Совет 1: Как рассчитать динамику показателей

Анализ динамики показателей начинается с того, как именно они изменяются (увеличиваются, уменьшаются или остаются неизменными) в абсолютном и относительном выражении. Чтобы проследить за изменением рядов динамики во времени, рассчитываются показатели: абсолютное изменение, относительное изменение, темп изменения.
Инструкция
1
Учтите, что все данные показатели могут быть базисными, когда уровень одного периода сравнивается с уровнем начального периода, и цепными, когда сравнивается уровень двух соседних периодов.
2
Базисное абсолютное изменение (абсолютный прирост) вы можете рассчитать как разность конкретного и первого уровней ряда: У(б) = У(i ) – У(1). Оно показывает, насколько уровень конкретного периода больше или меньше базисного уровня. Цепное абсолютное изменение – это разность между конкретным и предыдущим уровнем ряда: У (ц) = У(i) – У(i-1). Оно показывает, на сколько единиц уровень конкретного периода больше или меньше предыдущего. Помните, что между базисным и цепным абсолютным изменением существует взаимосвязь: сумма цепных абсолютных изменений равна последнему базисному изменению.
3
При анализе динамики показателей вы можете рассчитать базисное относительное изменение (базисный темп роста). Он представляет собой отношение конкретного показателя к первому из ряда динамики: I(б) = У(i)/Y(1). Цепное относительное изменение – это соотношение конкретного и предыдущего уровня ряда: I(ц) = У(i)/Y(i-1). Относительное изменение показывает, во сколько раз уровень данного ряда больше уровня предыдущего ряда или какую часть его часть составляет. Относительное изменение может выражаться в процентах, путем умножения соотношения на 100 %. Между цепными и базисными относительными изменениями существует взаимосвязь: произведение цепных относительных изменений равно последнему базисному.
4
Кроме того, при анализе динамики показателей вы можете рассчитать темп изменения (темп прироста) уровней. Это относительный показатель, который показывает, на сколько процентов данный показатель больше или меньше другого, принимаемого за базу сравнения. Он определяется путем вычитания из относительного базисного или цепного изменения 100%: Т(i) = I(i) – 100%.

Совет 2: Как рассчитать относительные показатели

Относительные показатели предназначены для того, чтобы характеризовать интенсивность происходящих изменений измеряемой величины. Для их нахождения надо знать абсолютные значения как минимум в двух точках измерений - например, на двух отметках временной шкалы. Поэтому относительные показатели считаются вторичными по отношению к абсолютным, но тем не менее, без них трудно оценить общую картину изменений, происходящих с измеряемым параметром.
Инструкция
1
Делите один абсолютный показатель на другой, чтобы получить значение относительного показателя, характеризующее произошедшие изменения абсолютных показателей. В числитель следует ставить тот абсолютный показатель, который является текущим (или «сравниваемым»), а в знаменателе должен быть абсолютный показатель, с которым сравнивается текущее значение - он называется «основанием» или «базой сравнения». Результат деления (то есть относительный показатель) будет выражать, во сколько раз текущий абсолютный показатель больше базисного или сколько единиц текущего значения приходится на каждую единицу базового.
2
Если сравниваемые абсолютные величины имеют одинаковые единицы измерения (например, количество произведенных гаубиц), то полученный в результате расчетов относительный показатель, как правило, выражается в процентах, промилле, продецимилле или в коэффициентах. В коэффициентах относительный показатель выражают в том случае, если базовый абсолютный показатель принимают равным единице. Если единицу заменить сотней, то относительный показатель будет выражен в процентах, если миллионом - в промилле, а если десятью миллионами - в продецимилле. Когда сравнивают две величины, имеющие разные единицы измерения (например, гаубицы и численность населения страны), полученный относительный показатель выражается в именованных величинах (например, гаубиц в расчете на душу населения).
3
Используйте любой калькулятор для нахождения численного значения относительного показателя. Эта операция не требует расчета каких-либо специальных функций, а представляет собой обыкновенную операцию деления двух чисел, поэтому подойдет практически каждый исправный калькулятор.
Видео по теме

Совет 3: Как рассчитать динамику

Динамика по своей сути – это показатель движения процесса в положительную или отрицательную сторону. Она фиксирует развитие события, процесса, явления и т.п. Поэтому для расчета динамики какого-либо процесса нужно вооружиться основными его показателями. Например, для того, чтобы произвести количественную оценку динамики социально-экономических явлений возьмите следующие статистические показатели: прирост, темп роста, темп наращивания и др. Как вы могли заметить, все эти показатели отражают в себе движение. Оно заложено в определении динамики.
Инструкция
1
Динамика включает в себя несколько уровней, это совсем не линейный процесс. Поэтому в основе расчета динамики лежит метод сравнения её уровней. Сравнение это может быть постоянным и временным, в течение выбранного периода.
2
Итак, чтобы рассчитать динамику, необходимо вычислить показатель каждого из её составляющих
Абсолютный прирост. Он представляет из себя разность в единицах исходных данных. То есть базисного прироста и постоянным уровнем прироста на данном этапе. Этот показатель может быть и отрицательным.
3
Темп роста. Он представляет собой соотношение двух уровней ряда и выражается чаще всего в процентах или в виде коэффициента. Полученный показатель соотнесите с 1. Если темп роста получился больше 1, то это значит увеличение уровня по сравнению с базисным. Если темп роста равен 1, то никаких изменений. Ну а если темп роста получился меньше 1, то снижение уровня по отношению к базисному показателю. Запомните: темп роста всегда имеет положительный знак.
4
Темп наращивания. Разность между состоянием процесса на начальном этапе выбранного периода и на конечном. Выражается в процентах. Задачей этого показателя является определение направления движения изучаемого процесса и скорость. То есть что вы имеете: упадок или, наоборот, подъем и с каким процентным отрывом.
Такие расчеты применимы почти в любой сфере жизнедеятельности и зависят от степени изменчивости явления.

Совет 4: Как рассчитать абсолютный прирост

Для определения интенсивности изменений каких-либо показателей за определенный период времени используется набор характеристик, которые получаются методом сравнения нескольких уровней показателей, измеренных на разных отметках временной шкалы. В зависимости от того, каким образом сравниваются измеренные показатели между собой, полученные характеристики называются коэффициентом роста, темпом роста, темпом прироста, абсолютным приростом или абсолютным значением 1% прироста.
Инструкция
1
Определите, какие именно показатели и каким образом надо сравнивать между собой, чтобы получить искомое значение абсолютного прироста. Исходите из того, что эта характеристика должна показывать абсолютную скорость изменения исследуемого показателя и рассчитываться как разность между текущим уровнем и уровнем, принимаемым за базовый.
2
Вычтите из текущего значения исследуемого показателя его значение, измеренное в той точке временной шкалы, которая принимается за базовую. Например, допустим, что количество рабочих, занятых на производстве на начало текущего месяца составляет 1549 человек, а на начало года, которое считается базисным периодом, оно было равно 1200 работникам. В этом случае абсолютный прирост за период с начала года по начало текущего месяца составил 349 единиц, так как 1549-1200=349.
3
Если требуется не только рассчитать этот показатель за один последний период, но и определить среднее значение абсолютного прироста за несколько периодов, то надо вычислить это значение для каждой временной отметки по отношению к предыдущей, затем сложить полученные величины и разделить их на количество периодов. Например, допустим, что нужно вычислить среднее значение абсолютного прироста количества занятого на производстве персонала по месяцам текущего года. В этом случае отнимите от значения показателя по состоянию на начало февраля, соответствующее значение для начала января, затем проделайте аналогичные операции для пар март/февраль, апрель/март и т.д. Закончив с этим, сложите полученные значения и разделите результат на порядковый номер последнего из участвовавших в расчете месяцев текущего года.
Источники:
  • как найти абсолютное изменение
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше