Совет 1: Как древние люди охотились в 2017 году

Сложность изучения культуры и быта древних людей состоит в том, что в этот период истории не было письменности, и, соответственно, до наших дней не дошли свидетельства современников. Тем не менее историки могут реконструировать хозяйственную деятельность древних людей, в том числе охоту, с помощью археологических находок.
Инструкция
1
В период ранней истории человечества - в палеолите и мезолите - основной хозяйственными видами деятельности были охота и собирательство. Охота позволяла не только добыть мясо для пропитания, но и получить шкуры, из которых изготавливалась одежда и жилища, а также кости, служившие основой для некоторых орудий труда, а иногда даже материалом для растопки. Техника охоты изменялась вместе с общим развитием хозяйственных навыков и усложнением общественной жизни.
2
Техника охоты во многом зависела от типа дичи. Для поимки мелких животных и птиц древние люди устанавливали ловушки. Скорее всего, это были технически простые приспособления, которые, однако, были весьма эффективны - археологи находят немало останков птиц у стоянок древних людей. При охоте на среднюю дичь - некрупных млекопитающих, таких как газели - древние люди использовали копья и появившиеся ближе к среднему палеолиту лук и стрелы. Нужно учитывать, что в тот период эффективность этих орудий ограничивалась спецификой материалов. Люди каменного века не умели обрабатывать металлы - наконечники изготавливались из небольших камней или из кости, что уменьшало силу воздействия копий и стрел.
3
На крупных животных - мамонтов, слонов - древние люди охотились коллективно. Эти данные исследователи почерпнули из богатой наскальной живописи с подробными сценами охоты, а также из наблюдений за современными племенами, частично сохранившими старые обычаи. Именно по причине охоты люди палеолита жили группами - поимка большого животного давала им пропитание ненадолго, что не было гарантировано с мелкой дичью. Способ охоты зависел от местности и традиций конкретного племени. Иногда охота велась просто с помощью преследования: группа первобытных людей, вооруженных копьями, гналась за животным до усталости последнего, а потом расправлялась с добычей. Проще всего было подкараулить животное на водопое. В гористой местности животное можно было подогнать к обрыву и заставить упасть с него. Также более развитые племена со временем научились строить ловушки на крупную дичь. Одним из примеров таких ловушек можно назвать глубокую яму, прикрытую листвой и ветками, в которую можно было заманить или загнать животное.

Совет 2: Как люди охотились

Зарождение охоты относится к доисторическому периоду существования человечества. В те далекие времена охота, наряду с примитивной рыбной ловлей и собирательством, была основным источником пропитания людей. Шли тысячелетия, постепенно изменялась роль охоты в жизни человека и способы добывания дичи. В условиях современной цивилизации охота – это чаще всего хобби и спортивное увлечение.
Инструкция
1
В первобытном обществе способы охоты не отличались большим разнообразием. Вначале человек использовал для добывания дичи подручные средства – камни и дубины. Объединяясь в группы, охотники загоняли животных в специально подготовленные ямы, а потом добивали камнями. С появлением более совершенных орудий труда изменился и охотничий инвентарь. В обиход вошли копья с заостренными каменными наконечниками, лук и стрелы. Охота все больше приобретала индивидуальный характер.
2
Впоследствии к оружию первобытных охотников добавились довольно хитроумные приспособления для ловли животных. Еще в каменном веке человек активно использовал западни, деревянные капканы, самоловы и самострелы, а также петли и силки для ловли птиц. Такая «пассивная» охота не отнимала много времени и не требовала быстроты и ловкости. От охотника требовалось насторожить ловушку, а через некоторое время проверить ее.
3
Времена менялись. С развитием земледелия и скотоводства хозяйственное значение охотничьего промысла уменьшилось. Охота все больше превращалась в увлекательное времяпрепровождение, которому предавалась знать. Во времена Средневековья охота стала способом увеселения для королевских особ и тех, в чьих жилах текла благородная кровь. Активно стали применяться соколиная и псовая охота.
4
Появление в XIII-XIV веке огнестрельного оружия в корне изменило стиль ведения охоты. Оружие стали использовать не только для ведения боевых действий. Специальные модели ружей предназначались исключительно для целей охоты. Охотнику стало значительно легче добывать дичь, ведь теперь не нужно было приближаться к ней вплотную. Пуля или дробовой заряд могли поразить зверя или птицу на расстоянии в несколько десятков и даже сотен метров.
5
Сегодня охота имеет не только промысловый, но и спортивный характер. Во многих странах порядок и сроки охоты регулируются законом. Существуют специально отведенные охотничьи угодья и правила ведения промысла. Нарушение установленных норм и применение запрещенных способов добычи животных считаются браконьерством и преследуются в административном или даже в уголовном порядке.
Видео по теме

Совет 3: Как жили древние племена

Благодаря нелегкому труду ученых, занимающихся поиском следов и изучением жизни древних людей, можно представить далеких предков разных народов, населяющих современный мир. Каждая народность имела свою неповторимую культуру. Сохранившиеся археологические памятники прошлого, вещественные источники служат материалом для историков.
Инструкция
1
Многочисленные племена древних славян, первоначально называемых венедами, жили на землях между Карпатами и Балтийским морем. Археологи считают, что венеды – исконные европейские жители, потомки которых обитали здесь уже в древнем каменном веке.
Земледелие и скотоводство были хорошо известны славянам. Государства у них не существовало, славянские племена делились на многочисленные независимые группы, во главе которых стояли вожди племени. Византийцы отмечали храбрость, военное искусство, свободолюбие древних славян. Предки русского, белорусского и украинского народов в зависимости от места обитания имели разные названия: например, в соседстве с прибалтийским племенами жили кривичи, в современном Полесье - древляне, в бассейне реки Ока – племена вятичей, озера Ильмень – ильменские словене.
2
Крутые склоны, овраги, озера и реки окружали поселения древних славян. Люди, защищаясь от врагов, возводили земляные валы, выкапывали глубокие рвы. Древние славяне жили общиной родственников в землянках. Земледелие, представляющее очень тяжелый труд людей, считалось главным занятием славянских народов. Распространенными земледельческими культурами были просо и репа. Древние славяне разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу и бортничали. Мужчины из выплавленного из руды железа изготавливали орудия труда и оружие. Славянские женщины занимались пошивом одежды, ткачеством, лепили посуду из глины. У славян велась активная торговля с соседями, место денег занимали шкуры пушных зверей, скот, зерно, мед. Древние славяне были язычниками. Умерших сжигали, местом захоронения были курганы. Древнеславянским племенам постоянно приходилось обороняться от степняков-кочевников, разорявших их земли.
3
С развитием ремесла и земледелия в среде славянских народов стало развиваться неравенство: появились богачи и бедняки. На смену общинным отношениям приходили мелкие крестьянские хозяйства. Конец первого тысячелетия ознаменовался появлением городов. Племенные отношения среди славян перерастали в классовое общество, в связи с этим начинало складываться государство.
4
На обширных территориях от Балтийского и Северного морей до реки Дунай селились племена древних германцев. Воинственные и предприимчивые люди следовали достаточно суровому образу жизни, были высокого роста, голубоглазыми и рыжеватыми. В свободное от войн время германцы охотились, играли в кости и пировали. Хозяйство лежало на женских плечах, которым помогали старики и дети. Участие в битвах принимали и женщины: помогали раненым, укрепляли мужество мужей-воинов, располагаясь за сражающимися. Семьи древних германцев жили на отдельных хуторах, совместно владеющие землей родственники представляли общину. Народное собрание, состоящее из членов одной или нескольких общин, решало вопросы заключения мира и объявления войны, проводило выборы, занималось судебными делами, наделяло юношей оружием.
5
На главные сословия германцы делились с древности: эдшзингами называли благородных людей, фрилингами – свободных германцев, а ласами - полусвободных. Германские короли, именуемые конунгами, появились в результате обогащения во время военных походов предводителей, окруженных храброй дружиной, которая помогала им захватывать главную власть. Дружина образовывалась на основе добровольной преданности предводителю, ее создателем мог быть любой свободный предприимчивый германец, решивший обогатиться при помощи грабежа и войны с соседними племенами.
Древние германцы умели делать орудия труда и оружие, выделывать кожи, обрабатывать дерево, добывать золото, серебро, железо, вели активную торговлю с Древним Римом.
6
Ученые относят племена индейцев Майя к одному из развитых сообществ людей древнего мира. Территории, занимаемые племенами Майя, включали современные мексиканские штаты, Гватемалу, западные штаты Гондураса и Сальвадора, Белиз. В первом тысячелетии нашей эры у майя существовало около двадцати городов-государств. Создавались уникальные архитектурные постройки: на плоских вершинах имеющих форму пирамиды холмах и платформах разной высоты и размеров располагались каменные здания храмов, дворцов и резиденций знати. Жилища рядовых майя строились на невысоких облицованных каменных платформах, были деревянными или глиняными, покрытыми тростником. В прямоугольных двориках (патио) располагались несколько домов большой семьи, семьи объединялись в более крупные группы с расположенными по соседству патио.
7
Монументальная скульптура и живопись древнего индейского народа уже в 6-10 веках достигли расцвета. Существовали специальные скульптурные школы, которые смогли достичь гармоничной композиции, естественной передачи поз и движений. Сцены ритуалов племен, церемоний, военных действий отражены на знаменитых фресках, выполненных уже в 8 веке. Майя придумали сложную систему иероглифической письменности, при дворцах и храмах создавали рукописные библиотеки. До настоящего времени ученые восхищаются сложностью календаря Майя. Во времена испанских завоеваний языческая культура племен индейцев подверглась уничтожению, древнее иероглифическое письмо утрачено.
Видео по теме
Источники:
  • Древние славяне
  • Германские племена в древности
  • Как жили древние Майя

Совет 4: Как питались древние люди

Далекие предки людей вели здоровый образ жизни, были максимально приближены к природе, ели только натуральное, а пищу добывали посредством охоты и собирательства, не зная ни растениеводства, ни скотоводства, ни земледелия. Именно поэтому считается, что древние люди были такими сильными и выносливыми и даже не задумывались о таких понятиях как ожирение, сердечные заболевания, диабет.
Инструкция
1
Рацион человека, жившего в каменном веке, был предельно прост. Никакого сахара, соли, зерновых, алкоголя, а тем более популярных сегодня пищевых добавок. Считается, что древние люди получали большое количество энергии из животной пищи, которая составляла как минимум 65% общего рациона, оставляя 35% пище растительной. При этом в еде было гораздо меньше жиров, нежели поглощают современные обитатели мегаполисов.
2
В пищу поступало достаточно много продуктов, богатых клетчаткой, витаминами и такими модными сегодня антиоксидантами. Из достоверных источников известно, что клетчатки древние люди получали в объеме равном приблизительном 100 гр в день, в то время как современные люди не добирают и до 20-30 гр.
3
Рацион питания древних людей был наполнен огромным количеством фруктов. Содержащиеся в них полезные микроэлементы препятствовали возникновению онкологических заболеваний. Для пищи использовалось более сухое и постное, нежели у домашних животных, мясо диких зверей и птиц. Именно такое мясо содержит наиболее полезные для организма жирные кислоты и отличается их сбалансированностью. Останки скелетов диких животных, найденные в пещерах древнейших людей, свидетельствуют о том, что предки современного человека предпочитали охотиться на оленей, носорогов, некоторых морских млекопитающих. В меню также были орехи, травы, коренья, листья растений, которые сегодня вряд ли встретишь на прилавках современных магазинов.
4
Считается, что энергичный и проводящий в погоне за пропитанием весь день первобытный человек ежедневно поглощал не менее 3-4 тысяч калорий. Естественно, древнейшие люди не знали, что такое сыр, соленья и копчености, а ведь именно они способствуют развитию гипертонии, появлению камней в почках, инсульта, остеопороза, буквально «закисляя» организм.
5
Рацион питания древних людей варьировался в зависимости от ареала их обитания, климатических условий и степени эволюционирования. Так, исследования показывают, что скорее всего, неандертальцы уже употребляли в пищу вареные овощи, делали отвары, скрупулезно относились к разделыванию туши животного, выбирая только отдельно взятые внутренние органы, например, желудки травоядных животных. Со временем к охоте присоединилась и рыбалка, сделав для человека доступными рыбные блюда.
Видео по теме

Совет 5: Почему древние люди не наносили вреда природе

Экологические катастрофы – как локальные, так и глобальные – типичны для современности. Наблюдая катастрофическое уничтожение природы современным человеком, хочется противопоставить его человеку древнему, жившему в гармонии с природой.
Противопоставлять человека природе не совсем правильно, ведь он и сам – часть природы и ее создание. И все же по своим взаимоотношениям с окружающей средой люди не похожи ни на одно живое существо. Но и эти взаимоотношения не установлены раз и навсегда – они развивались в течение всей человеческой истории.

Первобытный анимизм

Древний человек обращался с природой чрезвычайно бережно. «Дай коры мне, о береза», – говорит герой «Песни о Гайавате». Эта картина не рождена воображением поэта: древние люди – не только североамериканские индейцы – верили, что все животные, растения и даже камни и горы обладают душой, и обращаться с ними нужно так же почтительно, как с людьми. Ученые называют такое мировоззрение анимизмом (от латинского слова anima – «душа»).

И все же не стоит представлять отношения древнего человека с природой совсем уж идиллическими: первобытный анимизм удерживал от нанесения вреда другим существам лишь до известной степени. Человек мог просить прощения у дерева, но все же рубил его, когда нужен был строительный материал, не охотился для развлечения, но убивал животных ради мяса и шкур. С этой точки зрения он не отличался от других животных: волки убивают зайцев для еды, бобры валят деревья, строя плотины.

Искусственная среда

Как животное человек выглядит удивительно нежизнеспособным: слабые зубы, почти полное отсутствие шерстяного покрова, длительный период взросления. Такое существо могло выжить, только создав искусственную среду. Развитый мозг человека позволил это сделать, но искусственная среда требует на порядок больше ресурсов, чем жизнь в среде естественной.

Например, бобру, чтобы повалить дерево, достаточно собственных зубов, а человеку нужен топор, рукоять которого тоже сделана из дерева. Волку для утоления голода достаточно одного зайца, а человек, чтобы сделать теплую одежду, должен убить больше зайцев, чем может съесть.

Искусственная среда не только требовала ресурсов, она еще и постепенно выводила человека из-под власти естественного отбора: использование огня позволило выживать тем особям, которые в естественных условиях погибли бы от холода, оружие защищало от хищников и т.п. Численность человека росла быстрее, чем количество других животных, что приводило к некоторому нарушению экологического равновесия.

Не сразу это нарушение стало критичным – оно постепенно росло вместе с уровнем технологий. Качественный скачок произошел в 20 веке после научно-технической революции, именно тогда заговорили об уничтожении природы человеком. Появилось даже представление о человечестве как о «раковой опухоли» на теле Земли, которая должна быть уничтожена. Это, безусловно, преувеличение. Не все, что делает человек, вредит природе.

Например, одной из самых вредных отраслей человеческой деятельности считается использование каменного угля в качестве топлива. Но каменный уголь – это углерод, изъятый из круговорота веществ из-за несовершенства древних экосистем. Сжигая его, человек возвращает углерод в атмосферу в виде углекислого газа, который усваивают растения.

Таким образом, взаимоотношения человека с природой выглядели неоднозначно всегда – и в древности, и в современном мире.
Источники:
  • Человек как часть природы
Видео по теме
Обратите внимание
Период первобытно-общинного строя в основном пришелся на каменный век, однако и в эпоху бронзы часть племен сохраняли первобытные отношения. К железному веку с развитием земледелия и скотоводства родоплеменная структура начала уходить в прошлое и заменяться системой общественных отношений, характерной для эпохи древних цивилизаций.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500