В мировой литературе есть очень хороший пример, который помогает понять природу заикания. Алан Мар­шалл в книге "Я умею пры­гать че­рез лу­жи" опи­сы­ва­ет од­ну женщи­ну, у ко­то­рой был длин­ный и не­кра­си­вый во­лос на под­бо­род­ке. Окру­жаю­щие ее лю­ди не­до­уме­ва­ли, по­че­му она не сбри­ва­ет его. А все де­ло в том, что ес­ли бы она его сбри­ла, то при­зна­ла бы факт его су­ще­ст­во­ва­ния. Это по­тре­бо­ва­ло бы сме­ло­сти при­знать свой не­дос­таток, встре­тить­ся с чем-то не­при­вле­ка­тель­ным в се­бе.

Это сравнение позволяет понять один из ас­пек­тов заи­ка­ния. Заи­каю­щийся (в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве слу­ча­ев) пы­та­ет­ся скрыть свой не­дос­та­ток, от­ри­цать, от­верг­нуть его, бро­сить ог­ром­ные уси­лия на то, что­бы ни­кто не по­нял, что он заи­ка­ет­ся. Он по­сто­ян­но бо­рет­ся со сво­им заи­ка­ни­ем.


То есть заи­каю­щийся от­ри­цает факт сво­его заи­ка­ния. Так­же это про­яв­ля­ет­ся и в том, что заи­кающийся во вре­мя ре­чи при­ла­га­ет мно­го уси­лий, что­бы скрыть его.

Как бу­дет вес­ти се­бя че­ло­век, от­ри­цаю­щий факт су­ще­ст­во­ва­ния сво­ей ру­ки? Он бу­дет пря­тать ру­ку, мас­ки­ро­вать ее, он бу­дет ис­пыты­вать страх, что кто-то пой­мет, что он пря­чет, он бу­дет по­сто­янно обес­по­ко­ен. Чем боль­ше он бу­дет пря­тать свою ру­ку, тем боль­ше вни­ма­ния он бу­дет на нее об­ра­щать, тем стран­нее он бу­дет вы­глядеть в гла­зах ок­ру­жаю­щих.

Схо­жее по­ло­же­ние и с заи­ка­ни­ем. Чем боль­ше че­ло­век ста­ра­ет­ся не заи­кать­ся, тем силь­нее на­чи­на­ет напрягаться, что впоследствии усиливает заи­кание. Че­ло­век не мо­жет ду­мать о чем-то беспред­мет­но. Ес­ли он ду­ма­ет о том, что­бы ды­шать, это мысль о дыха­нии; ес­ли же он ду­ма­ет о том, что­бы не ды­шать, то это то­же мысль о ды­ха­нии. Ес­ли че­ло­век ду­ма­ет о сво­ем заи­ка­нии, это мысль о заи­ка­нии, ес­ли же он ду­ма­ет о том, что­бы не заи­кать­ся, то это та же са­мая мысль. Также состояние заикания сильно за­ря­же­но эмоционально. Тревога, страхи и другие отрицательные эмоции сопровождают заикающегося человека.

Эти раз­мыш­ле­ния при­во­дят к не­ко­то­рым очень ин­те­рес­ным вы­во­дам. Са­мым важ­ным, на мой взгляд, яв­ля­ет­ся тот, что с заи­ка­ни­ем бесполезно бо­роть­ся. Это толь­ко уси­ли­ва­ет его. Я очень хо­чу не заи­кать­ся, но имен­но этим са­мым же­ла­ни­ем я соз­даю и уси­ли­ваю заи­ка­ние. Не прав­да ли па­ра­док­саль­но?

Ве­ро­ят­но, это иг­ра­ет од­ну из клю­че­вых ро­лей в том, что у заикающегося человека по­сле середины жизни речевые проблемы обыч­но на­чи­на­ет ос­ла­бе­вать. В этом воз­рас­те про­сто уже схо­дят с не­при­ми­ри­мой по­зи­ции, ко­то­рая бы­ла рань­ше.

Ес­ли заи­ка­ние бо­лез­нен­но вос­при­ни­ма­ет­ся че­ло­ве­ком, у не­го может воз­ник­нуть же­ла­ние не го­во­рить или го­во­рить как мож­но мень­ше, т.е. не под­вер­гать се­бя та­ким не­при­ят­ным ощу­ще­ни­ям. Он на­чи­на­ет ухо­дить от са­мих си­туа­ций го­во­ре­ния, ду­мать о том, как ска­зать мень­ше или во­об­ще не ска­зать, за­мы­ка­ет­ся в се­бе.

Этот фе­но­мен на­зван "па­ра­док­сом брев­на" и опи­сан В.Ле­ви. Ес­ли брев­но ле­жит на зем­ле, то по не­му очень лег­ко прой­ти, ес­ли поднять его на метр, то прой­ти слож­нее, ес­ли же на 20 мет­ров, то непод­го­тов­лен­но­му че­ло­ве­ку прой­ти про­сто не­воз­мож­но. В по­след­нем слу­чае че­ло­век на­чи­на­ет ду­мать о том, как не упасть. То есть он на­прав­ля­ет свои усилия на мысли о падении, тем са­мым про­грам­ми­руя и фор­ми­руя те не­лов­кие дви­же­ния, ко­то­рые и по­ме­ша­ют прой­ти. Тот же механизм актуален и при заикании.