Совет 1: Томография в диагностике опухолей головного мозга

15 человек на 100 тысяч страдают по статистике различными опухолями головного мозга. Основная опасность таких заболеваний в том, что выявить их, особенно на ранних стадиях, довольно проблематично. Но современная медицина не стоит на мете, и сегодня для диагностики подобного рода серьезных заболеваний обычно применяют новейшие методы исследования. Так, одной из необходимых процедур для диагностики заболеваний мозга сегодня является томография.
Сама по себе томография - это диагностика при помощи рентгенологического исследования. В результате можно получить снимки слоев организма, лежащих на определенной глубине и не поддающихся визуальному осмотру или пальпированию. Обычный рентген зачастую может не справиться с точным определением формы и размера новоообразования, что заметно затрудняет диагностику и способствует постановке неверного диагноза. При томографии же используются принципиально новые аппараты, которые подразумевают, что человек должен быть недвижим в момент исследования, а специальная трубка в это время будет передвигаться по определенной траектории, изучая противоположные направления. Все результаты записываются на специальную пленку, после чего расшифровываются и распечатываются в виде картинок. Обычно томографию применяют для исследования состояния трахеи, бронхов, сосудов, а также почек, желчного пузыря, надпоечников и т.д. Но особенно часто и эффективно томографию используют для диагностики заболеваний мозга. Причем часто используют разные методы томографии.

Магнитно-резонансная томография

Эту диагностику обычно называют решающим этапом в постановке диагноза. Снимки в данном методе исследования создаются под разными углами, что позволяет медикам получить более точное представление и о месте расположения опухоли, и о ее размерах. Кроме того, магнитно-резонансная томография (МРТ) способствует получению более четких снимков новообразований, которые могут располагаться рядом с костями, а также тех опухолей, чьи размеры минимальны, или тех, что находятся в стволе головного мозга. Благодаря такой методике легко можно захватить очаг заолевания на ранней стадии развития заболевания. А это, как известно, половина успеха.
Как правило, магнитно-резонансная томография делает снимки в трехмерном пространстве. В результате можно получить практическое представление о заболевании, как будто оно находится непосредственно перед глазами врача.

Проводится МРТ в специальном аппарате. Человек ложиться на подвижной стол, голова его надежно фиксируется. Также фиксируют и все тело пациента при помощи специальных валиков и ремней. Вокруг головы (так как происходит изучение мозга) размещаются устройства с проводами, которые будут посылать и принимать радиоволны. В некоторых случаях вводят контрастное вещество. Оно помогает сделать картинку более четкой, подсвечивая поврежденные участки. Вводится контраст внутривенно. Затем стол задвигают в аппарат, и персонал перемещается в специальный кабинет, где стоят компьютеры, фиксирующую работу томографа. Единственное неудобство, которое связано с данной процедурой - нельзя шевелиться. В противном случае снимки получаться смазанными и нечеткими, процедуру придется переделывать. С учетом того, что на томограф обычно стоят очереди, это может стать фатальной ошибкой.
Желательно сообщить врачу и медицинской сестре о имеющейся у вас аллергии на лекарственные препараты. Особенно это нужно, если будет использоваться контраст.

Подготовка к исследованию должна быть максимально серьезной. Во-первых, проводить томографию можно только человеку в удобной (свободной) одежде. Поэтому чаще всего пациента переодевают в больничную рубашку. Что касается правил приема пищи и жидкости, в каждом конкретном исследовательском центре они свои. Однако базовые правила все же лучше соблюдать - не пить алкоголь, не есть традиционно вредную пищу и т.д. Те же правила касаются и приема лекарственных препаратов.

Обязательно подробно расскажите врачу о имеющихся у вас заболеваниях, а также и о том, если вы переносили какие-либо операции. Ведь есть ряд заболеваний, при которых процедуру МРТ нужно проводить очень аккуратно. В случае если вы страдаете клаустрофобией, предварительно выпейте успокоительного (выбор препарата обязательно нужно согласовать с врачом-диагностом).

Помните, что в томограф нельзя ложиться с ювелирными украшениями. То же самое касается и слуховых аппаратов, съемных зубных протезов, заколок для волос, пирсинга, очков. Также необходимо предупредить врача, если у вас имеются корректирующие аппараты с магнитным влиянием, типа кардиостимуляторов, стентов для сосудов, клипс от аневризм и т.д.

Компьютерная томография

Компьютерная томография (КТ) - метод рентгенологического исследования органов, который позволяет изучать их состояние послойно. Для этого используется сложнейшее компьютерное и рентгеновское оборудование. Минус КТ перед МРТ в том, что оно менее чувствительно в отношении мелких и только что начавших развиваться опухолей, а также в отношении труднодоступных образований. Однако в общем, со своей миссией этот метод исследования вполне справляется. Для проведения такой процедуры также может потребоваться специальный контраст. В результате КТ обычно помогает определить месторасположение опухоли, а в некоторых ситуациях и ее вид. Чаще всего КТ используется для оценки эффективности лечения, а также для отслеживания рецедивов заболевания.

Происходит процедура так. Больного помещают на передвижной стол, на котором он постепенно перемещается в специальную камеру. Вокруг него в момент исследования крутится сам аппарат, излучающий рентгеновский луч. Изображение получается под разными углами. Далее полученные результаты обрабатываются компьютером.

Процедура компьютерной томографии абсолютно безболезненна. Что же касается подготовки к данному виду исследования, оно ничем не отличается от того, что рекомендуется при магнитно-резонансной томографии. Рисков при КТ нет никаких. Правда, у некоторых пациентов может отмечаться ухудшение самочувствия. Но в большинстве случаев это вызывается реакцией на введенный контраст. При этом доза рентегновского облучения минимальна и побочных эффектов не вызывает.

Совет 2: Глиома головного мозга: симптомы и лечение

Глиома - самая распространенная опухоль головного мозга. Глиома бывает единичной, часто она наблюдается в белом и сером веществе головного или спинного мозга. Изредка эти опухоли появляются в периферических нервах.

Симптомы глиомы

Глиома может расти годами, не образуя метастаз (за редким исключением). Размер этой внутримозговой опухоли может быть от просяного зерна до большого яблока, она имеет чаще всего округлую форму, иногда веретенообразную. Изредка глиома растет за пределы вещества мозга. Микроскопические исследования опухолей показали, что они состоят из клеток невроглии с отростками.

Симптомы глиомы головного мозга зависят от расположения опухоли, а также от стадии развития. Чаще всего наблюдаются головные боли, трудности с речью, ухудшение зрения, эпилептические припадки, слабость или паралич лица, либо одной части тела, нарушение равновесия, ухудшение ощущений, изменения в поведении, ухудшение памяти и мышления, тошнота и рвота. Большинство больных имеют один или несколько указанных симптомов различной продолжительности: от нескольких недель до нескольких месяцев.
Иногда у пациента неврологические признаки болезни отсутствуют, а глиома обнаруживается при сканировании (компьютерной томографии) головного мозга по другим причинам.

Для диагностики большинства опухолей головного мозга чаще всего используют магнитно-резонансную томографию (МРТ). По сравнению со сканированием этот метод позволяет выявить более точное расположение глиомы. Для уточнения диагноза проводится исследование ткани, взятой с помощью биопсии.

Лечение глиомы

Лечение злокачественных глиом проводится традиционно следующими способами: хирургия, радиотерапия и химиотерапия. При хирургическом лечении удаляют видимую часть опухоли в максимальном объеме. Такая операция является очень сложной. Удаление злокачественной глиомы сразу смягчает симптомы, увеличивает эффективность других методов лечения. Резекция опухоли позволяет провести оптимальный гистологический анализ.
Глиомы являются неизлечимыми. Прогноз для больных с тяжелыми случаями опухолей неблагоприятен. В некоторых случаях только 50% больных выживает в первый год после установления диагноза и 25% - по прошествии второго года.

Радиационная терапия и химиотерапия используются как вторичное или дополнительное лечение после оперативного вмешательства. Их также применяют у пациентов, не подходящих для хирургического лечения: при наличии нескольких видов рака, при распространении опухоли в оба полушария, при неоперабельном местоположении глиомы (например, в стволе головного мозга), а также при отказе от хирургического лечения. И радиотерапия, и химиотерапия сдерживают рост опухоли.

Профилактикой злокачественных образований является нейтрализация или устранение действия неблагоприятных факторов образа жизни и окружающей среды, повышение иммунитета организма, регулярное прохождение профилактических осмотров.
Видео по теме

Совет 3: Киста головного мозга: симптомы и лечение

Киста головного мозга – доброкачественное новообразование в форме мешка или пузыря, наполненного жидкостью. В зависимости от размера и места расположения кисты у пациента возникают те или иные симптомы.

Симптомы кисты головного мозга

Клинические проявления небольшой кисты головного мозга могут отсутствовать. Только по мере роста новообразования у пациента могут возникать периодические или систематические головные боли, общая слабость, повышенная утомляемость, нарушение зрения, бессонница, чувство пульсации в теменной области или в висках.

При кисте головного мозга больших размеров возникает симптоматическая эпилепсия, психические расстройства, потеря сознания, парезы, параличи, нарушение чувствительности рук и ног, всего тела, нарушение равновесия.

Диагностика кисты головного мозга

Определить месторасположение кисты и ее размеры помогает магнитно-резонансная и компьютерная томография. Чтобы отличить доброкачественное новообразование от злокачественной опухоли, при обследовании пациенту вводят контрастное вещество. Киста остается индифферентной. В то время как злокачественная опухоль начинает сразу накапливать введенное вещество и уже через 30 минут полностью изменяет свой цвет.

Допплеровское сканирование проводится для диагностики сужения сосудов, поставляющих кровь к головному мозгу. Если кровоснабжение нарушено, появляются очаги гибели вещества мозга, на их месте образуются полые доброкачественные кисты.

Кроме того, пациенту назначают ЭКГ, биохимический анализ крови, мониторинг артериального давления в течение суток, анализы на аутоиммунные и инфекционные заболевания.

Лечение кисты головного мозга

Медикаментозное лечение кисты головного мозга рекомендовано пациентам при аутоиммунных, инфекционных процессах, протекающих в организме. А также тем, у кого обнаружена арахноидальная киста. Как правило, назначают препараты «Карипазим» или «Лонгидаза». При хронических очагах инфекции рекомендованы противовоспалительные, противовирусные препараты, витамины, ноотропы, консультация у иммунолога.

На протяжении всего курса медикаментозного лечения и в течение двух лет после его окончания проводят мониторинговое обследование, чтобы своевременно обнаружить повторное образование кисты и проследить за скоростью рассасывания имеющегося доброкачественного новообразования.

Кисту головного мозга среднего размера могут удалить с помощью эндоскопической операции, которая менее травматичная, если проводить сравнение с традиционным хирургическим вмешательством.

Большие кисты удаляют оперативно, используя метод трепанации черепа. Восстановительный период после такого вмешательства достаточно длительный.

Совет 4: Томография позвоночника – современная диагностика заболеваний спины

Магнито-резонансное исследование, так называемая томография, позволяет выявить серьезные негативные изменения в организме на самых ранних стадиях, что значительно облегчает и ускоряет процесс выздоровления. Особенно эффективен такой метод при выявлении причин появления болей в спине.
В ходе магнито-резонансного исследования спины происходит так называемая послойная съемка позвоночника, прилегающих к нему тканей и спинного мозга. Во время процедуры тело пациента помещается в магнитное поле, которое создает специальный аппарат, и происходит намагничивание клеток, что позволяет считывающему устройству отследить их колебания и перенести результаты на снимки. Томография занимает от 5 до 40 минут и дает точность диагностирования того или иного заболевания от 95% и выше.

Подобная современная диагностика заболеваний спины позволяет выявить на ранних стадиях такие заболевания, как остеохондроз и спондилез, обнаружить метастазы, опухоли, протрузии и грыжи позвоночника, патологические изменения в спинном мозге, нарушение спинального кровообращения и предотвратить их развитие.

Преимущество подобной исследовательской методики перед другими в том, что при ее выполнении не происходит облучения организма, хорошо просматриваются все ткани и соединения позвонков.

Правила подготовки к томографии позвоночника

На томографию рекомендуют приходить натощак. Последний прием пищи должен быть не ранее, чем за 8 часов до проведения процедуры.

Необходимо сообщить врачу, который будет проводить томографию о наличии аллергии и о том, какие препараты принимаются пациентом на момент обследования, о хронических заболеваниях любого типа, если таковые есть.

Перед тем, как разместиться на столе устройства для проведения процедуры, необходимо снять все украшения, зубные протезы, заколки, часы, нижнее белье с металлической фурнитурой, очки, так как они могут отражаться на снимке и создавать помехи при работе аппарата. Кроме этого, нужно будет одеть специальный халат или фартук, который обязательно есть в каждом кабинете томографии.

При каких симптомах обязательно нужно делать томографию позвоночника

Магнито-резонансная томография позвоночника назначается., как правило, при ярко выраженных длительных болях в области спины неизвестной этимологии. Кроме этого, поводом могут стать регулярные головные боли, сбои сердечного ритма, онемение конечностей и изменение цвета их кожных покровов.

Поводом могут стать и сложности с мочеиспусканием, проблемы с половыми органами, если не удается выявить причину их возникновения, боли в области таза или плеч.

Противопоказания к проведению томографии

Существуют ряд противопоказаний к проведению магнито-резонансного исследования позвоночника. Нельзя ни в коем случае проводить томографию тем пациентам, у которых установлен кардиостимулятор или произошло обострение каких-либо хронических заболеваний на момент проведения процедуры.

Больным клаустрофобией или тем, у кого есть психические отклонения, рекомендуется выполнять исследование при помощи магнито-резонансных аппаратов открытого типа, чтобы избежать приступа паники.

Противопоказаниями к такого типа исследованию также служат и беременность, период лактации и возраст до 12 лет.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше