За последние 6 месяцев мне по долгу службы пришлось опробовать на себе множество нововведений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее по тексту буду просто именовать ее "Служба"). Ее сайт rosreestr.ru сам по себе, в принципе, удобен для пользователя, особых проблем с ним не возникает, поэтому я считаю, что мы можем обойтись без подробного его описания.

Итак, основные виды online-услуг Службы:
1) Предоставление справочной информации по объектам недвижимости;
2) Предоставление информации из ГКН (Государственного кадастра недвижимости);
3) Предоставление информации из ЕГРП (Единого государственного реестра прав);
4) Постановка на кадастровый учет;
5) Проверка статуса заявления online;
6) Подача документов на регистрацию прав и сделок с недвижимостью;
7) Электронная запись на прием.


Разберем каждую услугу подробнее:

Предоставление справочной информации по объектам недвижимости

Нажав на соответствующую ссылку на главной странице Службы, мы попадаем на форму запроса сведений. Поиск по адресу у них часто глючит, и искать нужный объект лучше по кадастровому номеру. Кадастровый номер вы можете найти в свидетельстве о государственной регистрации права. Это набор цифр и знаков вида 12-34-56/789/1011-121 (для зданий/квартир) или 12:34:5678910:111 (для земельных участков). Если ваш кадастровый номер не проходит, не волнуйтесь и попробуйте забить его в поля "условный номер" или "устаревший номер". После этого мы попадаем на страничку, где можем выбрать, откуда хотим узнать сведения об интересующем нас объекте, - из ГКН или ЕГРП. Чтобы перейти к интересующим нас сведениям, нужно щелкнуть на адрес объекта, который находится в соответствующей ГКН или ЕГРП строке таблицы. По сути сведений, которые нам будут предоставлены, не так уж много: площадь объекта, этажность (в случае, если объект - здание), этаж (обычно для квартир), наличие зарегистрированных прав и обременения. На последних остановимся подробнее - наличие обременений на объекте недвижимости часто является препятствием к его продаже. И в случае, если собственник объекта недобросовестен, он может попытаться продать объект по одной из многочисленных мошеннических схем. По замыслу сотрудников Службы, предоставление информации об обременениях объекта в режиме online - важный шаг по предотвращению противоправных действий мошенников. Однако на деле ничего лучше старой доброй выписки из ЕГРП в бумажном виде пока что нет. Почему так? Информация на сайте службы обновляется очень редко, и доверять ей нет никакой возможности.

Имея только адрес недвижимости, вы, конечно, можете попытаться найти информацию о ней, если повезет. Но в остальном - все сведения, которые указаны online, вы можете получить и просто из свидетельства.

Предоставление информации из ГКН и из ЕГРП

В теории это должно выглядеть так: вы заполняете формы на сайте, отправляете их в Службу и через некоторое время приходите за уже готовым документом. А если нужна только информация, заказываете выписку в виде электронного документа. По факту все не так радужно. Во-первых, форма на сайте сделана несколько криво и очень любит внезапно отсылать пользователя в самое начало с потерей всех данных. Во-вторых, если вы заказываете получение документа в электронном виде, он не подойдет ни одной организации. И, наконец, в-третьих, будьте готовы, заказав выписку с получением в территориальном отделе, получить неправильно оформленную или вовсе ее не дождаться.

Постановку на кадастровый учет намного легче сделать вручную.

Проверка статуса заявления online подходит только для проверки, прошел ваш платеж за госуслугу или нет. Во всем остальном - безумно тормозная система. Ни разу за мою практику она не выдала сведения вовремя. Особенно хорошо это заметно на практике регистраций сделок с недвижимостью. Сведения о том, что документы обработаны и готовы к выдаче, появляются хорошо если через пару недель после того как документы уже получены и сделка завершена. Сведения о приостановках обычно появляются уже после того, как все основания для приостановки исчезли. В целом система проверки online, скорее, бесполезна.

Подача документов на регистрацию в электронном виде - самая бесполезная из электронных услуг службы. Заявляется, что такой способ экономит до 1-2 часов вашего времени. Как это происходит на деле, я поясню на плачевном примере моих коллег, которые решили однажды воспользоваться этой "услугой". Итак, чтобы подать документы в электронном виде, их изначально следует отсканировать. Учитывая, что сделка, проводимая ими, была связана с ипотекой, сканирование заняло значительный промежуток времени. Затем - заполнение электронной формы. После 28-й неудачной попытки заполнения мои коллеги пробились через дебри сайта Службы и получили вожделенный талончик с номером. И уведомление о том, что, несмотря на все мытарства со сканами и остальным, везти пакет документов в управление Службы все равно необходимо. Вопрос - зачем сканы тогда? Итак, вот он судный день. Коллеги привозят документы на подачу в управление и все проходит так же, как и всегда. Таким образом, время подачи заявления не просто не уменьшилось, оно еще и увеличилось.

И, наконец, электронная запись на прием. Скажу просто и кратко. Да, можно записаться, но только на 2-3 месяца вперед. Бывают отдельные случаи, когда можно сделать это за 1-2 недели, но только в тех исключительных отделах, где и так не бывает очереди.