизирует информацию, пополняет запасы глюкозы, выводит продукты внутренних процессов, образовывает новые белки, восстанавливает клетки. В результате переработки информации, полученной за день, происходит упорядочивание воспоминаний и архивирование данных, а количество нейронных связей возрастает. Доказано, что сон стимулирует память, облегчает запоминание нужного материала.

Кроме того, сон восстанавливает иммунитет, который снижается под воздействием многих факторов во время бодрствования. Когда человек спит, в его организме активизируются определенные клетки – Т-лимфоциты, которые справляются с инфекциями и простудами.

При недостатке сна организм начинает работать со сбоями: клетки не получают достаточного количества питательных веществ и гибнут, ухудшаются память и внимание, нарушается работа многих органов, слизистых оболочек и желез, иммунная система не справляется с болезнетворными бактериями и вирусами, развиваются патологические состояния и заболевания из-за неправильной работы систем организма.
Видео по теме
Как быстро уснуть? Борьба с бессонницей
Связанная статья
Как быстро уснуть? Борьба с бессонницей

Совет 3 : Что значит здоровый сон

Здоровый сон позволяет человеку быть всегда в тонусе, сохранять здоровье, хорошо выглядеть. Чаще всего нарушения сна связаны с проблемами в области нервной системы, большими стрессами и переживаниями. Как итог, ухудшаются многие жизненно важные показатели.
Здоровый сон
Сон – источник хорошего настроения и самочувствия. Многие знаменитости утверждают, что полноценный здоровый сон позволяет сохранять красоту, продлевать молодость.

Если рассматривать феномен сна с точки зрения физиологии человека, он выступает как важнейшее состояние деятельности мозга. По этой причине важен именно здоровый сон.

Когда человек спит тревожно, его мозг полностью не расслабляется, отсюда утреннее состояние нельзя назвать добрым, а в течение дня будет наблюдаться заторможенность.

В настоящее время нарушение сна является распространенным явлением. Почти 30% людей страдает различными видами расстройства сна. Как итог, в дневное время уменьшается продуктивность, коэффициент полезного действия, ухудшается общее состояние, здоровье. Человек, у которого наблюдаются нарушения сна, часто подвержен стрессам и заболеваниям.

Характеристики здорового сна

Здоровый сон для современного человека – это глубокое погружение после засыпания на 7-8 часов, после которого ощущается, что тело и мозг отдохнули, готовы к дневной трудовой деятельности.

При здоровом сне наблюдается три основных признака:
- человек засыпает легко и быстро, не прилагая к этому особых усилий;
- промежуточные ночные пробуждения полностью отсутствуют;
- утром пробуждение быстрое и свободное, без долгого переворачивания с бока на бок.

Возвращение к режиму здорового сна

Здоровый сон наблюдается практически у всех детей школьного возраста, пока не наступает пора влюбленности и испытательных экзаменов. Нервные переживания, сильные стрессы могут сбить ритм сна. В итоге засыпание усложняется, а ночью наблюдаются частые беспричинные подъемы.

Чтобы вернуться к режиму здорового сна, необходимо успокоить нервную систему, к самому же процессу отхода ко сну добавить ряд процедур. Это может быть теплая ванна, неспешная прогулка на улице, легкая музыка. Главное, чтобы процедуры вели к расслаблению.

Для здорового сна важно определить для себя, во сколько оптимально ложиться спать. Большинство людей проявляют физическую и мозговую активность до 21:00. После этого наблюдается постепенное затухание активности. Физиологи и психологи советуют ложиться спасть в промежутке между 22:00 и 23:00, а просыпаться с 6:00 – 7:00. Тогда сон будет здоровым и полноценным

Наверное, многие замечали, что после длительного сна болит голова, чувствуется вялость в теле, заторможенность. Это говорит о том, что здоровый сон не может быть слишком длительным. В нашей жизни все хорошо в меру, поэтому лучше всего спать в привычном режиме, не позволяя себе больших послаблений.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500