Инструкция
1
Во франчайзинговых отношениях выделяют две стороны: франчайзер – тот, кто предоставляет в пользование товарный знак, и франчайзи – тот, кто будет им пользоваться (покупатель лицензии). Франчайзи, по общим правилам лицензирования объектов интеллектуальной собственности, выплачивает франчайзеру оговоренную в соглашении денежную сумму единовременно, а также – регулярно – роялти, или отчисления правообладателю за пользование товарным знаком или коммерческим обозначением.
2
Однако существуют два принципиальных отличия франчайзинга от «обычного» лицензирования интеллектуальной собственности. Первое заключается в том, что франчайзи обязан использовать товарный знак строго предписанным франчайзером способом. Второе – роялти выплачиваются франчайзеру независимо от результатов деятельности франчайзи. Рассмотрим эти отличия подробнее.
3
Как правило, франчайзинговая схема (франшиза) используется для построения так называемых «сетей продаж» продуктов, выпускаемых под товарным знаком или коммерческим обозначением. В этой схеме франчайзер является изготовителем продукта (чаще всего), а франчайзи – продавцом. Отличие от «обычных» торговых соглашений состоит в том, что франчайзер обязывает франчайзи не только продавать товар, но и использовать при этом разработанные им методы рекламы, маркетинга, отчетности и т.д., – то есть приемы и методы, ноу-хау, которые составляют так называемую «систему ведения бизнеса».
4
При работе по франчайзинговой лицензии франчайзи (продавец), как правило, обязуется регулярно закупать у производителя (франчайзера) определенные объемы продукта для последующей продажи. При этом франчайзи не имеет права устанавливать на продукт собственные розничные цены – но лишь в ценовом коридоре, определенном франчайзером. Как правило, франчайзер определяет в соглашении нормы объема продаж, а также – в случае, когда франчайзи перевыполняет нормативы – систему бонусов. Следует отметить, что роялти – регулярные отчисления франчайзеру, – не являются «процентом посредника», это отчисления за использование интеллектуальной собственности (в данном случае комплекса ноу-хау).